Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 7651 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Е. Р. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека / Е. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78295/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Ключевые слова : эстетический опыт, искусство, эмоции.

За столетия до появления современной нейропсихологии мастера-художники стремились создавать произведения, дающие зрителю интенсивный опыт, вызывающие эмоции или активизирующие другие чувства. Сегодня неврологические механизмы, лежащие в основе этих реакций, являются предметом восхищения как художников, так и кураторов, и ученых.

Взаимосвязь между искусством и психологией человека была выявлена достаточно давно. Путем различных экспериментов отмечено, что искусство может вызывать у человека различные эмоциональные реакции. Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия, в связи с чем изучение проблемы влияния искусства, в том числе живописи, на психоэмоциональную сферу человека представляется актуальной.Многие ученые, психологи, искусствоведы отмечают, что искусство очень сильно влияет на психологическое состояние человека, что послужило основой для образования новых течений, в том числе арт-терапии.

Существует все больше научных доказательств того, что искусство улучшает работу мозга. Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может фактически повышать уровень серотонина. Искусство может изменить мировоззрение человека и то, как он воспринимает мир.

В восприятии эстетического объекта участвует практически весь спектр психических процессов человека, такие как: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции. Думается, что человеческая жизнь немыслима без эмоций. Эмоции — Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [1, с. 527].

Благодаря сложному устройству человеческой психики, которая позволяет взаимодействовать человеку с искусством и с другими эстетическими предметами, способствует безграничным возможностям формирования и становления личности, развитию его творческих способностей.

Эмоциональные реакции на искусство (то есть эстетические эмоции) давно интересуют философов, психологов и искусствоведов. Аффективные реакции на искусство более чем разнообразны и часто включают такие эмоции, как благоговение, удивление, и даже, печаль и ностальгию [2, c. 392]. Эти эмоции могут быть связаны с содержанием и личной интерпретацией произведения искусства, а не с его формой [3, c. 175–176]. Например, можно восхищаться мастерством Караваджо в его произведении «Давид с головой Голиафа», но также испытывать чувство отвращения при виде капающей крови и грусть при мысли, что это произведение может выразить раскаяние художника.

Ситуационные факторы также могут модулировать эмоции, связанные с искусством. Например, присутствие других людей, например, во время посещения художественной галереи, что может влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства. Помимо художественного образования, другие индивидуальные различия, такие как предшествующее настроение, также могут влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства [4, c. 1069].

Однако, например, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что предоставление дополнительной информации, облегчающей понимание картин, не влияет на предпочтение картин [5, c. 178].

Более того, информация о произведении искусства никак не влияет и на эстетический опыт посетителей музея. Характеристики самого произведения искусства оказывают гораздо более сильное влияние на наблюдателей, нежели информация о нем. К таким выводам пришли психологи из Базельского университета в ходе нового исследования.

Эстетические переживания включают в себя сложное взаимодействие способов восприятия и когнитивных процессов: определенную роль играют свойства произведений искусства, такие как окраска и содержание изображения, а также индивидуальные особенности зрителя, его знания и контекстуальные факторы, такие как название произведения.

В ходе исследования приняло участие 75 человек, которые посетили выставку «Future Present» в Музее Шаулагера в Швейцарии. Им было представлено шесть картин различных художников эпохи фламандского экспрессионизма. Участники были случайным образом отнесены к одной из двух групп и получили либо простую описательную информацию о картинах, либо подробную, детальную информацию.

Все, кто принимал участие в эксперименте, оценивали интенсивность своего эстетического опыта в анкете. Исследователи также измеряли эмоциональные показатели, которые возникали при просмотре искусства, используя психофизиологические данные, такие как частота сердечных сокращений и проводимость кожи.

В результате проведенного исследования выяснилось, что ни простая, ни подробная информация никакого влияния на эстетический опыт не оказывала [6, c. 3].

Как оказалось, влияние на эстетический опыт оказывали свойства произведений искусства. Физические реакции тела были сильнее, чем до того, как участники приступили к просмотру картины, и значительно отличались в зависимости от той или иной картины. Произведение искусства, которое вызвало наибольшую реакцию с точки зрения эстетического опыта, — «Интриги масок» Джеймса Энсора. (см. рис. «Les masques intrigués»)

Рис. «Les masques intrigues» (1930) by the Belgian painter James Ensor. Of the six paintings in the experiment, this painting provoked the strongest aesthetic experience. (© Emanuel Hoffmann Foundation, Photo: Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler)

Исследователи полагают, что к такого рода результатам могла привести, весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной. Таким образом, исходя из опыта швейцарских психологов, справедливо можем отметить, что человеку необязательно знать подробное описание картины, чтобы получить эстетический опыт. В таком случае достаточно обратить внимание полотна художников, искусство все скажет само за себя.

