Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте конституционного принципа равенства граждан и национальных интересов России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Фецик, Я. В. Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте конституционного принципа равенства граждан и национальных интересов России / Я. В. Фецик, А. Ю. Зубарев, И. И. Новик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 405-408. — URL: https://moluch.ru/archive/415/88644/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается конституционная обязанность защиты отечества в контексте необходимости соблюдения национальных интересов России. Также рассмотрен вопрос соотношения обязанности защиты отечества с принципом равенства, закрепленным в Конституции РФ.

Ключевые слова: обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, соблюдение национальных интересов.

В соответствии с ч.2 ст.6 Конституции России, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1].

Часть 1 статьи 59 Конституции РФ закрепляет долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества. Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.

Укрепление обороны страны, обеспечение суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности являются национальными интересами Российской Федерации. Необходимость их обеспечения обусловлена наличием целого комплекса угроз: противоречивость формирования полицентричного мира, большое количество военных конфликтов, деятельность террористических организаций.

В целях обороны созданы Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована определенным законом и категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы по призыву

Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (далее — ФЗ № 53) [2].

В данном случае, можно говорить о таком явлении как конституционный долг личности, который находит свое закрепление в виде конституционной обязанности (в данном случае. обязанности по защите Отечества).

По мнению Евстифеева Д. М., конституционный долг личности — это совокупность предусмотренных Основным Законом государства и действующим законодательством требований и морально-нравственных призывов, адресованных лицу и исполняемых им в интересах других лиц, общества и государства путем участия в правоотношениях различной отраслевой принадлежности, посредством осуществления соответствующих конституционных прав, свобод и исполнения обязанностей в установленном законом порядке [5].

Таким образом, категорию «долг» можно рассматривать с морально-нравственной точки зрения, однако, при ее закреплении в нормативных актах, данную категорию следует оценивать как императивное требование государства. В частности, в Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от несения военной службы.

Специфика конституционного долга по защите Отечества выражается в ее многоплановость, она распространяется на любого гражданина РФ независимо от его физического состояния, годности к несению военной службы. Однако, несмотря на это, особой значимой отраслью в обороне страны является несение военной службы. Следовательно, обязанность защищать Отечество призвана обеспечить безопасность страны и напрямую влияет на возможность успешного противостояния России внутренней и внешней агрессии.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что конституционная обязанность защищать Отечество включает совокупность обязанностей гражданина в отношении защиты Отечества, которые реализуются как в мирное, так и в военное время. Одной из форм ее реализации является воинская обязанность. Тезис о том, что обязанность несения военной службы является основной формой реализации обязанности по защите Отечества, содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 года [8].

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Это особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, а также обеспечением обороны и безопасности государства. Исполняют ее граждане, у которых нет гражданства другого государства. Вместе с тем, нельзя сводить всю совокупность правоотношений, связанных с защитой Отечества, лишь к воинской обязанности. Они имеют разную юридическую природу и выполняют разные функции в конституционном регулировании отношений государства и личности. В отличие от конституционной обязанности по защите Отечества обязанность несения военной службы ограничена во времени сроками, имеет возрастные и половые признаки и зависит от здоровья гражданина.

Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву (как исполнение воинской обязанности) и в добровольном порядке (по контракту).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ № 53 освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Конституционная обязанность по защите Отечества реализуется в осуществлении: воинского учета, подготовки к военной службе, призыва на военную службу, пребывания в запасе, альтернативной гражданской службы.

Стоит отметить, что воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В свою очередь, часть 3 статьи 59 Конституция РФ предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой — особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [3] на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией, создание которой регулируется ФЗ № 53, принято соответствующее решение.

Альтернативная служба отражает степень компромисса, достигнутого между властями и лицом, заявившим, что он отказался от призыва на военную службу.

В свою очередь, возможность прохождения альтернативной службы позволяет сохранить равенство несения обязанностей, что предусмотрено статьей 6 Конституции РФ.

Вне зависимости от вероисповедания, внутренних убеждений, лица, достигшие призывного возраста, должны исполнить свою обязанность по защите Отечества, которая будет выражаться в прохождении военной службы по призыву. Однако, в данном случае следует учитывать исключение, согласно которому на военную службу в Российской Федерации не призываются лица, указанные в статье 53 ФЗ № 53. В частности, к ним относятся граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы и др.

