В статье рассмотрены возможные психологические особенности субъективного переживания одиночества цифровым поколением и основные причины его возникновения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня субъективного переживания одиночества и доминирующих мотивов пребывания в интернет-пространстве в женской и мужской группах выборки.
Ключевые слова: феномен одиночества, интернет-пользователь, виртуальное пространство, коммуникация, изоляция
The article discusses the possible psychological characteristics of the subjective experience of loneliness by the digital generation and the main reasons for its occurrence. The results of an empirical study of the level of subjective experience of loneliness and the dominant motives for staying on the Internet in the female and male groups of the sample are presented.
Keywords: the phenomenon of loneliness, Internet user, virtual space, communication, isolation
Введение. Поколение Z, родившиеся в 2000–2020 годах, разительно отличается от более ранних поколений (например, Y или X). Во-первых, особенностью этого поколения является развитое цифровое поведение и цифровая деятельность в целом.
Во-вторых, одними из главных особенностей поколения Z являются изменения в коммуникативной сфере. С одной стороны, коммуникация цифрового поколения определяется как более многогранная, свободная, с другой — как более поверхностная и «тревожная».
Поколение Z, как правило, стремится к ограничению личностного пространства и контактов. Важно отметить, что нередко деятельность этого поколения сопровождает такой феномен как одиночество. Для одних людей одиночество представляет собой позитивный ресурс, который позволяет им раскрыться в различных сферах. Для других людей одиночество — это переживание, которое определено индивидуально-типологическими особенностями. Для третьих — достаточно серьёзная проблема, которая предполагает неумение личностью выстраивать социальные связи, исходя из пережитого негативного опыта.
В связи с этим исследования особенностей личности, переживающей ситуацию одиночества, приобретают актуальность. Выявленные особенности позволят создать целостную картину феномена субъективного переживания одиночества личностью, а также разработать систему психологического сопровождения в реальном и виртуальном пространствах.
Целью статьи является рассмотрение теоретических и эмпирических результатов исследования феномена субъективного переживания цифровым поколением.
Изложение основного материала. Одиночество, как известно, всегда было неотъемлемой частью жизни человека и ранее предпринимались попытки его изучения. Многие ученые прошлого и настоящего рассматривали эту проблему с самых разных сторон, занимались накоплением знаний в данной области и их систематизацией [2].
Известные западные ученые З. Фрейд, Э. Фромм исследовали развитие субъективного переживания одиночество в связи с ситуацией детско-родительских взаимоотношений [8, 9]. Г. Салливан, И. Ялом исследовали феномен одиночества в контексте самодостаточности личности [7, 11]. Д. Рисмен, П. Перлман выявили важность социальной активности личности в профилактике формирования тенденций к переживанию одиночества.
Также свой вклад в исследования психологии одиночества внесли отечественные исследователи В. Л. Леви, С. Г. Корчагина, которые отметили взаимосвязь социальной ситуации и индивидуальных особенностей личности в контексте формирования переживания одиночества [2, 3]. Однако, несмотря на многогранные исследования этой темы, на сегодняшний день она остаётся до конца неизученной и требует дальнейшего рассмотрения. Так, за рамками исследований остались особенности виртуальной коммуникации личности, переживающей субъективное одиночество.
К ранее существовавшим причинам возникновения состояния одиночества, связанными с процессом воспитания, взросления, социальной ситуации в стране, добавились причины, связанные с появлением, развитием интернет-среды и ускорением жизненного ритма [5, 6]. Эти факторы могут сказываться как на способности к построению контакта как с другими, так и с самим собой, а также создавать внутреннюю дистанцию, неспособность соприкосновения с истинным «Я».
В психологическом словаре одиночество трактуется, как «один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей». Как известно, человек — это биосоциальное существо, ведь и биологическое, и социальное слито в нём воедино. Именно поэтому нарушение социальных связей по тем или иным причинам может вызывать нарушения на биологических уровнях организма человека [1, 12].
В связи с этим человек, часто не осознавая, стремится сбалансировать потребность в общении с другими людьми, используя все возможные средства [5, 10]. Таким ресурсом и становится Интернет. Новые технологии всё больше внедряются в реальность, вбирая в себя как повседневные, так и экзистенциальные проблемы людей.
В связи с этим субъективное переживание одиночества приобретает новые формы и распространяется на интернет-среду. На сегодняшний день пребывание в виртуальном пространстве можно рассматривать как способ компенсации всего, что в меньших объемах доступно в реальности. Человек — это целостная система и ему может быть затруднительным находиться в сети только как интеллектуальный субъект. Наравне с интеллектуальной сферой включается и чувственная, в которой и находит своё место субъективное переживание одиночества [5].
