Исследование взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 15.02.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Сучилина, Ю. А. Исследование взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ / Ю. А. Сучилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 179-184. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78638/ (дата обращения: 26.02.2021).



Статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и психологической адаптации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: адаптация, ДОУ, стиль детско-родительских отношений, дошкольник.

Постановка проблемы

Дошкольное образовательное учреждение (Далее — ДОУ) несет для дошкольника функцию первого внесемейного социального института, становится первым образовательным учреждением, с каким ребенок начинает контактировать. Начало знакомства с ДОУ, время нахождения в нем для дошкольников обладает некоторыми специфичными чертами. Во-первых, это изменения во многих аспектах окружающей их действительности, среды, в которой ребенок привык находиться. Во-вторых, это преобразования в образе жизни и деятельности младшего дошкольника. Для этого изменения характерны определенные стрессовые факторы: длительное расставание с близкими взрослыми в первый раз жизни, попадание в неизвестную ребенку предметно-пространственную среду, достаточно длительная коммуникация с незнакомыми детьми и взрослыми [1].

Современные исследования доказывают, что среди родителей возрастает спрос на ранние образовательные услуги. Из этого вытекает проблема адаптации дошкольников к ДОУ. Родители заинтересованы в том, чтобы адаптация ребенка прошла безболезненно, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Увеличение возраста начала посещения дошкольного образовательного учреждения с 1,8 до 3 лет, сопровождаемое увеличением образовательной нагрузки, делают проблему адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения особенно актуальной. Будучи связанным с появлением важнейших базовых новообразований личности, возникновение которых невозможно вне социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития, дошкольный возраст — это наиболее уязвимый период развития [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в психолого-педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт по подготовке детей к поступлению в ДОУ.

Проблему адаптации к ДОУ изучали: Р. М. Айсина [1], Е. В. Барышникова [2], В. Н. Белкина [3], О. В. Богаткина [4], Т. В. Костяк [5], Г. Б. Монина [6], Ю. В. Поршнева [7], Т. Ю. Сидоркина [8], Н. В. Соколовская [9], Г. А. Урунтаева [10], О. В. Хухлаева [11].

Несмотря на большое количество научно-практических работ, посвященных решению данной проблемы, обоснованных исследований по психолого-педагогическому сопровождению адаптации к ДОУ дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений, данная проблема является актуальной.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ.

Объект исследования: адаптация дошкольников к ДОУ.

Предмет исследования: взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и дошкольников к ДОУ.

Гипотеза: стиль родительского отношения оказывает влияние на степень адаптации дошкольников к ДОУ: у дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений (либеральный, индифферентный) преобладает «тяжелый», «усложненный» уровень адаптации к ДОУ.

Методология

Исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений, проходило в три этапа: первый этап — поисково-подготовительный; второй этап — опытно-экспериментальный, третий этап — контрольно-обобщающий.

Методы и методики исследования:

  1. Теоретические: методы (анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование).
  2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам:

1) «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной).

2) «Оценка эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада» (А. Остроухова).

3) «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина).

  1. Методы количественной обработки данных: коэффициент корреляции К. Пирсона, Т-критерий Вилкоксона.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 60 детей от 3 до 4 лет.

Результаты и обсуждение

Исследование проводилось на базе детского сада № 30 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 60 детей от 3 до 4 лет.

Семьи детей, участвующих в эксперименте, полные, исследуемые дети имеют младших сестер или братьев. Воспитанием детей в основном занимаются родители, в редких случаях бабушки и дедушки. Основным видом деятельности детей группы является игра, а также другие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Дети ярко и непосредственно выражают свои чувства, они открыты для новых впечатлений и знаний. Воспитатель внимательна к детям, проявляет заботливое отношение к ним, умеет поддерживать познавательную активность и развивает самостоятельность детей.

Изучая стили воспитания родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной), мы получили следующий результаты, отображенные на рисунке 1.

Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (в процентном соотношении) (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) у родителей дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения

Рис. 1. Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (в процентном соотношении) (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) у родителей дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения

Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) показали, что у 28 % (17 человек) опрошенных родителей выявлен авторитетный стиль воспитания. Такие родители проявляют к детям теплоту, внимание, используют убеждение, обучают ребенка социальным навыкам, проявляют интерес к общению ребенка со сверстниками. Родители контролируют ребенка, при необходимости могут заставить делать то, что нужно, ожидая от ребенка разумного, зрелого поведения. Авторитетные родители прислушиваются к мнению ребенка и могут уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль воспитания выявлен у 47 % (28 человек) родителей, которые жестоко контролируют поведение своих детей и требуют от них строгого соблюдения правил. Сдержаны в отношениях с детьми, редко проявляют нежность, понимание и сочувствие, мнение ребенка не учитывают, при неподчинении наказывают.

У 15 % (9 человек) родителей выявлен пренебрегающий (индифферентный) стиль, при котором родители не удовлетворяют потребности и интересы ребенка, озабочены лишь собой и своими проблемами.

Снисходительный (либеральный) стиль воспитания у 10 % (6 человек), они воспринимают ребенка таким, какой он есть, не ограничивая поведение ребенка. Эмоциональная близость к ребенку может различаться от любящих и нежных до холодных и отстраненных.

На рисунке 2 представлены результаты оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова).

Результаты исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова)

Рис. 2. Результаты исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова)

На основании анализа данных исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова), можно сделать следующие выводы.

