В статье рассматривается институт самовыдвижения в избирательной практике Российской Федерации. Описаны основные конституционные проблемы реализации механизма пассивного избирательного права на современном этапе развития государства.
Ключевые слова : самовыдвижение, пассивное избирательное право, конституционное регулирование института самовыдвижения, выборы, Конституция РФ.
Грамотная организация избирательной сиcтемы в целом и способов реализации гражданами своих избирательных прав в частности всегда занимала одно из важнейших мест в процессе формирования демократического правового государства. В современных политических и общественных реалиях все большее внимание уделяется вопросам совершенствования избирательной системы, под которым, в первую очередь, понимается необходимость формирования механизма «выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата» 1. Данный механизм предполагает развитие политической конкуренции, совершенствование политических институтов, создание условий для их открытости и эффективности 2. Реализация этих и иных подобных задач должна быть основана на четком понимании того, что демократия и неотъемлемые от нее институты выборов и избирательных прав граждан относятся по своему характеру к числу исходных, фундаментальных ценностей российского конституционного правопорядка.
Реализация пасcивного избирательного права является неотъемлемым элементом развития демократического гоcударства. Институт самовыдвижения кандидатов на выборы в публичные органы власти на сегодняшний день является одним из гарантов соблюдения конституционных ценностей демократии. Законодательно закрепленное право не только избирать, но и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления говорит о том, что Российская Федерация следует по демократическому пути развития и готова делегировать властные полномочия и предоставить возможность управления кандидату-самовыдвиженцу.
Институт самовыдвижения — относительно молодое явление в избирательной практике Российской Федерации. Впервые законодательно закрепленная возможность выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения появилась в статье 28 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Именно c этого времени начинается история развития института самовыдвижения в России.
Именно тот факт, что институт самовыдвижения насчитывает всего пару десятков лет активного применения в избирательной практике РФ, порождает ряд особенностей, существенно влияющих на маcштаб распространения и частоту применения данного вида реализации избирательных прав. Для российского гражданина институт самовыдвижения на сегодняшний день остается малоизвестным способом реализации пассивного избирательного права, закрепленного в Конституции РФ, о чем свидетельствуют следующие данные: в 2020 году на выборы в Единый день голосования было зарегистрировано 5 кандидатов-самовыдвиженцев, а в 2019 году — 6 (из 48 выдвинутых кандидатов) 3.
Столь незначительное количество зарегистрированных кандидатов-самовыдвиженцев на выборах в публичные органы власти может считаться показательным и свидетельствует о наличии определенных сложностей в реализации рассматриваемого механизма пассивного избирательного права, ведущее место среди которых занимает законодательное регулирование института самовыдвижения в РФ.
Конституция РФ признает свободные выборы как одну из высших форм непосредственного осуществления народом своей власти (ч.3 ст. 3) и закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти (ч. 2 ст. 32). Основной закон РФ исходит из того, что каждый гражданин вправе на равных основаниях участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления двумя споcобами: путем непосредственного волеизъявления на выборах (активное избирательное право), а также путем реализации возможности выдвигаться на выборную публичную должность и возможноcти быть избранным в соответствии с результатами голосования населения (пассивное избирательное право).
Несмотря на то, что в Конституции РФ закреплена возможность применения и реализации гражданами пассивного избирательного права на выборах в органы публичной власти, в ней также существуют некоторые пробелы, которые относятся к данной области правового регулирования. Конституция РФ прямо не предусматривает конкретный порядок выдвижения кандидатов на выборные публичные должности, равно как и не предписывает обязательное использование конкретного вида избирательной системы при проведении выборов каких-либо органов публичной власти. Решение вопросов такого рода, а также введение и сферу распространения института самовыдвижения, осуществляется в рамках достаточно широких полномочий законодателем, призванным устанавливать порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. К компетенции законодателя также относится определение видов подлежащих применению избирательных систем и распространение соответствующих принципов на порядок формирования органов публичной власти, в отношении которых их избрание самой Конституцией РФ прямо не предусмотрено.
При рассмотрении и решении указанных выше вопросов законодатель должен обращать внимание на тот факт, что конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в некоторое противоречие. Последнее объясняется тем, что далеко не всегда субъективные интересы отдельных граждан как носителей пассивного избирательного права совпадают с публичным интересом, который, в первую очередь, должен быть направлен на формирование эффективных и ответственных органов публичной власти. Таким образом возникает своеобразный парадокс института самовыдвижения как способа реализации пассивного избирательного права. С одной стороны, институт самовыдвижения обеспечивает наиболее широкую возможность прямого участия граждан в выборах в качестве кандидатов на должности в органы публичной власти, что соответствует ценностям правовой демократии. С другой стороны, неограниченное использование данного инструмента может поставить под сомнение достижение конституционных ценностей свободных выборов.
Сегодня также нельзя обойти вниманием тот факт, что практика избирательных кампаний не приводит достаточно выразительных свидетельств преимущества или эффективности реализации самовыдвижения на выборах 4, с. 55.
Основоположник теории политических партий М. Девюрже, сторонник критической оценки их деятельности, отмечал в рамках сопоставления партийного и иных способов выдвижения кандидатов: «противопоставлять независимые кандидатуры партийным слишком наивно», ведь, «кроме нескольких фантазеров, не имеющих никаких шансов на успех, никто и никогда в одиночку не предложит себя вниманию избирателей» 5. По мнению М.Девюрже, абсолютно за любым кандидатом стоит организация, оказывающая всяческую поддержку в его политической деятельности. Именно поэтому отсутствие партийной монополии, согласно М.Девюрже, совсем не говорит о свободе кандидата; речь идет всего лишь о том, что в избирательной борьбе могут участвовать не только политические партии, но и другие организации.
Необходимо также отметить то обстоятельство, что Конституция РФ не дает четких указаний относительно механизма самовыдвижения на выборах в публичные органы власти на уровне субъектов федерации. На сегодняшний день институт самовыдвижения является обязательным только на выборах, проводимых на основе полностью или частично мажоритарной системы. В части же выборов глав субъектов РФ существует оговорка о применении самовыдвижения лишь в том случае, если это предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ (абз. 3 п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» 6, п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что институт самовыдвижения с момента своего появления в избирательной практике РФ продолжает занимать устойчивые позиции как способ реализации пассивного избирательного права. К кандидатам-самовыдвиженцам предъявляются ряд достаточно высоких требований, а сама процедура самовыдвижения сложна и многоэтапна. Такая сложность процедуры позволяет уже на этапе выдвижения кандидатов отсеять тех из них, чей интерес сосредоточен исключительно на удовлетворении индивидуальных потребностей. На сегодняшний день институт самовыдвижения является одним из действующих способов создания политической конкуренции на выборах, способствуя тем самым формированию представительных органов власти, которые адекватно отражают актуальные социально-политические интересы и предпочтения общества.
Литература:
- Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря.
- Васильцева Д., Цебровская О. Осенние выборы в России бьют рекорды по выдвижению и регистрации кандидатов // Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/1301314-osennie-vybory-v-rossii-byut-rekordy-po-vydvizheniyu-i-registracii-kandidatov
- Институты конституционного права иностранных государств / [А. Н. Домрин, Н. М. Касаткина, Д. А. Ковачев и др.; Отв. ред. Д. А. Ковачев]; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. — М.: Городец-издат, 2002. — 492 с
- Девюрже М. Политические партии/ Пер. с фр. Изд. 3-е. М.: Академический проект; Королев, Парадигма, 2005. С. 422.
- См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.