Исследование правового сознания студентов (на примере СВФУ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гузеева Л. М., Винокурова Н. С., Шахматова А. В., Васильева В. Г., Сидоркевич М. В., Колодезникова М. В., Пелинкеева М. А. Исследование правового сознания студентов (на примере СВФУ) // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 228-230. — URL https://moluch.ru/archive/235/54603/ (дата обращения: 18.09.2019).



Статья посвящена исследованию уровня правосознания студентов СВФУ с позиции психолого-правового подхода. Именно от уровня развития правосознания студентов зависит построение гражданского и правового общества. В статье выявлены особенности правого сознания студентов.

Ключевые слова: правосознание, психолого-правовой подход, уровень развития правосознания.

Актуальность: Современный мир постоянно меняется, в том числе и правовые формы. Сегодня знание права востребовано, так как «Dura lex sed lex» (Закон суров — но он закон). Уровень правового самосознания демонстрирует принятие закона в целом и формирование правового поведения как нормы в обществе. В современных условиях развития общества правовое сознание стало необходимым компонентом профессиональной мобильности, так как знание законов РФ и международного права способствует успешной социализации молодого человека. Позитивное отношение к правовой действительности позволяет быть уверенным в себе и эффективно разрешать возникающие проблемы.

Правовое сознание — это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [1].

Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания. [2]

Данное исследование направлено на изучение правового сознания студентов.

Предмет: правосознание студентов (на примере СВФУ).

Цель: изучение правового сознания у студентов.

Объект: студенты в количестве 104 человек, из них 64 женщины и 40 мужчины. Направления обучения: гуманитарные — 51, технические — 53. Распределение по курсам следующее: 1 курс -18; 2 курс-58; 3 курс-20; 4 курс-6; 5 курс-2.

Гипотезы:

  1. Существуют различия в уровне правосознания:
    1. У девушек уровень правосознания ниже, чем у юношей в правовых сферах.
    2. У студентов гуманитарного направления обучения уровень правосознания больше, чем в техническом направление обучения.
    3. У студентов старших курсов уровень правосознания больше, чем у младших курсов.
  2. Существует взаимосвязь между возрастом и показателями правового сознания.

Обсуждение результатов:

В ходе проведенного исследования было выявлено, что уровень правового сознания у студентов гуманитарного направления равен 16,52, а у студентов технического направления равен 16,45 (при p> 0.05). Данные различия не являются статистически значимыми. Таким образом, данная гипотеза не подтвердилась (Рис.1).

Рис. 1

При исследовании уровня правосознания у студентов старших и младших курсов, были получены результаты, представленные на рис.2.

Рис. 2. (при р>0,05)

Значимых различий по уровню правосознания между студентами 1–2 и 3–5 курсов обучения не выявлены.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что правовой уровень у юношей выше, чем у девушек. Наиболее сформированными сферами правосознания у юношей являются «правовые знания» (5,81), «деловая» (4,98), «гражданская» (3,91). А у девушек наиболее сформированной сферой является «бытовая» (5,77), Данная гипотеза подтвердилась. (Рис. 2)

Рис. 3. (при р <0,05)

При исследовании взаимосвязи между возрастом и уровнем правосознания был использован метод Пирсона. В ходе исследования был выявлен r= 0,389. Таким образом, присутствует прямая связь, которая говорит, что с возрастом уровень правового самосознания увеличивается.

Обобщение результатов исследования позволяют утверждать следующее:

– В сравнении уровня правосознания у студентов гуманитарного и технического направления обучения было выявлено, что особых различий не имеется. Это может говорить о том, что направление обучения не влияет на уровень правового сознания.

– Исходя из гипотезы № 2 нами было выявлено, что у студентов младших курсов уровень правосознания выше, чем у студентов старших курсов. Это может говорит о том, что у младших курсов отношение к праву более сформировано по сравнению со студентами старших курсов.

– У юношей уровень правосознания значительно выше по сравнению с девушками. Это может говорить о том, что юноши более заинтересованы к правовой сфере.

Литература:

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб: Питер, 2002. — 65 с
  2. C. Н. Мамонтова. «Прикладная Юридическая Психология». 2001
Основные термины (генерируются автоматически): уровень правосознания, правовое сознание, направление обучения, правовая действительность, психолого-правовой подход, студент.


Похожие статьи

Теоретические принципы изучения уровня правового сознания...

Данная статья посвящена результатам научного исследования проблемы формирования правового сознания студентов педагогических университетов. В статье представлена теоретическая часть констатирующего эксперимента формирования правового сознания...

Анализ определений и сущности правосознания

В статье рассматриваются существующие определения правового сознания, производится их анализ и выделение характерных элементов. Рассматривается сущность правосознания и его связь с сознанием.

Работа с нормативно-правовыми актами как средство...

студент, правовое сознание, уровень сформированности правового сознания

правовое сознание, правовая действительность, правовой опыт, компонент правосознания

Цель правового обучения, в несколько общей форме, но уже обозначены государством — это...

Правовая реальность как философско-правовая категория...

Саму правовую реальность достаточно сложно определить конкретно: она существует и в

В рамках данного подхода правовая реальность зачастую отождествляется с понятием

Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании...

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта...

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов...

правовая информация, правовое образование, правовая информированность студентов, правовая информированность, вуз, знание, правовое сознание, высокий уровень, правовое обучение, социальная информация.

Системный анализ структуры правового сознания студента...

Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых

правовое сознание, правовая действительность, правовой опыт, компонент правосознания, установка, сфера мотивации...

Необходимость повышения правового сознания граждан

Ключевые слова: правовое сознание, правовое обучение, правовое воспитание, правовая социализация.

Ведь проблематика современного российского общества, связанная с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читается не только в во...

Основные подходы в изучении правового и морального...

правовая реальность, правовая система, правовая действительность, правовой идеал

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом.

Низкий уровень правосознания как элемент социума

«Правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к прошлому, действующему и...

Похожие статьи

Теоретические принципы изучения уровня правового сознания...

Данная статья посвящена результатам научного исследования проблемы формирования правового сознания студентов педагогических университетов. В статье представлена теоретическая часть констатирующего эксперимента формирования правового сознания...

Анализ определений и сущности правосознания

В статье рассматриваются существующие определения правового сознания, производится их анализ и выделение характерных элементов. Рассматривается сущность правосознания и его связь с сознанием.

Работа с нормативно-правовыми актами как средство...

студент, правовое сознание, уровень сформированности правового сознания

правовое сознание, правовая действительность, правовой опыт, компонент правосознания

Цель правового обучения, в несколько общей форме, но уже обозначены государством — это...

Правовая реальность как философско-правовая категория...

Саму правовую реальность достаточно сложно определить конкретно: она существует и в

В рамках данного подхода правовая реальность зачастую отождествляется с понятием

Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании...

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта...

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов...

правовая информация, правовое образование, правовая информированность студентов, правовая информированность, вуз, знание, правовое сознание, высокий уровень, правовое обучение, социальная информация.

Системный анализ структуры правового сознания студента...

Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых

правовое сознание, правовая действительность, правовой опыт, компонент правосознания, установка, сфера мотивации...

Необходимость повышения правового сознания граждан

Ключевые слова: правовое сознание, правовое обучение, правовое воспитание, правовая социализация.

Ведь проблематика современного российского общества, связанная с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читается не только в во...

Основные подходы в изучении правового и морального...

правовая реальность, правовая система, правовая действительность, правовой идеал

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом.

Низкий уровень правосознания как элемент социума

«Правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к прошлому, действующему и...

Задать вопрос