Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование
30.09.2019
2260
Поделиться
Библиографическое описание
Абраменко, И. М. Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, М. П. Блидченко, О. А. Галузо, Н. Ю. Синегубова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4474/.


В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от уровня художественной культуры личности. Кроме того, выделены составляющие художественного восприятия целом, в первую очередь, это собственно взаимодействие человека с объектами, представляющих собой художественную ценность, во-вторых, это субъективное отражение человеком произведений искусства через призму восприятия. На основе параметров Вишневой Г. М., Казаковой Т. Г. выделены уровни восприятия скульптуры.

Ключевые слова: дошкольник, восприятие, скульптура, малая скульптура, изобразительное искусство, художественное восприятие.

Человек должен родиться дважды, один раз — естественно, а затем — духовно.

Г. Гегель

В настоящее время острой потребностью современного общества является духовное развитие. В первую очередь необходимо сформировать правильное восприятие объектов изобразительного искусства. Художественное восприятие можно представить в виде нескольких составляющих. В первую очередь, это собственно взаимодействие человека с объектами, представляющих собой художественную ценность. Во-вторых, это субъективное отражение человеком произведений искусства через призму восприятия.

Особый интерес представляют собой особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Исследования советских ученых — Венгер Л. А., Запорожец А. В., Зинченко В. П. и др. раскрывают психологический механизм восприятия у дошкольников. Если обозначить его кратко, то ребенок соотносит внешние признаки объекта с накопленным опытом. Следует отметить, что точность восприятия напрямую зависит от имеющихся ранее знаний, а также уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами предмета. [3, c.246]

На занятиях в детском в саду детей знакомят с основными видами скульптуры. Различают круглые, монументальные, станковые и скульптуры малых форм. Наибольшее значение придают процессу ознакомления детей со скульптурой малой формы.

Вишнева Г. М. изучала проблему восприятия малой скульптуры старшими дошкольниками. В ходе изучения ею были выделены следующие тезисы:

− дети предпочитают такой жанр малой скульптуры, как анималистический (животные, птицы). Важно отметить, что восприятие таких животных образов развивает познавательную активность и интерес.

− иногда дети воспринимают такие скульптуры в качестве знакомой им игрушки, а также пытаются использовать ее в игре.

− дошкольники не всегда могут определить материал, из которого изготовлена скульптура, вопрос о смысле различного изготовления скульптур вводит их в затруднение. Однако, Вишнева Г. М. отмечает, что при особом обучении затруднения ликвидируются.

− старшие дошкольники, эмоционально воспринимая содержание произведений, не берут во внимание художественные выразительные средства. Так, например, называя позу, в которой стоит животное, ребёнок не связывает ее с настроением или его состоянием. [4, c.46]

Следует отметить, что понимание плавности очертаний берет своё начало именно в период старшего дошкольного детства. Для формирования этого умения, во время восприятия скульптуры, детям рекомендуется показывать плавными движениями рук места перехода одного объёма в другой. При непосредственном зрительном охвате скульптуры, у старших дошкольников происходит вычленение ее составных частей. Благодаря руководству взрослого, старшие дошкольники формируют знание способа достижения плавности форм — путем заглаживания формы в другую — путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Как уже отмечалось в тезисах Вишневой Г. М., скульптуры, отражающие реальный облик животного, привлекают старших дошкольников более всего. При организации непосредственно образовательной деятельности по знакомству со скульптурой малой формы необходимо иметь набор скульптурных объектов изображающих животных и птиц. К примеру, при ознакомлении детей с городецкой игрушкой, необходимо продемонстрировать и игрушки, изображающие облик животного. Так, ребёнку лучше запомнится данная тема и закрепится техника росписи городецкой игрушки.

Следующей особенностью восприятия объектов скульптуры является то, что художественное восприятие имеет непосредственный, живой, яркий характер, это проявляется внешне (в жестах, улыбках, мимике, речи).

Характерно, что такое восприятие является нецелостным. Дошкольники в меньшей степени уделяют внимание художественно-выразительным средствам.

Любопытно, что реакция детей на цвет, движение, форму является первостепенной из всех средств художественной выразительности.

Личностное отношение дошкольника к художественному объекту, является немаловажным аспектом при оценке или выборе художественного объектах. Также, изобразительные возможности развиваются значительно позже художественного восприятия дошкольников. [2, c.125]

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что восприятие скульптуры состоит из двух взаимосвязанных элементов:

1) Запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт.

2) Прямая зависимость эмоционального восприятия от уровня художественной культуры личности.

Также нами была проведена экспериментальная работа по проблеме исследования. Главной целью которого, было определение уровня восприятия малой скульптуры детьми старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 20 детей: 10 детей из экспериментальной группы, 10 детей из контрольной группы. Для диагностики уровня восприятия использовались следующие методики: методика «Опиши фигуру», Индивидуальная беседа «Волшебные фигуры», методика «Выбери игрушку». [1, c.355]

Уровень восприятия скульптуры устанавливался по параметрам, авторами которых являлись Вишнева Г. М., Казакова Т. Г. [4, c.47–48]

Первый — низкий уровень восприятия скульптуры — дети не всегда правильно понимают содержание скульптуры, не видят выразительных средств, не воспринимают художественный образ, не проявляют чувств и интереса к изображенному.

Второй уровень — средний — дети понимают содержание скульптуры; выделяют отдельные характерные признаки, но не осмысливают их как выразительные средства; художественный образ не определяют; эмоции проявляют на знакомое содержание; оценки не устойчивы, без мотивации.

Третий уровень — достаточный — содержание скульптуры детьми определяется; при помощи вопросов выделяются выразительные средства; эстетическая оценка связана с содержанием.

Четвертый уровень — высокий — дети самостоятельно определяют выразительные средства (пластика, движения, силуэт); однако связь образа и выразительных средств не устанавливается; проявляется эстетическое чувство; даются эстетическая оценка образа; демонстрируется познавательный интерес.

Результаты нашего исследования были следующие. Высокий уровень узнавания, называния, описания и характеристики объектов малой скульптуры показало всего 4 человека (20 %). Средний уровень был у 8 детей (40 %). Остальные 8 детей показали низкий уровень узнавания и описания малой скульптуры. По глубине восприятия, осмыслению и проникновению в замысел художника 5 человек (25 %) показали достаточный уровень, 2 детей (10 %) высокий уровень, 2 детей (10 %) низкий.

Это говорит о том, что проблема повышения уровня восприятия скульптуры малой формы, детьми старшего дошкольного возраста является актуальной и требует особого внимания и участия педагогов и родителей в работе, направленной на повышение этого уровня.

Литература:

1. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / Волынкин В.И. — Ростов-н/Д: Феникс, 2007. — 441 с.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. —280 с.

3. Запорожец А. В. Психологические проблемы развития детского восприятия/ Запорожец А. В., Лисина М. И. — М.: Просвещение, 1996. –236 с.

4. Казакова Т. Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм детьми дошкольного возраста/ Т. Г. Казакова, Г. М. Вишнева// Дошкольное воспитание. — 2008. — No6. — С.46–48.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — N 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — N 5408.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольник
восприятие
скульптура
малая скульптура
изобразительное искусство
художественное восприятие

Молодой учёный