В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.
Ключевые слова : психологические состояния человека, творчество.
В современном обществе существует достаточно яркий портрет «творческого человека», большую часть которого занимают различные формы отклоняющегося поведения и психоэмоциональные нарушения. Рассмотрим, действительно ли существует взаимосвязь между наличием у человека творческих способностей и негативных психологических состояний.
Установить корни явления романтизации негативных психологических состояний у людей, занимающихся творчеством достаточно тяжело. Предполагается, что зарождение корней этого явления лежат в конце 18 века — начале эпохи романтизма, находящему выражение как в искусстве, так и в основной идеологии того времени. Именно в то время начала популяризоваться идея о ценности человека исходя из глубины его личностной драмы, а вместе с тем и мысль о том, что человек великий — это человек переживающий глубокие страдания, одиночество и неприятие обществом.
Но несмотря на свою историческую дальность эта мысль до сих пор является ведущей при формировании образа человека искусства. Этот портрет так же активно транслируется и в массмедиа: персонажи, проходящие через трудности и преодолевающие невзгоды, более запоминающиеся и привлекательные для зрителя, следовательно, более выгодны для использования.
Однако, подобное имеет свои последствия, такие как:
— Размытие границ психической нормы и патологии;
— Стереотипизация представлений о психологическом здоровье;
— Обесценивание проблемы психического здоровья;
Это базовые проблемы, которые в следствии могут привести к таким явлениям, как общее снижение психического здоровья в отдельных возрастных и социальных группах, что, в свою очередь, может привести к увеличению попыток и завершенных суицидов. Особенно подвержены этому подростки, в силу возрастных особенностей и частой погоне за образом, транслируемым как позитивный и высоко оцениваемом в социуме, не взирая на последствия своих поступков.
Вместе с тем, взаимосвязь между наличием у человека творческих способностей и негативных психологических состояний однозначно так и не была установлена. Но среди предпринятых попыток есть несколько заслуживающих внимания.
Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы: контент-анализ в совокупности с беседой с людьми, творчество которых заслужило признание. Ко второму методу же относятся попытки установления связей между наличие у людей психических заболеваний и уровнем их креативности [1].
В 2013 году шведские ученые провели исследование и установили, что люди, чья работа связана с творчеством или наукой, с большей долей вероятности имеют биполярное расстройство или родственника с биполярным расстройством. Среди писателей явно прослеживалась склонность к шизофрении, депрессии, злоупотреблению алкоголем или наркотиками и суициду, а танцоры и фотографы чаще страдали биполярным расстройством. Однако, после этого было выдвинуто предположение, о том, что это связано со схожестью мозговой деятельностью лобной доли, так как, при выходе из депрессивного эпизода, у больных биполярным расстройством сильно повышается активность данного отдела головного мозга, что схоже с ситуацией, когда человеку необходимо сосредоточиться на творческой задаче. Так же у людей, страдающих биполярным расстройством личности, в маниакальной фазе к симптоматике относится продуцирование огромного количества идей, а с точки зрения вероятности, чем больше у человека идей, тем выше вероятность их уникальности. [1, 2].
В 2015 году была предпринята попытка установления корреляции творческих способностей и психических отклонений с помощью генетики. Группа ученых проанализировала данные 86 тысяч исландцев и 35 тысяч шведов и датчан. Оказалось, что у людей с творческими профессиями и участников различных арт-объединений более высокий генетический риск шизофрении и биполярного расстройства, который обусловлен полигенами [2].
Тем не менее, не раз находилось и опровержение данным теориям. К примеру, одно из недавних исследований провел профессор психологии из Гарварда Альберт Ротенберг, который провел беседы с 45 нобелевскими лауреатами и ни у одного из них не было выявлено никаких психологических расстройств.
По словам Ротенберга, «проблема в том, что критерии креативности всегда очень некреативны. Принадлежность к творческому сообществу или работа в области искусства или литературы не доказывает, что перед нами творческая личность. Дело в том, что многие люди с ментальными заболеваниями пробуют себя в искусстве и литературе не потому, что у них есть талант, а потому, что их это привлекает. И это искажает данные. Почти все психиатрические больницы используют арт-терапию, и после выписки многих пациентов притягивают творческие занятия и искания» [2].
Возникает сложность и в результатах диагностики. Творчество сложно и многогранно, а оценки ограничены. Обычно для простоты измеряется один из показателей гениальности, и только в одной области (например, наука или искусство).
Сложность так же возникает и в постановке диагноза; для того чтобы утверждать о наличии у человека конкретного расстройства необходима длительная объемная диагностика, которая не возможна в ситуациях, когда человек уже умер. Ярким примером, иллюстрирующим данное, является Винсент Ван Гог, по заключениям разных исследователей, художник мог страдать биполярным расстройством, шизофренией, височной эпилепсией, болезнью Меньера и отравлением свинцом.
Дело в том, что к тому моменту, когда информация, о том, или ином деятеле доходит до нашего времени, она видоизменяется в зависимости от ее автора, его целей и времени написания. Так, для привлечения читателей различие факты из истории могут стираться, искажаться или гиперболизироваться.
Таким образом, Вирджиния Вульф, Эдгар Аллан По, Винсент Ван Гог, Людвиг Ван Бетховен — лишь немногие из общепризнанных гениев, связь между творчеством и ментальным здоровьем которых пытаются установить по сей день, а пока истории их жизни продолжают использовать как прообразы героев, неизменно клейменных «несчастными гениями».
Литература:
- Миф о «сумасшедшем» гении. Коррелируют ли креативность и психические расстройства? // Concepture URL: https://concepture.club/post/infopoloz/creativity-and-mood-disorders (дата обращения: 01.02.2023).
- Есть ли связь между психическими расстройствами и креативностью? // Теории и практики URL: https://theoryandpractice.ru/posts/16202-bystroe-chtenie-est-li-svyaz-mezhdu-psikhicheskimi-rasstroystvami-i-kreativnostyu (дата обращения: 03.02.2023).