В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов.
Ключевые слова: трансграничные территории, геополитика, пассажиропоток, международно-правовое регулирование, туристическая деятельности.
The article discusses the features of international legal regulation of cross-border relations in the field of tourism activities in the framework of the current international regulations.
Keywords: cross-border territories, geopolitics, international legal regulation, tourism activities.
Взаимодействие государств в рамках нормативного регулирования международных туристических отношений осуществляется посредством принятия международных правовых актов [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения в геополитической ситуации в мире, связанные с ухудшением отношений России с США и странами Европейского сообщества, обусловили изменение вектора внешней политики с западного на восточный. В первую очередь подобный поворот означает поиск стратегических партнеров в странах Восточной Азии для экономической кооперации по развитию Сибири и Дальнего Востока.
В этих условиях встраивание последних в систему евразийских транспортных коридоров является важнейшей задачей. Это закономерно диктует необходимость налаживания трансграничных отношений в сфере туризма с такими странами как Китаем, Япония, Монголия и другие.
В данных условиях происходящие перемены особенно сильно сказываются на социально–экономической ситуации приграничных территорий сопредельных стран, роль которых в реализации межгосударственных отношений значительно возрастает.
Из отсталых, периферийных регионов они становятся плацдармом для развертывания совместных проектов в экономике, социальной сфере, науке, культуре и т. д.
Одним из направлений в укреплении приграничного сотрудничества является развитие трансграничного туризма и соответственно развитие международно-правового регулирования в данной сфере.
Использование преимуществ приграничного положения является одним из факторов развития туристской отрасли сопредельных регионов. Через приграничные регионы проходят основные международные грузовые и пассажирские потоки.
Географическая близость позволяет снизить транспортные расходы туристов, которые, как правило, составляют большую часть расходов на отдых, и определяют рекреационную привлекательность регионов для посещения с точки зрения их минимизации.
Развитию международного туризма в приграничных регионах способствуют структурные изменения во въездном и выездном туризме России, связанные с уменьшением доли выездного и увеличением доли въездного туризма.
Современные потребности развития туристской деятельности на трансграничных территориях порождают необходимость разработки прогноза и стратегии её развития, как скоординированного процесса по обеим сторонам от границы. [2]
Так, примеру, в настоящее время Китай активно продвигает проекты по развитию международных транспортных коридоров в рамках концепции «Один пояс — один путь».
Помимо этого, развивается сотрудничество России, Монголии и Китая в сфере туризма по разработке и реализации проектов трансграничных туристских маршрутов, в том числе туристский маршрут «Великий Чайный путь». Специалисты отмечают, что у стран нет опыта совместной реализации проектов в области туризма.
Государственные органы управления России, Монголии и Китая в полной мере осознают необходимость трехстороннего сотрудничества в создании Экономического коридора, поэтому не случайно c 2016 г. проводятся регулярные встречи представителей государственных органов трех стран, отвечающих за развитие туризма.
На приграничных территориях России в ряде государственных документов туризм признан приоритетным направлением социально–экономического развития.
В связи с тем, что критерии качества туристических услуг в законодательстве государств-членов не определены, на практике отсутствует возможность установить, в чем суть нарушения — несоответствие качества услуги или несоответствие информации об услуге.
Основную долю нарушений (примерно 40 % от общего количества нарушений, выявляемых в данной сфере) составляет предоставление ненадлежащей информации потребителю о приобретенных услугах.
Значимость развития сферы трансграничного туризма обусловлена его совокупным воздействием на национальную экономику и вовлечением в процесс оказания туристских услуг всех ключевых секторов экономики, что не только стимулирует их развитие, но также содействует активному принятию мер, направленных на восстановление и сохранение природных ресурсов.
Основными направлениями такой работы в сфере защиты прав потребителей туристских услуг должны явиться гармонизация отраслевых норм качества посредством разработки и внедрения стандартов туристских услуг, а также добровольной оценки качества туристских услуг, дальнейшая работа по совершенствованию институциональной базы защиты прав потребителей на уровне каждого государства члена, созданию общих механизмов защиты прав потребителей в сфере туризма, а также оказание методологической и технологической поддержки всем участникам туристской отрасли для сохранения или получения конкурентных преимуществ.
Беспрецедентные ограничительные мероприятия, проводимые правительствами стран, направленные на борьбу с COVID-19, закрытие границ, прекращение транспортного сообщения и массового передвижения в целях сохранения здоровья людей, явились серьезнейшим испытанием для туристической индустрии и связанных с ней отраслей экономики не только в государствах-членах ЕАЭС, но и во всем мире. [3]
Закрытие всех туристических направлений поставило участников туристического рынка в ситуацию невозможности выполнения своих обязательства перед туристами и работниками отрасли.
По мере постепенного снятия ограничительных мер в государствах-членах, необходимо предусматривать меры государственной поддержки, как основы для перезагрузки туристической экосистемы и единого рынка безопасных туристических услуг, сохраняя при этом интересы бизнеса и потребителей.
Антикризисные программы государств-членов предусматривают меры поддержки доходов населения путем сохранения занятости, смягчение налоговых условий и обязательств по обслуживанию кредитной задолженности.
Особое внимание в таких программах уделяется оказанию помощи наиболее пострадавшим отраслям экономики, в том числе туристкой отрасли.
Улучшение социально–экономического положения субъектов федерации, увеличение реальных доходов бюджета, рост уровня жизни населения связывают именно с данной отраслью экономики.
Таким образом, туризм несет за собой не только экономические выгоды, но и различные последствия для экономики и природных комплексов приграничных регионов.
Опыт других регионов показывает, что увеличение туристских потоков несет за собой различные риски социально–экономического, криминогенного, культурологического и другого характера. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной становится разработка правового механизма и инструментов регулирования туризма и, в частности, управления туристскими потоками, рассредоточение туристов по трансграничной территории.
Литература:
- Голомидова Е. С. Оценка потенциала развития трансграничного туристско-рекреационного региона «Псков — Печоры — Тарту» // Туристско-рекреационный потенциал, природное и культурное наследие Восточной Европы: мат. Межд. науч.-практ. конф. Псков: Изд-во Псков. гос. ун-та, 2017. С. 116–122
- Новиков, А. Н. Трансграничные секторально-кольцевые структуры восточного стыка границ России, Монголии и Китая как матрицы территориальной организации туристско-рекреационной деятельности / А. Н. Новиков, М. С. Новикова, К. С. Козырева // Успехи современного естествознания. — 2017. — № 8. — С. 100–105
- Ожигина, В. В. Опыт регулирования туризма на уровне интеграционных объединений и возможности его использования в ЕАЭС / В. В. Ожигина // Новая индустриализация как драйвер экономического роста в Казахстане в условиях глобализации: Сб. мат-лов междунар. науч. конф. молодых ученых. — Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2016. — C. 236–240
- https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsionnyh-protsessov-v-sfere-turizma-v-regionah-velikogo-chaynogo-puti???history=5&pfid=1&sample=16&ref=0