Конституционно-правовое регулирование ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Куликов, Б. А. Конституционно-правовое регулирование ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации / Б. А. Куликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78448/ (дата обращения: 01.03.2021).



Статья посвящена рассмотрению обстановки резкого усугубления социальных противоречий, в то время, когда развитие отечественного общества порой обретает непредсказуемый характер, значимость правового регламентирования формирования и использования Вооруженных Сил кардинально возрастает. В результате не представляется возможным решать военные вопросы, не принимая во внимание проблемы экономические, правовые и гуманитарные.

Ключевые слова: военнослужащие, ограничение прав, правовое регулирование.

The article examines the situation of a sharp aggravation of social contradictions, at a time when the development of domestic society sometimes becomes unpredictable, the importance of legal regulation of the formation and use of the Armed Forces is dramatically increasing. As a result, it is not possible to resolve military issues without taking into account economic, legal and humanitarian problems.

Keywords: servicemen, restriction of rights, legal regulation.

Актуальность исследования. В настоящий момент, при рыночной экономике, спаде производства и нехватке бюджетных средств, военнослужащие являются одной из категорий населения нашего государства, которой крайне необходимы государственная поддержка и правовая защита.

Цель исследования. Проанализировать особенности конституционно-правового регулирования ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации.

Военнослужащий — это «социальный статус» и является отражением особенности положения определенной группы граждан, который приобретается гражданами с момента начала военной службы и утрачивается с ее окончанием. Признаком статуса «военнослужащий» является призыв на военную службу или поступление на нее после окончания специализированного учебного заведения [1, 499–502].

Ограничения конституционных свобод и прав военнослужащих устанавливаются ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными российскими законодательными актами. Если рассматривать права военнослужащих, то они являются законодательно установленными правовыми возможностями военнослужащих максимально эффективно осуществлять свои обязанности по замещаемым должностям военной службы. Что касается их обязанностей, то они установлены положениями ряда нормативно-правовых актов, среди которых Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Устав внутренней службы ВС РФ. Положения указанных нормативно-правовых актов разделяют все обязанности военнослужащих на общие и специальные.

Особенностью ограничений и запретов, которые накладываются на военнослужащих в период прохождения ими службы, заключается в том, что они содержат перечень деяний, которые признаны несовместимыми со статусом военнослужащего и могут нанести существенный урон интересам не только всей военной службы, но и государства и общества в целом. Ответственность военнослужащих заключается в том, что каждый гражданин, проходящий военную службу, за совершенное им правонарушение может быть привлечен к административной, материальной, уголовной и иным видам юридической ответственности.

Благодаря взаимодействию общего и специального статуса военнослужащих, конституционные права, обязанности и гарантии прописываются и конкретизируются в нормах военного законодательства при учете возможности их реализации, что влечет за собой возникновение некоторых ограничений военнослужащих в их правах и свободах.

В. В. Вышкварцев пишет, что ограничения отдельных конституционных свобод и прав военнослужащих обусловлены возложением на организации и органы основного объема мероприятий по осуществлению конституционной обязанности по подготовке военнослужащих, что обусловливает специфику исполнения военной службы [2, 60–67].

Многие исследователи полагают, что применяемые и вводимые государственными органами власти ограничения свобод и прав обязаны соответствовать концептуальным установкам и принципам Конституции РФ и международной практики [3, 127–131]. Исследование основных положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет резюмировать, что они соответствуют правовым международным нормам о допустимых и необходимых ограничениях в демократическом обществе.

В экономической сфере ограничение имеет двоякий характер. С одной стороны, оно ограничивает их в возможности использования некоторых имущественных благ в результате исполнения военной службы. С другой стороны, направлено на ограничение в занятии определенной деятельностью для военнослужащих. В статье 10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» установлен запрет заниматься военнослужащему другой оплачиваемой деятельностью, т. е. военная служба не может быть совмещена с работой в организациях, учреждениях и на предприятиях. Этот запрет считается юридическим выражением требования о том, что военнослужащий должен военной службе посвятить все свое время. В свою очередь, нормы указанного нормативного источника разрешают военнослужащим заниматься творческой, преподавательской и научной деятельностью, что вытекает из части 1 статьи 44 Конституции РФ. A. M. Добровольский пишет, что в России военнослужащие не ограничены в пассивном и активном избирательном праве. Но запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью означает и запрет быть депутатом органов местного самоуправления, органов субъектов РФ, органа РФ [4, 327]

Таким образом, ограничение некоторых конституционных прав, а также свобод в занятии определенной деятельностью влечет за собой существенное нарушение частных интересов любого лица, что оправдывается лишь наличием в публичной сфере более важного интереса, который выше частного интереса. Государственные интересы по обеспечению обороны и безопасности являются такими интересам, их реализация возложена на военнослужащих. Таким образом, запреты и ограничения в различных сферах для военнослужащих вытекают из сущности военной службы.

Литература:

  1. Репьев А. Г. «Предельность» как принцип законодательного установления правовых преимуществ // Юридическая техника. Ежегодник: «Ограничения в праве: теория, практика, техника». 2018. № 12. С. 499–502.
  2. Вышкварцев В. В. Теоретико-нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации // Современный юрист. 2013. № 2(3). С. 60–67.
  3. Головкин 2018 — Головкин Р. Б. Некоторые аспекты ограничения ограничений в праве // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 127–131.
  4. Добровольский A. M. Правовое положение военнослужащих в области публичного права. СПб., 2013. — 327 с
  5. Гриднев, К. О. Основания и пределы ограничений конституционных прав и свобод военнослужащих / К. О. Гриднев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 69–72. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63130/ (дата обращения: 06.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, ограничение, запрет, Конституция РФ, оплачиваемая деятельность.


Задать вопрос