Средний уровень адаптированности — 42 % (25 человек). У них наблюдаются проблемы эмоционального и социального плана, а также проблема со сном.

Легкая адаптация отмечается у 13 % (8 человек) детей, такие дети интересуются игрой со сверстниками, у них хороший аппетит, спокойный сон, эмоциональный фон положительный.

42 % (25 человек) детей имеют усложненную адаптацию, и дезадаптация наблюдается у двух детей 3 % (2 человека) от исследованной группы, имеются проблемы социального плана, нарушение сна, аппетита. Такие дети пугливы, могут проявлять агрессию к окружающим сверстникам.

Результаты степени психологической адаптации дошкольников по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» отражены на рисунке 3.

Результаты исследования психологической адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина)

Рис. 3. Результаты исследования психологической адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина)

Результаты степени психологической адаптации дошкольников по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» Н. Д. Ватутиной показали, что у 38 % (23 человека) дошкольников легкая степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 14,7 баллов.

У дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: положительное эмоциональное состояние; проявляют инициативу в социальных контактах с детьми и со взрослыми; принимают инициативу взрослого; активны, проявляют интерес в познавательной и игровой деятельности; активны при поддержке взрослого; реакция на изменение привычной ситуации: принятие.

У 18 % (11 человек) дошкольников средняя степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 12,2 балла. У этих дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: положительное эмоциональное состояние; вступают в контакт с детьми при поддержке взрослого; принимают инициативу взрослого; познавательная и игровая деятельность: проявляют интерес; активны при поддержке взрослого; реакция на изменение привычной ситуации: принятие или тревожность.

У 44 % (26 человек) дошкольников тяжелая степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 8,2 балла. У этих дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: неустойчивое или отрицательное эмоциональное состояние; пассивны в социальных контактах с детьми; в социальных контактах со взрослыми проявляется реакция протеста, уход от контакта; пассивны в познавательной и игровой деятельности; реакция на изменение привычной ситуации: тревожность; непринятие.

Таким образом, анализируя данные исследования взаимосвязи стилей детско-родительского отношения и психологической адаптации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации можно сделать следующие выводы: дошкольники, чьи родители выбрали авторитарный, и авторитетный стиль воспитания имеют средний и легкий уровень адаптированности. Дети с трудной адаптацией и дезадаптацией, чьи родители выбрали либеральный и индифферентный стили воспитания.

Представим результаты корреляционного анализа показателей адаптации дошкольников к ДОУ, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений.

Таблица 1

Корреляционный анализ взаимосвязей показателей адаптации дошкольников к ДОУ и стилей детско-родительских отношений (метод К. Пирсона )

Стиль воспитания

Уровень адаптации

Легкая

Средняя

Усложненный

Дезадаптация

Авторитарный

0.114

-0.066

0.003

0.158

Индифферентный

0.005

-0.001

-0.134

-0.05

Либеральный

0.03

0.04

-0.099

0.008

Заключение

Получены следующие результаты: у большинства родителей, которые занимаются эмоциональным воспитанием и выбравшие авторитетный стиль, дети легко адаптировались, они здоровы, отношения со сверстниками складываются благополучно. У родителей с выявленным авторитарным стилем воспитания (неодобряющие родители) дети имеют средний уровень адаптированности.

Дети, имеющие усложненный уровень адаптации и дезадаптации, чьи родители прибегают к индифферентному и либеральному стилю, являются невмешивающимися и отвергающими родителями. Дети имеют проблемы с эмоциональным фоном, более импульсивны, не умеют выстраивать отношения со сверстниками, нарушены социальные контакты, плохо адаптируются к новым условиям.

Итак, результаты исследования взаимосвязи адаптации к ДОУ дошкольников и стилем детско-родительских отношений, свидетельствуют о том, что стиль родительского воспитания оказывает влияние на степень адаптации дошкольников к ДОУ: у дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений (либеральный, индифферентный), преобладает «тяжелый», «усложненный» уровень адаптации к ДОУ.

Гипотеза исследования доказана. Цель достигнута, задачи решены.

Литература:

  1. Айсина, Р. М. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. М. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. — 2012. — № 6 — C. 46 –51.
  2. Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Электронный ресурс] / Елена Барышникова // Концепт. — 2015. — № 03 (март). — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15066.htm. — Загл. с экрана.
  3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2012. — 236 с.
  4. Богаткина, О. В. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми [Текст]: учеб. пособие / О. В. Богаткина, Е. А. Долженко, А. А. Долженко. — Москва: Учитель, 2015. — 212 с.
  5. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Татьяна Костяк. — Москва: Академия, 2012. — 176 с.: ил.
  6. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. — Санкт-Петербург: Речь, 2012. — 238 с.
  7. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук. Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности [Текст] / Юлия Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 20. — С. 137–142.
  8. Сидоркина, Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению [Текст]: автореферат дисс. на соискание уч. Степени канд. псх.н. / Татьяна Сидоркина. — Санкт-Петербург, 2012. — 22 с.: ил.
  9. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст]: практическое пособие / Надежда Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2011. — 188 с.: ил.
  10. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Галина Урунтаева. — Москва: Академия, 2014. — 272 с.: ил.
  11. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Ольга Хухлаева. — Москва: Академия, 2013. — 184 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деструктивный стиль, детский сад, психологическая адаптация, детско-родительское отношение, дошкольник, отношение, психологическая адаптация дошкольников, родитель, семейное воспитание.


Задать вопрос