Библиографическое описание:

Османова Н. М. Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и морального самосознания [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/9838/ (дата обращения: 13.12.2017).



Разными школами и направлениями в зарубежной и отечественной психологии различная роль отводится таким основным факторам в развитии и функционировании морального и правового сознания, как врожденные особенности; внешние условия (прежде всего, социально-экономические); внутренняя позиция самого человека. Если рассматривать основные парадигмы исследования нравственного сознания, то их относительно немного, по сравнениями с теориями правового сознания.

Антрополого-биологическая модель. Крупный вклад в это направление внес Ч. Ломброзо, итальянский врач-психиатр, основавший целую школу анализа личности, известную теперь как «позитивистская». Однако, его попытки объяснения преступности антропометрическими показателями в настоящее время в большинстве своем не подтверждаются.

Проблема в данной модели не только в реальности, а в восприятии — насколько действенны стереотипы восприятия правового сознания, в том числе подозреваемых. Так, Н.Д, Финкель полагает, что немаловажное значение имеют прототипы (стереотипы) в обыденном правовом сознании. В частности, подозреваемый может быть похож на преступника, что делает его преступником в глазах субъекта оценки. Или стереотипной категоризации подвергаются свидетельства, на их основе преступления расцениваются (или не расцениваются) как преступления, и далее относятся к определенному типу.

ПсихоанализЗ. Фрейда также связывает мораль и преступления с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом, инстинктивными стремлениями к разрушению и т. д. Соответственно, на методологическую ограниченность многих современных исследований правосознания указывает М. В. Гладких [2, с.181]. По мнению автора, следует признать для понимания правосознания и мотивации человеческих поступков значительную роль в этих процессах эмоциональной, а также иррациональной, интуитивной, динамичной бессознательной деятельности; только вместе они представляют целостную картину психической жизни. Однако, помимо предложения признать важность и исследовать должным образом, автор ничего более не предлагает. Конкретные методики не приводятся, только рекомендации — использовать в качестве основы психоаналитическую теорию. Психоанализ не однороден в понимании нравственности. З. Фрейд считал, что нравственность по сути — внешняя сила, чуждая человеку, и нравственность — это замена принципа удовольствия реальностью, подавление инстинктов. Сторонники психоанализа, однако, часто приводят иные основание развития нравственности.

Интуиция. Сложную структуру правового сознания предлагает А. В. Смоленцев [8, с.188], у которого правовая совесть — это интуитивный компонент правового чувства (естественно-правовой), тогда как второй компонент — официальный (позитивно-правовой). Интуитивный компонент является ведущим в структуре правового чувства, и играет роль содержания; в нем нет ссылок на внешний авторитет и законы, как в официальном компоненте. Развитое правовое чувство, считает автор, носит иррационально-рациональный характер, в основе которого — правовая совесть, которая частично биологически унаследована, отчасти — результат нравственных норм культуры. Понятием «правовой совести» оперирует также А. А. Жигулин [5, С. 29–37]. Это нечто вроде интуитивного понимания, стремления к справедливому жизненному, нравственному праву. Помимо правовой совести характерной чертой, особенностью юридической психологии является наличие в ней интуитивных правовых догадок, прозрений, мгновенного правового инсайта, который лежит в бессознательной сфере человеческой психики, на подсознательном уровне правового сознания. Инсайт как психологический феномен представляет собой внезапное целостное, системное «схватывание», понимание сущности вопроса.

Правовые эмоции (как элемент правового сознания) человека, в трактовке автора, выражаются в его переживаниях по поводу права, вновь изданного закона, нормативного акта, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности государственных органов, существующих преступности, правонарушений и системы борьбы с ними и т. п. Такие переживания выступают в виде удовлетворенности или негодования, возмущения, удовольствия или недовольства. Вследствие этого правовые эмоции оказывают существенное влияние на юридическое «лицо» общества, ибо само регулирующее воздействие правосознания обязательно предполагает включенность в данный процесс правовых чувств, настроений, аффектов, переживаний личности.

Правовую волю выделяет также в ресурсном «наборе» правового сознания А. А. Жигулин. Она тормозит «сползание» правосознания в «яму» юридического нигилизма и маргинальности. Иной компонент правосознания — правовой долг, который представляет собой строгое внутреннее предписание для лица не переходить рамки возможного и дозволенного законом. Таким образом, полагает А. А. Жигулин [5, С. 29–37], сложно структурированный слой правосознания объединяет в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, воображения, совести, интуиции, психологических стереотипов правового поведения. Автор явно делает акцент на полностью или частично не осознаваемых субъектом права психологических явлениях и механизмах оценки права, хотя и не пользуется психоаналитической теорией. При этом практически не включены в состав правового сознания когнитивные компоненты, такие как оценки, знания, представления и т. д.

Бихевиоризм.Вбихевиоризме точка зрения на природу сознания (в том числе правового) иная, хотя не отрицается роль физиологических факторов. В частности, Э. Торндайк [9, С. 9–248] полагает, что наше поведение влияет на наши чувства более, чем чувства влияют на поведение. Изречения: «Поступайте с нашим ближним так, как бы вы хотели, чтобы он поступал с вами, и вы полюбите его», так же верно, как верно и другое: «Любите вашего ближнего, как самого себя, и вы будете поступать правильно относительно него», говорят бихевиористы.

Наблюдение как метод используется редко, и также редко приводится как рекомендуемое средство для диагностики, обычно для оценки дошкольников и младших школьников, когда методы самооценки недоступны. Вероятно, это объясняется трудоемкостью метода, а также сложностью проведения наблюдения, интерпретации, необходимостью определенной квалификации исследователя. Тем не менее, исследования такого рода проводятся. Так, П. Ф. Чекина [10, с.107] исследовала дошкольников, одновременно фиксируя вербальное поведение и реальное поведение; основной критерий нравственной воспитанности — сочувствие и сопереживание. Существуют детально разработанные схемы для оценки и самооценки нравственного развития школьников. Т. П. Грибоедова [4, с. 64] предлагает схему, в которой по шкалам следует оценить отдельного человека, например, от «может чувствовать состояние героев литературных произведений, сопереживать им» до «безразличен к событиям, происходящим в литературных произведениях, воспринимает только общую сюжетную линию». Оценивается отношение к природе, искусству, труду, младшим, сверстникам, себе и старшим.

Когнитивный подход. С одной стороны, в эту концепцию включается модель правового сознания как знания и мнения о праве. Исследования, выполненные в рамках данной методологии, прежде всего, направлены на знания о праве, и используются своего рода «тесты достижений», в которых оценивается уровень информированности. С другой стороны, часто исследуется уровень развития правовых понятий и концепций. Например, предлагается дать определение понятиям «право», «закон», соотнести их. Или, задания на информированность предполагают знание таких фактов, как форма государственного устройства, возраст вступления в права и обязанности, срок исковой давности и т. д. В моральной сфере такой подход также иногда применяется. Например, в работе А. М. Аджиевой некоторые вопросы направлены на диагностику знаний относительно этикетных форм поведения, в открытой форме предлагается вопрос, например: «Застольный этикет предусматривает …» [1, с. 198.] Когнитивный подход к правовому и особенно моральному сознанию, с другой стороны, обычно понимается как прямая связь между развитием интеллекта и правовыми (моральными) суждениями [6, с. 160].

Личностные характеристики. Проблема собственно научная также в том, что, вероятно, на правовое сознание могут влиять отдельные черты личности по Р. Б. Кэттеллу. Так, прежде всего это фактор G — «совестливость — недобросовестность», который характеризует «совестливых» как ответственных, обязательных, порядочных, тогда как их противоположность характеризуются как эгоисты, способные на обман, презрительно относящиеся к моральным ценностям. Это также, вероятно, фактор Q3 — «контроль желаний — импульсивность», которые характеризует степень осознания и осведомленности социальных требований (в отличие от G, который описывает скорее отношение), но также и принципы индивида относительно общественных норм и моральных требований.

Социологический подход. В рассмотренных выше психологических теориях утверждается, что на основе индивидуального морального сознания и правосознания вырабатывается отношение каждого человека к нормам, на основе отношения совершаются отдельные поступки или нарушается правопорядок (субъектом является индивид). Но такой подход может вызвать возражения. Так, Е. О. Голынчик [3, с. 108–116] считает, что субъектом представлений о справедливости (в правосознании в частности) является социальная группа, которая вырабатывает, конструирует эти представления в соответствии с приоритетными для нее ценностями, нормами, обычаями и традициями. При этом общие принципы, преломляясь через особенности группы, ее менталитета, приобретают свою специфику и преобразуются в некоторые упрощенные житейские представления; они рассматриваются как разновидность социальных представлений. Соответственно, эта методология предполагает исследование специфики отношений к праву разных социальных групп.

Таким образом, индивидуальное поведение складывается под сильным влиянием как непосредственного взаимодействия в своей группе, так и под влиянием представителей других групп, на которых человек почти незаметно как бы проверяет себя, тем самым формируя свои воззрения и свой образ действии. Социология морали в мозаичности субкультур видит иную проблему — отсутствие идентичности. Человек не определяется в морали, а избегает всякой идентичности с группой и ее моралью, становится «социальным туристом». Соответственно, методология исследований в социологическом подходе предполагает особый интерес к социологии права и морали, причем в самом широком контексте. Социология морали, например, предполагает изучение морали в связи с системой общественных отношений в целом и отдельными ее компонентами — с экономическими, политическими и правовыми особенностями общества.

Литература:

  1. Аджиева А. М. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа: Дис. … канд. пед. наук. — Карачаевск, 2006. — 198 с.
  2. Гладких М. В. Понятие индивидуального правосознания в свете психоаналитической теории: Дис. … канд. юр. наук. — Ставрополь, 2004. — 181 с.
  3. Голынчик Е. О. Социальные представления о справедливости // Мир психологии. — 2004. — № 3. — С. 108–116
  4. Грибоедова Т. П. Нравственное развитие личности школьника: подходы к диагностике. — Новокузнецк: ИПК, 2001. — 64 с.
  5. Жигулин А. А. Психологические аспекты правосознания // Научно-исследовательские публикации. — 2014. — № 2. — С. 29–37.
  6. Лидак М. В. Регулятивная функция современного правосознания. Монография. — Пятигорск — Минеральные Воды: ПГЛУ — МВФ МОСА, 2011. — 160 с.
  7. Морозова Е. А. Особенности морального развития личности молодежи в условиях разных образовательных сред: монография. — Самара: СамГУПС, 2012. — 180 с.
  8. Смоленцев А. В. Правовое чувство: Дис. … канд. юр. наук. — Нижний Новгород, 1999. — 188 с.
  9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии: Пер с англ. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиориизм. — М.: АСТ-ЛТД, 1988. — С. 9–248.
  10. Чекина Л. Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственного развития детей и подростков: учебное пособие. — Тольятти: Кассандра, 2013. — 170 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правового сознания, правового чувства, теориями правового сознания, восприятия правового сознания, правового сознания когнитивные, структуру правового сознания, элемент правового сознания, «наборе» правового сознания, уровне правового сознания, модель правового сознания, компонент правового чувства, социально-психологической теории правового, структуре правового чувства, психологических стереотипов правового, мгновенного правового инсайта, исследования нравственного сознания, Когнитивный подход, индивидуального морального сознания, числе правового, правовая совесть.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос