В статье рассматривается развитие литературно-творческих способностей младших школьников.
Ключевые слова: литературно-творческая деятельность, развитие речи, литературное чтение.
На протяжении многих лет проблема развития литературно-творческих способностей учащихся привлекает к себе внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования знаний. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые задают тон творческой деятельности. Также развитие воображения зависит от развития речи. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям. Литературно-творческая деятельность школьников протекает успешно, если не воспринимается детьми только как учебная работа по развитию речи. На уроке ребенку должно быть интересно и трудно. Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления. Литературное развитие ребенка -системная характеристика, которая включает в себя совершенствование процесса чтения, развитие литературно-творческих умений младших школьников. В рамках литературного развития младших школьников можно пронаблюдать поступательное развитие, которое начинается с усвоения отдельных элементов художественных произведений, выступающих в качестве самостоятельных эстетических единиц, и постепенно переходит к более углубленному изучению жанров литературы, особенностей творчества того или иного автора.
Основным элементом литературного развития детей младшего школьного возраста является приобретение опыта творческой деятельности, состоящего из читательских и речевых умений. Когда младший школьник создает собственное произведение, то у него происходит развитие как речевых, так и читательских умений. Создавая свое произведение, младший школьник должен уметь определять его тему, реализовать замысел, использовать жизненный опыт, дополняя его художественным вымыслом, сохранить композиционную структуру произведения и адекватно выразить свои мысли и чувства.
Анализ современных учебников по литературному чтению позволяет проанализировать и обобщить опыт организации литературно-творческой деятельности младших школьников, в которой развиваются в числе прочих и следующие умения: выделять в тексте сравнения, метафоры, эпитеты; чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях.
З. Н. Новлянская отмечает следующие предпосылки развития литературных способностей: «впечатлительность, творческое воображение, особенности словарного запаса, легкость образования словесных ассоциаций» [1, с.4]. Именно это и должно учитываться при организации работы по созданию художественного образа у ребенка: сначала разработка ассоциативного комплекса, затем его языковое оформление. Рекомендуется начинать работу по развитию литературно-творческих способностей младшего школьника не с создания самостоятельных художественных произведений, а с работы по аналогии с рассматриваемым произведением.
Наиболее благоприятным материалом для такой работы являются малые жанры фольклора, так как эти произведения отличаются своим небольшим объемом. Произведения устного народного творчества изобилуют изобразительно-выразительными средствами и представляют собой богатые смыслом художественные тексты, то их использование продуктивно для формирования «умения понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания, а также умения осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней» [2, с.201].
Работу по развитию литературно-творческих способностей младших школьников следует начинать с заданий, направленных на определение жанра приведенного отрывка. Целесообразнее начинать работу с загадок. Можно обратить внимание на прием «Собери рассыпанную загадку». После того как загадка «собрана», учитель просит записать ее вместе с отгадкой. При работе над загадками нужно от разгадывания известных загадок переходить к созданию учащимися собственных загадок. После анализа загадок можно предложить младшим школьникам творческое задание: составить загадку самостоятельно. Определенно, для развития литературно-творческих способностей младших школьников являются и пословицы. Начинать работу с пословицами рекомендуется с определения жанра. При объяснении того, что такое пословица, можно обратиться к знаниям детей. После объяснения, что такое пословица, можно предложить обучающимся задание на нахождение ее в тексте с последующей записью в тетради. После анализа жанровых и художественных особенностей пословиц учащимся можно предложить задание творческого характера — сочинение сказки по пословице.
Развитие литературно-творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения с использованием малых фольклорных жанров требует соблюдения принципов системности, поступательности, тщательного подбора заданий, дифференцированных по степени сложности, что будет способствовать активизации процесса воображения детей, развитию их эмоциональной сферы, накоплению знаний о разных жанрах литературных произведений. Таким образом, соблюдение условий организации литературного творчества младших школьников будет способствовать полноценному восприятию художественного произведения, пониманию его идеи, оформлению мыслей в соответствии с жанрово-стилистическими особенностями произведения.
Литература:
- Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская М.: Оникс 21 век, 2003
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учеб. пос. для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. М. С. Соловейчик. М., 1993.