Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Абраменко Ирина Михайловна, Блидченко Маргарита Павловна, Галузо Оксана Алексеевна, Синегубова Наталья Юрьевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 30.09.2019
Статья просмотрена: 2092 раза
Библиографическое описание:
Абраменко, И. М. Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, М. П. Блидченко, О. А. Галузо, Н. Ю. Синегубова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4474/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от уровня художественной культуры личности. Кроме того, выделены составляющие художественного восприятия целом, в первую очередь, это собственно взаимодействие человека с объектами, представляющих собой художественную ценность, во-вторых, это субъективное отражение человеком произведений искусства через призму восприятия. На основе параметров Вишневой Г. М., Казаковой Т. Г. выделены уровни восприятия скульптуры.
Ключевые слова: дошкольник, восприятие, скульптура, малая скульптура, изобразительное искусство, художественное восприятие.
Человек должен родиться дважды, один раз — естественно, а затем — духовно.
Г. Гегель
В настоящее время острой потребностью современного общества является духовное развитие. В первую очередь необходимо сформировать правильное восприятие объектов изобразительного искусства. Художественное восприятие можно представить в виде нескольких составляющих. В первую очередь, это собственно взаимодействие человека с объектами, представляющих собой художественную ценность. Во-вторых, это субъективное отражение человеком произведений искусства через призму восприятия.
Особый интерес представляют собой особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Исследования советских ученых — Венгер Л. А., Запорожец А. В., Зинченко В. П. и др. раскрывают психологический механизм восприятия у дошкольников. Если обозначить его кратко, то ребенок соотносит внешние признаки объекта с накопленным опытом. Следует отметить, что точность восприятия напрямую зависит от имеющихся ранее знаний, а также уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами предмета. [3, c.246]
На занятиях в детском в саду детей знакомят с основными видами скульптуры. Различают круглые, монументальные, станковые и скульптуры малых форм. Наибольшее значение придают процессу ознакомления детей со скульптурой малой формы.
Вишнева Г. М. изучала проблему восприятия малой скульптуры старшими дошкольниками. В ходе изучения ею были выделены следующие тезисы:
− дети предпочитают такой жанр малой скульптуры, как анималистический (животные, птицы). Важно отметить, что восприятие таких животных образов развивает познавательную активность и интерес.
− иногда дети воспринимают такие скульптуры в качестве знакомой им игрушки, а также пытаются использовать ее в игре.
− дошкольники не всегда могут определить материал, из которого изготовлена скульптура, вопрос о смысле различного изготовления скульптур вводит их в затруднение. Однако, Вишнева Г. М. отмечает, что при особом обучении затруднения ликвидируются.
− старшие дошкольники, эмоционально воспринимая содержание произведений, не берут во внимание художественные выразительные средства. Так, например, называя позу, в которой стоит животное, ребёнок не связывает ее с настроением или его состоянием. [4, c.46]
Следует отметить, что понимание плавности очертаний берет своё начало именно в период старшего дошкольного детства. Для формирования этого умения, во время восприятия скульптуры, детям рекомендуется показывать плавными движениями рук места перехода одного объёма в другой. При непосредственном зрительном охвате скульптуры, у старших дошкольников происходит вычленение ее составных частей. Благодаря руководству взрослого, старшие дошкольники формируют знание способа достижения плавности форм — путем заглаживания формы в другую — путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Как уже отмечалось в тезисах Вишневой Г. М., скульптуры, отражающие реальный облик животного, привлекают старших дошкольников более всего. При организации непосредственно образовательной деятельности по знакомству со скульптурой малой формы необходимо иметь набор скульптурных объектов изображающих животных и птиц. К примеру, при ознакомлении детей с городецкой игрушкой, необходимо продемонстрировать и игрушки, изображающие облик животного. Так, ребёнку лучше запомнится данная тема и закрепится техника росписи городецкой игрушки.
Следующей особенностью восприятия объектов скульптуры является то, что художественное восприятие имеет непосредственный, живой, яркий характер, это проявляется внешне (в жестах, улыбках, мимике, речи).
Характерно, что такое восприятие является нецелостным. Дошкольники в меньшей степени уделяют внимание художественно-выразительным средствам.
Любопытно, что реакция детей на цвет, движение, форму является первостепенной из всех средств художественной выразительности.
Личностное отношение дошкольника к художественному объекту, является немаловажным аспектом при оценке или выборе художественного объектах. Также, изобразительные возможности развиваются значительно позже художественного восприятия дошкольников. [2, c.125]
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что восприятие скульптуры состоит из двух взаимосвязанных элементов:
1) Запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт.
2) Прямая зависимость эмоционального восприятия от уровня художественной культуры личности.
Также нами была проведена экспериментальная работа по проблеме исследования. Главной целью которого, было определение уровня восприятия малой скульптуры детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие 20 детей: 10 детей из экспериментальной группы, 10 детей из контрольной группы. Для диагностики уровня восприятия использовались следующие методики: методика «Опиши фигуру», Индивидуальная беседа «Волшебные фигуры», методика «Выбери игрушку». [1, c.355]
Уровень восприятия скульптуры устанавливался по параметрам, авторами которых являлись Вишнева Г. М., Казакова Т. Г. [4, c.47–48]
Первый — низкий уровень восприятия скульптуры — дети не всегда правильно понимают содержание скульптуры, не видят выразительных средств, не воспринимают художественный образ, не проявляют чувств и интереса к изображенному.
Второй уровень — средний — дети понимают содержание скульптуры; выделяют отдельные характерные признаки, но не осмысливают их как выразительные средства; художественный образ не определяют; эмоции проявляют на знакомое содержание; оценки не устойчивы, без мотивации.
Третий уровень — достаточный — содержание скульптуры детьми определяется; при помощи вопросов выделяются выразительные средства; эстетическая оценка связана с содержанием.
Четвертый уровень — высокий — дети самостоятельно определяют выразительные средства (пластика, движения, силуэт); однако связь образа и выразительных средств не устанавливается; проявляется эстетическое чувство; даются эстетическая оценка образа; демонстрируется познавательный интерес.
Результаты нашего исследования были следующие. Высокий уровень узнавания, называния, описания и характеристики объектов малой скульптуры показало всего 4 человека (20 %). Средний уровень был у 8 детей (40 %). Остальные 8 детей показали низкий уровень узнавания и описания малой скульптуры. По глубине восприятия, осмыслению и проникновению в замысел художника 5 человек (25 %) показали достаточный уровень, 2 детей (10 %) высокий уровень, 2 детей (10 %) низкий.
Это говорит о том, что проблема повышения уровня восприятия скульптуры малой формы, детьми старшего дошкольного возраста является актуальной и требует особого внимания и участия педагогов и родителей в работе, направленной на повышение этого уровня.
Литература:
1. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / Волынкин В.И. — Ростов-н/Д: Феникс, 2007. — 441 с.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. —280 с.
3. Запорожец А. В. Психологические проблемы развития детского восприятия/ Запорожец А. В., Лисина М. И. — М.: Просвещение, 1996. –236 с.
4. Казакова Т. Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм детьми дошкольного возраста/ Т. Г. Казакова, Г. М. Вишнева// Дошкольное воспитание. — 2008. — No6. — С.46–48.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — N 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — N 5408.
Ключевые слова
изобразительное искусство, дошкольник, восприятие, скульптура, художественное восприятие, малая скульптураПохожие статьи
Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству
Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...
Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...
Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде
В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры
Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...
Развитие личности дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...
Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности
Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...
Психологические особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста
Данная статья рассматривает психологические особенности воображения у детей младшего школьного возраста. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создан...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
В статье рассмотрены особенности восприятия детьми художественного текста книги. Раскрыто влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.
Похожие статьи
Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству
Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...
Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...
Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде
В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры
Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...
Развитие личности дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...
Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности
Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...
Психологические особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста
Данная статья рассматривает психологические особенности воображения у детей младшего школьного возраста. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создан...
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
В статье рассмотрены особенности восприятия детьми художественного текста книги. Раскрыто влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.