Перечень оснований для замены несения военной службы альтернативной гражданской службой уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами

В данном случае можно говорить о равенстве обязанности несения военной службы только применительно к гражданам, подходящим под критерии для их призыва на военную службу.

Следует обратиться к мнению Саудаханова М. В., который считает, что под закрепленным в Конституции РФ принципом равенства следует понимать равенство непосредственно в исполнении закона, запрет произвола. Таким образом, здесь говорится «не о фактическом равенстве», а о равенстве правовых возможностей, различных по своему социальному статусу и имущественному положению, способностям и ожиданиям людей и равенстве в законопослушании [6].

Идеалом справедливости государственного и общественного устройства является принцип равенства между людьми, установление и фактическое применение которого является важнейшей задачей правового и демократического государства.

Конституционный Суд РФ высказывался и по вопросу равенства несения воинской обязанности. Принцип равенства характеризуется стремлением к установлению одинаковых условий исполнения воинской обязанности для всех военнообязанных. Однако имеются исключения, так в РФ на военную службу не призываются женщины и установлены различные отсрочки и освобождения от призыва на военную службу. Так, в Постановление Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. № 15-П, указано, что принцип равенства предполагает равный подход к формально равным субъектам, что не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, но не исключает необходимости учета законодателем фактических различий между различными лицами [9].

Исходя из актов толкования ст. 59 Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ, лица, несущие военную службу, в том числе по контракту, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним [10] и их обязанностей по отношению к государству [11]. Ученые непосредственно связывают понятие национальной безопасности, а также устойчивое и динамичное развитие России и его обеспечение с понятием стабильности, при котором в случае изменения внешних или внутренних условий надежно обеспечиваются территориальная целостность, государственный суверенитет страны, ее политическое и социально-экономическое развитие, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также устойчивое функционирование общественных и государственных институтов [4].

Таким образом, конституционные долг и обязанность по защите своего Отечества распространяются на российских граждан, при этом формы и способы участия граждан в защите своего Отечества дифференцированы в зависимости от пола, возраста, социального положения и ряда других факторов. Механизм обеспечения обороны страны и государственной безопасности законодательством урегулирован достаточно полно.

Защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации является важнейшей задачей в области национальной безопасности Российской Федерации. Выполнение данной задачи возлагается на специально создаваемые государственные военные организации (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования) и органы, а также в пределах, установленных законодательством, на все иные субъекты.

Следует отметить, что участие граждан в обеспечении обороны и безопасности в узком смысле означает участие в текущей деятельности в административно-правовых формах содействия, сотрудничества и взаимодействия. Оно предполагает, что граждане, принимая участие, не приобретают специальный административно-правовой статус, связанный с формированием органа или организации в составе военной организации государства (согласно положениям ФЗ № 53), т. е. остаются именно гражданами как представителями гражданского общества.

Участие в обеспечении обороны и безопасности в широком смысле предполагает, помимо указанного выше, исполнение воинской обязанности, прохождение военной службы по контракту, иные административно-правовые формы, предполагающие формирование соответствующего органа или организации, а также осуществление общественного контроля в качестве последующего вида участия [7].

Говоря о национальном интересе, следует учитывать приоритет интересов личности как одного из его элементов. С учетом того, что интересы личности должны соотноситься с интересами государства, а последнее (вместе с его властными органами), в свою очередь, является одним из основных субъектов механизма реализации национальных интересов.

В целях объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации следует ориентировать законодательное регулирование и правоприменительную практику на необходимость соблюдения конституционного принципа равенства перед законом и судом. В особенности при исполнении конституционной обязанности по защите Отечества вне зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения.

Стоит учитывать, что в основе участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства лежат долг с его нравственным, моральным, идеологическим содержанием и народовластие как основа конституционного строя и источник власти. Участие граждан в этом обеспечении является правовой основой объединения усилий государства, общества и личности в защите Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // ϹЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»// СЗ РФ. 1998. N 13. ст. 1475
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2022. N 30. ст. 3030
  4. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Национальная безопасность» / Под общ. ред. В. А. Баришпольца. М., 2012. Т. 1. С. 598
  5. Евстифеев Д. М. Конституционный долг личности в законодательстве и судебной практике // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 7. С. 30–34.
  6. Саудаханов М. В. К вопросу о равенстве конституционных обязанностей граждан//Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. с.118
  7. Федотова Ю. Г. Функции граждан по защите Отечества и обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37403334 (дата обращения 31.01.2022).
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца 1 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» // СПС КонсультантПлюс.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П. А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан» // СПС КонсультантПлюс.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда»// СПС КонсультантПлюс.
  11. Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, Российская Федерация, защита Отечества, воинская обязанность, альтернативная гражданская служба, Конституция РФ, гражданин, принцип равенства, конституционная обязанность, призыв.


Ключевые слова

принцип равенства, обязанность по защите Отечества, несение военной службы, соблюдение национальных интересов

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

 В обязанности граждан Российской Федерации входит служба в рядах Вооруженных сил и иных войск и формированиях РФ, данная обязанность является конституционным долгом по защите Отечества и регулируется Федеральным законом N 53-ФЗ «О воинской обязанности...

Основания и пределы ограничений конституционных прав...

Военная служба связана с некоторыми прямыми запретами и ограничениями конституционных прав и свобод военнослужащих. Часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что свободы и права гражданина и человека могут ограничиваться федеральным законодательством в той...

Актуальные проблемы судебной защиты права на...

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на судебную защиту.

Согласно Конституции Российской Федерации Гражданин может выбрать

принудительный труд, военная служба, ТК РФ, альтернативная гражданская служба, обязательный труд...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской

 Военная служба, по определению и по своей природе — это вид государственной службы

— специальные принципы организации службы; — особые условия службы, часто сопряженные...

Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие...

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу, что согласно законодательству, представляет собой обязательное направление граждан на военную службу. Факт призыва на службу здоровых и физически, и...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Правовая основа статуса военнослужащего представлена Конституцией Российской

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О...

Актуальные проблемы реализации конституционных...

Актуальные проблемы реализации конституционных обязанностей граждан РФ.

Возьмем в качестве примера ключевую обязанность прохождения мужчинами воинской службы по

Проходить воинскую службу по призыву обязаны все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет...

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

В статье рассматривается конституционная обязанность защиты отечества в контексте необходимости соблюдения национальных интересов

обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, соблюдение национальных интересов.

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

В статье рассматривается конституционная обязанность защиты отечества в контексте необходимости соблюдения национальных интересов

обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, соблюдение национальных интересов.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

 В обязанности граждан Российской Федерации входит служба в рядах Вооруженных сил и иных войск и формированиях РФ, данная обязанность является конституционным долгом по защите Отечества и регулируется Федеральным законом N 53-ФЗ «О воинской обязанности...

Основания и пределы ограничений конституционных прав...

Военная служба связана с некоторыми прямыми запретами и ограничениями конституционных прав и свобод военнослужащих. Часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что свободы и права гражданина и человека могут ограничиваться федеральным законодательством в той...

Актуальные проблемы судебной защиты права на...

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на судебную защиту.

Согласно Конституции Российской Федерации Гражданин может выбрать

принудительный труд, военная служба, ТК РФ, альтернативная гражданская служба, обязательный труд...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской

 Военная служба, по определению и по своей природе — это вид государственной службы

— специальные принципы организации службы; — особые условия службы, часто сопряженные...

Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие...

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу, что согласно законодательству, представляет собой обязательное направление граждан на военную службу. Факт призыва на службу здоровых и физически, и...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Правовая основа статуса военнослужащего представлена Конституцией Российской

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О...

Актуальные проблемы реализации конституционных...

Актуальные проблемы реализации конституционных обязанностей граждан РФ.

Возьмем в качестве примера ключевую обязанность прохождения мужчинами воинской службы по

Проходить воинскую службу по призыву обязаны все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет...

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

В статье рассматривается конституционная обязанность защиты отечества в контексте необходимости соблюдения национальных интересов

обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, соблюдение национальных интересов.

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

В статье рассматривается конституционная обязанность защиты отечества в контексте необходимости соблюдения национальных интересов

обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, соблюдение национальных интересов.

Задать вопрос