Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 1087 раз

Библиографическое описание:

Мартынова, О. В. Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями / О. В. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61465/ (дата обращения: 24.04.2024).



Семья — это родственные чувства, которые объединяют ее членов, не теряет своего огромного значения на протяжении всей жизни человечества.

Семья — это ячейка, которая оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и начальные школьные годы жизни ребенка и поэтому в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

В. А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов.

В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

В настоящее время считают, что семья — это ведущий фактор становления и развития личности ребенка, от которого и зависит дальнейшая судьба человечества.

Родители создают среду воспитания: обеспечивают гигиенические условия и полноценное питание ребенку; приобретают, в зависимости от года жизни ребенка, игрушки, книги, развивающие игры и другие средства воспитания; а также заботятся о положительных примерах и образцах поведения. Методы воспитания ребенка и эффективность его развития зависят и от организации среды воспитания.

На протяжении многих столетий семья складывается из различных социальных ситуаций: спокойной ночи на ночь и приветствие по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад. Родители, когда фактором воспитания становится интерьер, помещение, расположение мебели, традиции и обычаи семьи, семейной жизни, взаимоотношения в семье, умело придают целевую направленность социальной ситуации, превращают ее в педагогическую ситуацию. Социальные ценности, атмосфера семьи выявляют, станет ли она воспитательной средой, средой для саморазвития и самореализации.

В современной семье занимает незначительное место «специальные воспитательные мероприятия», которые направленные на развитие, коррекцию свойств, качеств личности ребенка, но в домашнем воспитании определились требования, запреты, наказания и поощрения, в каждый момент жизни ребенка встраиваются воздействия взрослых воспитательного и развивающего характера, чем младше ребенок, тем больше сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения и воспитания, что дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители и другие члены семьи, чувствуют настроение ребенка.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно — воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительных примерах окружающей действительности, при таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни, а также тормозится формирование иммунитета к отрицательным поступкам. В семье ребенок бывает свидетелем самых разнообразных жизненных ситуаций, не всегда позитивного содержания и смысла, в этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом.

Благодаря общению ребенка со всеми членами семьи возникает опосредованно: отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в доме, сопровождающие это общение эмоции, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру родными. Ребенок быстро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений, кроме этого, семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, формируя свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения, в которых бывает сам втянут взрослыми, ребенок учится сравнивать, оценивать, выбирать формы поведения, приемы взаимодействия с окружающими действиями.

Семья является фактором воспитания, организатором разнообразных видов деятельности детей, от рождения ребенок не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь, его взаимодействие с окружающим миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен огромный педагогический смысл, так как ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения достижений культуры, которыми он окружен и поэтому в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательного общения, предметного, игрового, трудового и учебного и поэтому первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность.

По мере овладения ребенком различными действиям, он превращается в субъекта собственной деятельности и ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная и психическая поддержка, одобрение, оценка, подсказка, дополнительная информация — как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации.

Темп современной жизни очень напряжен, поэтому взрослые иногда делают что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам, а также родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, книжки, одежду, вытирать ему нос... Гораздо труднее заставить ребенка включиться в это дело. Недостаток терпения и нехватка времени у взрослых, нескончаемые опасения, осторожность приводят к тому, что в детском саде, когда ребенку свойственная активность, стремление к самостоятельности «я сам!», его останавливают часто словами: «Ты не умеешь, я сделаю сам за тебя», «Не трогай! Не лезь!». Такие слова взрослых сдерживают у ребенка самостоятельное развитие, решительность, а в дальнейшем и осложнит жизнь на дошкольных и школьных этапах.

Перед нами возникает главный вопрос: Как же влияет семья на развитие ребенка?

В настоящее время важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной, семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и заменяют друг друга.

Семейное воспитание считается эмоциональным по своему характеру, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семья для ребенка является местом рождения и основной средой обитания, в ней у него близкие люди, понимающие его и принимающие его таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или нет — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире и саму культуру всю жизнь.

Семья для ребенка — это первый этап отношений с людьми, это определенный морально-психологический климат, именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о правильных поступках, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Семейное воспитание продолжается всю жизнь, в любое время суток, в любое время года, днем и ночью. Его влияние человек испытывает, когда он дома, в школе, на работе, на отдухе и сидя даже за школьной партой, обучающийся мысленно связан невидимыми нитями с домом, с семьей и с волнующими проблемами.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко — это словесное распоряжения, которое включает регламент детской жизни, ее организацию и режим.

Режим — это правильное распределение времени, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима — это сохранение и укрепление нервной системы дошкольника, поддержание его в уравновешенно-спокойном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привычку к порядку и дисциплинированности, дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, требования взрослых.

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. Разумность требований — это понимание ребенком того, что и для чего он делает, кроме того, взрослым необходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний, обеспечить выполнение требований материальными средствами, родители должны развивать у ребенка различные умения и навыки, чтобы последовательно повышать требовательность к их поведению и деятельности.

Я считаю, что семья — это первая школа общения ребенка, что семья главный фактор развития ребенка как личности, которая располагает благоприятными условиями для воспитания детей, поэтому семейное воспитание играет огромную роль в воспитании ребенка. Воспитание не происходит само собой, семейное воспитание строится на принципах, выработанных поколениями. Когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка, тогда и успех воспитания в семье будет успешным. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на физический и духовный смысл жизни растущего в ней человека, чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственно-трудового воспитания личности. Считаю, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье является наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, раннего приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Формирование личности ребенка закладывается в семье под воздействием родительской любви, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций и обычаев. Воспитательный процесс в семье не имеет ни границ, ни начала, ни конца. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка необходимо помнить о том, что эта модель воспитания может стать основой для многих последующих поколений.

Методы взаимодействия сродителями

Взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.

Традиционные методы — это родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, проведение бесед, организация семинаров, проведение круглых столов, конференций.

Нетрадиционные методы — это организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, которые дают ребенку социальный опыт в сочетании друг с другом, они создаю условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Литература:

  1. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.
  2. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия [Текст] // Психолог в детском саду. — 1998 — № 1. — С. 9–17.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 327 с.
  4. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/08/29/buklet-deti-pogodki-metodicheskie-rekomendatsii
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, детский сад, родитель, семейное воспитание, воспитание детей, окружающий мир, член семьи, основное общее образование, родительская любовь.


Похожие статьи

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. 2. Ребенок, особенно в раннем возрасте...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье. Ключевые слова: семья, ребёнок, воспитание, мать, отец, общество, адаптация, общение. Семья — это главная ячейка общества, где закладываются основные столпы мировоззрения человека, влияющие...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Семья — очаг любви и уважения | Статья в сборнике...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семейное воспитаниеобщее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт

Таким образом, огромная роль семьи в развитии личности ребенка очевидна. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или...

Похожие статьи

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. 2. Ребенок, особенно в раннем возрасте...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье. Ключевые слова: семья, ребёнок, воспитание, мать, отец, общество, адаптация, общение. Семья — это главная ячейка общества, где закладываются основные столпы мировоззрения человека, влияющие...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Семья — очаг любви и уважения | Статья в сборнике...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семейное воспитаниеобщее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт

Таким образом, огромная роль семьи в развитии личности ребенка очевидна. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или...

Задать вопрос