Общение подразумевает не только обмен информацией, но и эмоциональный контакт. Важной характеристикой речи в виртуальном пространстве стала ее насыщенность графическим контентом, который используют для выражения эмоциональных состояний. В интернет-пространстве появились эмотиконы — словари графических символов, выражающих эмоции. Например, «:(» выражает грусть, «:)» — радость, «:*», — поцелуй, «)0» — троллинг и т. д. Подобные символы являются универсальными для всех пользователей, однако не всегда совпадают с реальной эмоцией пользователя [6].
В первую очередь, рассмотрим взаимосвязь переживания одиночества и проведения времени в интернете.
Во-первых, особенностью феномена одиночества является то, что оно может быть вызвано потерей контакта с самим собой, своим внутренним миром, а не только с прерыванием социальных связей. Как правило, контакт может быть потерян из-за неосознаваемого стремления отгородиться от болезненных чувств, переживаний, необходимости принятия решений, пережитого негативного опыта.
Потеря контакта с собой может приводить к усиленному поиску большого количества связей с другими. Как правило, общение в таких ситуациях приобретает поверхностный характер и не задевает глубинных тем, так как сам собеседник слабо ориентируется в своей личности и своих реальных переживаниях. Как правило, в виртуальном пространстве пользователю проще раскрывать волнующие его моменты из-за возможной анонимности [6].
Д. А. Лукашевич рассматривает типы коммуникации, в зависимости от раскрытия личной информации во взаимодействии [4]:
− полная анонимность: отличается отсутствием, либо минимальным количеством информации о пользователе Интернетом (ограниченный никнейм, абстрактная аватарка, минимум персональных данных). Наиболее удобным пространством для пользователей с полной анонимностью являются гостевые книги, некоторые интернет-чаты и интернет-форумы, новостные комментарии;
− анонимность в реальном пространстве: существует «виртуальная» личность и другие интернет-пользователи не владеют представлениями о ней как о конкретной личности, ее статусе в реальном пространстве [4].
Частичная анонимность предполагает, что для пользователя присущи социальная изоляция, непринятие со стороны других пользователей виртуального сообщества. Для данного типа анонимности критерием ограничения в публикации мнений является значимость виртуального сообщества для самого пользователя. В. Ю. Нестеров отмечает, что значимость и стабильность интернет-сообществ ниже, чем у сообществ в реальном пространстве [4].
Во-вторых, одиночество может быть обусловлено ощущением внутренней пустоты или, наоборот, бегством от собственных чувств. Оно имеет много общего с описанием ощущения потери контакта, однако, в интернете может реализовать себя иначе. В таком случае нет необходимости в виртуальном общении. Вместо этого вполне могут подходить любые другие виды интернет-деятельности, например, виртуальные игры, фильмы, новостной серфинг.
В-третьих, причиной одиночества часто является неспособность контактировать с другими людьми из-за личных установок, страхов и низкой самооценки (неуверенностью в себе и своих возможностях). Отсутствие видимого собеседника, иллюзия анонимности позволяет снять данные барьеры и почувствовать себя в безопасности, раскрыться.
В-четвертых, причиной повышенного общения в интернете может являться непринятие сверстниками, что особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Своего рода это одиночество в группе (в толпе). Причины могут быть крайне различными: от непринятия из-за неспособности заслужить авторитет до особенностей, которые могут быть отвергнутыми группой. В таком случае интернет-сообщества становятся главным местом пребывания пользователя [5].
В-пятых, причиной одиночества является территориальная изоляция. В таком случае интернет служит способом связи, осуществляемой через социальные сети.
Итак, в вышеперечисленных случаях интернет становится способом компенсации многих потребностей человека, особенно потребности в принятии, безопасности, общении. Однако, несмотря на существующие исследования субъективного переживания одиночества личностью, особенности виртуального пространства в контексте данной темы рассмотрено недостаточно.
Организация исследования.Висследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 18 до 20 лет (45 человек), из которых 25 респондентов — юноши и 20 респондентов — девушки.
В качестве эмпирических методов исследования использовался психодиагностический пакет: анкета для выявления уровня интернет-активности пользователей; методика Д. Рассела и М. Фергюсона — для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества; методика А. И. Лучинкиной — для выявления доминирующих мотивов пребывания в сети.
Результаты эмпирического исследования. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе выявлены доминирующие мотивы пребывания в сети, уровень субъективного ощущения одиночества среди женской и мужской групп выборки. На втором этапе были выявлены достоверные связи между уровнем субъективного переживания одиночества и доминирующими мотивами пребывания в сети.
Результаты исследования уровня субъективного ощущения одиночества отображены на Рисунке 1. Респондентам мужского пола, в большей степени, присущ низкий и средний уровни переживание среднего уровня одиночества, в отличие от женской группы выборки (при ρ = 0,05). Средний уровень, как правило, указывает на ситуативный тип одиночества и выражается в повышенной потребности во внимании и поддержке в момент фрустрирующей ситуации.
Рис. 1. Результаты исследования уровня субъективного ощущения одиночества
Респондентам женского пола, исходя из результатов исследования, свойственны низкий и высокий уровень одиночества, реже — средний (при ρ = 0,05). Низкий уровень одиночества выражается в удовлетворении текущими качеством и количеством коммуникации. Стоит отметить, что такой пользователь может не поддерживать активную коммуникацию, однако, чувство «брошенности» будет отсутствовать. Высокий уровень одиночества выражается в потребности в интенсивной поддержке и принятии. Как правило, личность с высоким уровнем одиночества испытывает затруднения в установлении контактов, а также, чаще всего, демонстрирует подавленное состояние.
Результаты исследования доминирующих мотивов пребывания в сети представлены на Рисунке 2. Респондентам двух выборок, в большей степени, характерны высокие показатели по шкалам виртуальности, направленности (при ρ = 0,05). Виртуальность интернет-пользователя выражается в степени принятия Интернета как жизненного пространства. Личность с высоким уровнем виртуальности стремится к более длительному нахождению в интернет-среде, несмотря на другие дела. интернет-пользователь считает Интернет более безопасным и интересным, чем реальное пространство.
Направленность характеризуется наличием представлений о социально-одобренных и неодобренных действиях в интернет-пространстве. Как правило, высокий уровень направленности указывает на нормативную виртуальную деятельность личности.
Мужской группе выборки, в большей степени, присущи мотивы вклада, обозначенного присутствия (при ρ = 0,05). Мотив вклада реализуется с помощью публикации на своей (либо чужой) странице постов, написания информации в личные сообщения. Мотив обозначенного присутствия выражается в стремлении пользователями к выборочному подходу к установлению социальных контактов.
Рис. 1 Результаты исследования доминирующих мотивов пребывания в сети
Женской группе выборки в большей степени свойственны мотивы обозначенного присутствия, вклада, репликации, собственного пространства (при ρ = 0,05). Для пользователей с мотивом репликации присуща склонность к созданию новых страниц (часто фейковых), виртуальных героев. Для пользователей с мотивом собственного пространства свойственно ограничение личного пространства в Интернете благодаря созданию личных онлайн-кабинетов, ограничению для других пользователей возможности написания сообщений, создание своего собственного мира.
Также в ходе исследования были выявлены достоверные связи между уровнями субъективного переживания одиночества и доминирующими мотивами пребывания в сети: низкий уровнем субъективного переживания одиночества и мотивом вклада (ρ=0,88); средним уровнем субъективного переживания одиночества и мотивом репликации (ρ=0,79); высоким уровнем субъективного переживания одиночества и мотивом личного пространства (ρ=0,8).
Выводы. Проведенное исследование показало существенные различия в мужской и женской выборке подростков в уровне субъективного переживания одиночества. Так, женской группе, в большей степени, характерен высокий уровень субъективного переживания одиночества, в отличие от мужской.
Доминирующие мотивы пребывания в сети среди мужской выборки — мотив вклада, мотив обозначенного присутствия; среди женской — мотивы обозначенного присутствия, вклада, репликации, собственного пространства
В ходе исследования была выявлена достоверная связь между уровнями субъективного переживания одиночества интернет-пользователей и их доминирующими мотивами пребывания в сети.
Литература:
- Кон И. С. В поисках себя. — М.: Политиздат, 1984. — 225 с
- Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 228 с.
- Леви В. Л. Куда жить: человек в цепях свободы. — Липецк: Клуб 36`6, 2014. — 448 с.
- Лукашевич Д. А. Применимость теории «спирали молчания» к сети интернет и новым медиа // История. Филология. Новосибирск: Вестник Новосибирского государственного университета, 2013. — № 12. — Вып. 6. — С. 61–66.
- Лучинкина А. И. Психология человека в Интернете. — Киев: ООО «Информационные системы», 2012. — 200 с.
- Лучинкина И. С. Психологические особенности коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве: Автореф. дисс. …канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2019. 24 с.
- Салливан Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. — СПб: Прайм-Еврознак, 2007. — 128 с.
- Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. — Москва: «Издательство «Эксмо», 2015. — 210 с.
- Фромм Э. Человек для себя. — СПб: Астрель, 2012. — 320 с.
- Хамитов Н. В. Одиночество женское и мужское. Опыт вживания в проблему. — М.: АСТ, 2007. — 444 с.
- Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. — М.: Бомбора, 2020. — 384 с.
- Яхонтова Е. С. Прощай одиночество! Одиночество как социально-психологическая проблема. — М.: ИВЭСЭП, 2007. — 120 с.