Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Курбатова, Ю. А. Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности / Ю. А. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 128-134. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78172/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов. Выборка: 40 студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет». Методики исследования: Ясюкова Л. А. «Методика изучения обыденного правосознания»; Ценностный опросник Ш. Шварца; Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина.

Ключевые слова: правосознание, нравственное сознание, студенческий возраст, обыденное правосознание.

Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки.

Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования.

Правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств.

Актуальность исследования обусловлена непреходящей злободневностью вопросов нравственности с одной стороны, и необходимостью обозначить роль этих ценностей в условиях построения правового государства — с другой. Поэтому вопрос соотношения права и нравственности будет сохранять особую значимость на протяжении всего времени.

Теоретико-методологической основой исследования явились: психологические концепции нравственного сознания (О. М. Вовченко, О. А. Голянская, А. И. Титаренко); теоретические исследования психологических особенностей, характеристик и закономерностей формирования правосознания в различных жизненных контекстах (Л.А Ясюкова, Л. И. Петражицкий, А. А. Жигулин, А. Р. Ратинов);

В исследованиях когнитивной составляющей нравственной сферы личности можно выделить работу Л. Н. Антилоговой. Антилогова Л. Н. утверждала, что нравственное сознание представляет собой сложную многоуровневую систему, как и сознание в целом. Она выделяла в нравственном сознании убеждения и ценностные ориентации, как главные образующие когнитивного компонента нравственности. Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, представлений, убеждение о должном, приемлемом и неприемлемом, о добре и зле, о нормах поведения в обществе.

Одна из основных методологических проблем изучения правосознания связана с отсутствием единого определения этого феномена. Единого определения правосознания в психологии не существует. В нашей работе мы будем опираться на определение, данное А. Р. Ратиновым, который под понятием правосознания понимает сферу сознания, умений, оценочных отношений к праву и практике его применения, ценностных ориентаций и правовых установок, регулирующих человеческое поведение.

Цель исследования: выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов.

Объект: нравственное сознание и правосознание у студентов.

Предмет: взаимосвязь нравственного сознания и правосознания у студентов.

Гипотеза: существует взаимосвязь нравственного сознания и правосознания у студентов.

Организация и база исследования: эмпирическое исследование проводилось на студентах 1–4 курса в количестве 40 человек, от 17 до 24 лет. В исследовании принимали участие 22 мужчины и 18 женщин.

База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет».

В качестве диагностического инструмента в работе использованы следующие методики:

1) Ясюкова Л. А. «Методика изучения обыденного правосознания»

2) Ценностный опросник Ш. Шварца

3) Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина.

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. В результате тестирования были выявлены результаты по ценностям на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (рис. 1) он более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения, и на уровне индивидуальных приоритетов, (рис.2) более зависимом от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

Рис. 1. Результаты по методике ценностный опросник Ш. Шварца на уровне нормативных идеалов

На уровне нормативных идеалов результаты теста показывают, что все ценности важны, т.к они имеют средние значения и варьируются от 3,5 до 5. В наибольшей степени у испытуемых выражены такие ценности, как самостоятельность, доброта, гедонизм.

Следовательно, они склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, сохранять благополучие людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте. В наименьшей степени выражены, традиции, власть, следовательно, не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т. д.

Результаты по методике ценностный опросник Ш. Шварца на уровне личностных приоритетов

Рис.2. Результаты по методике ценностный опросник Ш. Шварца на уровне личностных приоритетов

На уровне личностных приоритетов результаты теста показывают, что для испытуемых наиболее важны самостоятельность, гедонизм, универсализм, следовательно, испытуемым важно понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы, удовольствие, наслаждение жизнью, самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.

Наименее важны комформность, традиции, власть. Это говорит, о том, что испытуемые менее проявляют уважение к традициям, смирению, благочестию, отказываются принимать свою участь, не контролируют других, не совсем сдерживают склонности, имеющие негативные социальные последствия.

Результаты морфологическоо теста жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина

Рис.3. Результаты морфологическоо теста жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина

Исходя из результатов тестирования жизненных ценностей МТЖЦ, можно наблюдать, что более высокие показатели профессия, образование и увлечения, следовательно, для студентов более значимы сферы профессиональной жизни, образование и увлечения. Более низкие показатели креативность и собственный престиж, следовательно, студенты мало реализует свои творческие возможности, и не стремятся изменять окружающую действительность, не особо завоевывают свое признание в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

Результаты исследования по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой

Сфера правосознания

Средний балл

Стандартное отклонение

Бытовая

4,17

0,71

Деловая

4,11

0,68

Гражданская

4,14

0,73

Правовые знания

4,06

0,7

Правосознание

16,59

2,82

Результаты исследования уровня правосознания по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой наглядно представлены на рисунке 4.

Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой

Рис.4. Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой

Как видно из таблицы 1, в ходе изучения обыденного правосознания по методике Л. А. Ясюковой было выявлено, что преобладающая часть испытуемых имеет средний уровень сформированности правосознания. Как видно из рисунка 4 преобладающая часть испытуемых (60,9 %) имеет средний уровень правосознания, то есть его основы заложены.

Это свидетельствует о том, что у данных студентов правовое сознание:

 характеризуется противоречивостью и неполноценностью;

 является не полностью сформированным;

 способно регулировать поведение только в одной-двух сферах жизнедеятельности.

Данные испытуемые в правовой сфере могут проявлять:

 конфликтность в межличностных взаимоотношениях в результате непонимания социального релятивизма;

 непоследовательность;

 непонимание относительности морально-этических норм;

 затруднения в признании и понимании системы жизненных ценностей других индивидов, которые не свойственны личности самого испытуемого.

Также данные испытуемые в профессиональной и деловой сфере могут проявлять:

 пренебрежение к документальному оформлению всех деталей предстоящей совместной работы;

 ориентированность на личную договоренность;

 склонность действовать в обход трудового законодательства и не соблюдать (или не полностью соблюдать) договорные обязательства.

Также данные испытуемые в социально-гражданской сфере могут проявлять:

 принципиальную пассивность;

 инфантилизм;

 нежелание самостоятельно искать выход из сложных жизненных ситуаций;

 нежелание прикладывать личные усилия;

 отсутствие гражданской ответственности.

Значительная часть испытуемых (25 %) обладает в основном сформированным правосознанием, что характеризует их как людей, которые могут обладать отрицательным отношением к существующим законам и к правовому регулированию.

14,1 % испытуемых обладают правовым нигилизмом. Это характеризует их как людей:

 отрицательно относящихся к существованию формального права;

 не признающих правового регулирования;

 ориентированных только на морально-нравственные нормативы, которые самими испытуемыми признаются.

С точки зрения Л. Н. Антилоговой ценности основа нравственного сознания и показатель его развития это согласованность личных интересов с интересами общества. Для того чтобы проследить взаимосвязь развития нравственного сознания и правосознания, мы разделили исследуемых на две группы с высоким и низким уровнем нравственного сознания и сравнили их уровень развития правосознания.

В первую группу вошли 34 человека, у которых собственные интересы согласуются с интересами общества. Это люди с большими показателями по шкалам Традиции, Доброта, Безопасность, Социальные контакты, Общественная деятельность и т.д.

Вторую группу составили 7 исследуемые, у которых преобладают личные интересы. У них наибольшие показатели были по таким шкалам как Гедонизм, Достижение, Власть, Развитие себя, Собственный престиж, Материальное положение и тд.

Результаты исследования уровня правосознания по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой у первой группы наглядно представлены на рисунке 5.

Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой 1 группа

Рис.5. Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой 1 группа

Как видно из рисунка 5, у всех испытуемых средний уровень правосознания, то есть его основы заложены. Можно сказать, что чем больше у студентов стремление поддерживать определенные ритуалы, способы и нормы поведения, обычаи, социальные контакты и общественную деятельность тем ярче выражено стремление соблюдать правовые нормы и законы и соответственно выше уровень правосознания.

Результаты исследования уровня правосознания по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой у второй группы наглядно представлены на рисунке 6.

Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой 2 группа

Рис. 6. Результаты по методике изучения обыденного правосознания Л. А. Ясюковой 2 группа

Как видно из рисунка 1.7 85,1 % испытуемых обладают правовым нигилизмом. Это характеризует их как людей:

 отрицательно относящихся к существованию формального права;

 не признающих правового регулирования;

 ориентированных только на морально-нравственные нормативы, которые самими испытуемыми признаются.

Можно сделать вывод, что чем приоритетнее для студента личные интересы, тем ниже осознание необходимости правового регулирования различных вопросов, стремление соблюдать правовые нормы и законы.

Таким образом, в ходе работы задачи решены, исходя из результатов исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь нравственного сознания и правосознания у студентов подтверждена.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов [Текст]/ Г. С. Абрамова — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 672 с.
  2. Акмамбетов, Г. Г. Проблемы нравственного развития личности / Г. Г. Акмамбетов; АН КазССР. Ин-т философии и права. — Алма-Ата: Наука, 1971. — 213 с.
  3. Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.
  4. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] /А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  5. Ратинов, А. Р. Структура и функции правового сознания [Текст] / А. Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания / Под ред. А. Д. Бойкова, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова, В. В. Степанова, А. С. Шляпочникова. — М.: Инфра-М, 2010. — С.178–187.
  6. Шакуров, Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления [Текст] / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. — 2013. — № 5 — С. 18–33.
  7. Ясюкова, Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян [Текст]/ Л. А. Ясюкова — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное сознание, обыденное правосознание, методика изучения, уровень правосознания, испытуемый, правовое регулирование, правосознание, студент, ценность, уровень.


Ключевые слова

правосознание, студенческий возраст, нравственное сознание, обыденное правосознание
Задать вопрос