Простой взгляд на визуальное искусство может стимулировать области мозга, ответственные за эмоциональную обработку. Когда мы смотрим на искусство, наш мозг активируется, чтобы предвидеть и устанавливать связи, как сознательно, так и подсознательно, заставляя нас чувствовать себя счастливыми и вознагражденными. Независимо от того, является ли ваша реакция на рассматриваемое искусство веселой, мрачной или созерцательной, обработка этих эмоций чрезвычайно полезна для психического здоровья.

Независимо от того, решите ли вы создавать художественные произведения сами или просто смотреть на великолепные работы других, искусство может иметь большое значение для укрепления психического здоровья.

Литература:

1. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б. А. Сосновского.- М.: Юрайт — Издат, 2005.- 660 с.

2. Barrett, F. S., Grimm, K. J., Robins, R. W., Wildschut, T., Sedikides, C., and Janata, P. (2010). Music-evoked nostalgia: affect, memory, and personality. Emotion 10, 390–403. doi: 10.1037/a0019006

3. Robinson, J. (2004). «The emotions in art», in The Blackwell Guide to Aesthetics, ed P. Kivy (Oxford: Blackwell Publishing), 174–192.

4. Hunter, P. G., Schellenberg, E. G., and Griffith, A. T. (2011). Misery loves company: mood-congruent emotional responding to music. Emotion 11, 1068–1072. doi: 10.1037/a0023749

5. Leder, H., Carbon, C. C., and Ripsas, A. L. (2006). Entitling art: influence of title information on understanding and appreciation of paintings. Acta Psychol. 176–198. doi: 10.1016/j.actpsy.2005.08.005

6. Krauss, L., Ott, C., Opwis, K., Meyer, A., & Gaab, J. Impact of contextualizing information on aesthetic experience and psychophysiological responses to art in a museum: A naturalistic randomized controlled trial. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2019. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000280

Основные термины (генерируются автоматически): эстетический опыт, произведение искусства, искусство, эмоция, произведение, психическое здоровье, реакция, свойство произведений искусства.


Ключевые слова

искусство, эмоции, эстетический опыт

Похожие статьи

Особенности эмоционального освоения эстетической картины...

Эмоции как особый класс психических состояний человека отражаются в формах его ощущений, переживаний, отношений к людям

Во-первых, эмоциональное освоение ребёнком эстетической картины мира осуществляется в процессе освоения культуры и искусства.

Проблема художественного восприятия...

глубокий анализ произведений искусства, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий. Обзор психологических теорий художественного восприятия позволяет выделить три уровня художественного восприятия (П. М. Якобсон [6])

Произведения искусства становится идейно-эстетическим...

В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы не взяли, мы найдём в нем глубокое содержание воздействующее на зрителя благодаря мастерскому выражению его в художественных образах. Конкретные явления жизни находят...

Психология искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Психология искусства одно из самых ярких и интересных отраслей науки. Предметная сфера психологии искусства охватывает свойства и состояния личности, которые, в свою очередь, создают правильное восприятие культурных и художественных ценностей и рассматривают...

Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения. Во-первых, восприятие может рассматриваться как процесс видения реальности, тогда мы говорим о художественном восприятии реальности. Данный процесс характеризуется как способность...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства

Библиографическое описание: Кальницкая, Н. С. Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства / Н. С. Кальницкая.

Эмоционально-чувственный уровень постижения имеет большую значимость в том случае, если соединяется с интеллектуальной деятельностью.

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми

«Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

 Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей. Рассмотрим ее значение в изобразительном искусстве младших школьников. Особенности детской психики таковы, что эмоциональные процессы являются той...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии.

В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности...

Похожие статьи

Особенности эмоционального освоения эстетической картины...

Эмоции как особый класс психических состояний человека отражаются в формах его ощущений, переживаний, отношений к людям

Во-первых, эмоциональное освоение ребёнком эстетической картины мира осуществляется в процессе освоения культуры и искусства.

Проблема художественного восприятия...

глубокий анализ произведений искусства, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий. Обзор психологических теорий художественного восприятия позволяет выделить три уровня художественного восприятия (П. М. Якобсон [6])

Произведения искусства становится идейно-эстетическим...

В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы не взяли, мы найдём в нем глубокое содержание воздействующее на зрителя благодаря мастерскому выражению его в художественных образах. Конкретные явления жизни находят...

Психология искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Психология искусства одно из самых ярких и интересных отраслей науки. Предметная сфера психологии искусства охватывает свойства и состояния личности, которые, в свою очередь, создают правильное восприятие культурных и художественных ценностей и рассматривают...

Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения. Во-первых, восприятие может рассматриваться как процесс видения реальности, тогда мы говорим о художественном восприятии реальности. Данный процесс характеризуется как способность...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства

Библиографическое описание: Кальницкая, Н. С. Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства / Н. С. Кальницкая.

Эмоционально-чувственный уровень постижения имеет большую значимость в том случае, если соединяется с интеллектуальной деятельностью.

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми

«Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

 Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей. Рассмотрим ее значение в изобразительном искусстве младших школьников. Особенности детской психики таковы, что эмоциональные процессы являются той...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии.

В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности...

Задать вопрос