Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Бондина Н. А., Коренева Л. Ю. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2738/ (дата обращения: 28.05.2018).



В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, дошкольная образовательная организация, дети с задержкой психического развития

Недостаточность сформированности пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, и проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения чтением, письмом и математическими операциями

Современное дошкольное образование опирается на личностно ориентированный подход, который обеспечивает раскрытие у дошкольника личностных качеств и способностей. Развитие пространственных и временных представлений у дошкольников формируется медленно, с одной стороны — это связано с недостаточно развитой наблюдательностью, восприимчивостью, логическим мышлением, с другой — с небольшим накоплением жизненного опыта ребенка.

Психологи отмечают, что у детей с ЗПР развитие высших психических функций сильно отстает. Это ограничивает потребность ребенка в общении и его познавательный потенциал, способность к получению и усвоению новых знаний. Следствием такого ограничения являются недостаточно сформированные пространственные и временные представления, затруднения в ориентировке в схеме тела и анализе структуры предмета, которые определяют развитие речевого развития и мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирования понятий, решения задач, воображения, логики и являются фундаментом сенсорной интеграции, социализирующим ребенка к действительности окружающего мира. Нарушения умений ориентироваться в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития обусловлено их неспособностью перерабатывать вербально или невербально пространственную информацию. А также недостаточно развиты базисные пространственные ориентировки и представления, их словесные обозначения и отражение в продуктивных видах образовательной деятельности.

Система коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений и функций у дошкольников с ЗПР основана на методах наблюдения и объяснения расположения предметов на плоскости или в пространстве и является главным звеном в формировании успешного обучения будущего школьника. В процессе педагогического мониторинга на протяжении всего учебного периода, направленного на выявление уровня развития у детей пространственно-временной ориентировки, изучались: ориентировка в «схеме собственного тела», умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, понимание и употребление предлогов, понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения. Проанализировав полученные результаты педагогами было выявлено, что у данной категории детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространственных представлений (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, так же трудности при ориентировке на листе бумаги, еще сложнее отразить это в собственной речи.

Для более результативной работы педагогами создана картотека игр-пятиминуток, дидактических и подвижных игр, разработан альбом «Смекалочка», содержащий игровые и дидактические упражнения на формирование и развитие всех компонентов пространственной ориентировки.

Для достижения поставленной цели и решения коррекционно-образовательных задач работа по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР включила четыре этапа. На первом этапе педагоги учили детей ориентироваться в схеме собственного тела, для этого в организационные моменты добавляли игры-пятиминутки «Моя правая рука делает так», «Весёлая геометрия», загадки про части тела и стихотворные физкультминутки «Легкая забава», «Аист длинноногий». Игры и упражнения позволили сформировать у дошкольников умение ориентироваться относительно себя. Для достижения цели второго этапа — развитие ориентировки в окружающем пространстве, в непосредственно-образовательную деятельность включены занятия — квесты «Там на неведомых дорожках», «Сокровища Джека Воробья», дидактические игры «Доскажи словечко», «Наоборот», подвижные игры «Автомобили», «Птички на дереве». На третьем этапе дети учились ориентироваться на плоскости — придумывали лабиринты, карты-схемы, шифровки, писали графические диктанты. На четвертом этапе специалисты знакомили детей с временными представлениями, для этого была разработана система занятий по окружающему миру «Круглый год», консультации для родителей о работе над временными представлениями дома, в рамках родительского клуба организован мастер-класс «Сказки о времени». На протяжении всей коррекционно-развивающей работы особое внимание уделялось активизации словарного запаса детей: применение в речи предлогов и наречий, согласование слов в предложении.

Решение поставленных задач невозможно без тесного взаимодействия всех специалистов детского сада: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей, роль которых совершенствовать у детей с ОВЗ практические умения и навыки, полученные в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Одним из важных условий успешного формирования у детей пространственной ориентировки является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, повышение их педагогической компетенции. При поддержке родителей организовано музыкально-познавательное мероприятие «Вокруг света за 30 минут», созданы авторские дидактические игры «Путешествие кораблика», «Зелёный лабиринт». Только тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса значительно позволило повысить уровень знаний пространственно-временных представлений у детей с ЗПР и достичь поставленных целей в коррекционно-развивающей работе.

Итоги промежуточного педагогического мониторинга доказали, что разработанная педагогами система занятий, игр и упражнений эффективна. В результате уровень сформированности пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР существенно повысился. В дальнейшем специалисты планируют продолжить работу по формированию навыков пространственной ориентировки у детей с ЗПР.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственно-временных представлений, формированию пространственно-временных представлений, задержкой психического развития, коррекционно-развивающей работы, пространственных представлений, пространственной ориентировки, сформированности пространственно-временных представлений, знаний пространственно-временных представлений, овладения пространственных представлений, сформированности пространственных представлений, дошкольников умение, временными представлениями, детей пространственной ориентировки, детей пространственно-временной ориентировки, дидактические игры, формированию навыков пространственной, педагогического мониторинга, трудностях овладения чтением, компонентов пространственной ориентировки, базисные пространственные ориентировки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос