Библиографическое описание:

Мазеина Ю. В. Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 166-169.

Анализ эволюции различных обществ убедительно доказывает важность социальной информации, которая оказывает заметное влияние на процесс социализации личности, становление ее характера, формирование ценностей и установок на определенные модели поведения. Видом социальной информации является правовая информация, которая, по мнению Т.А. Фирсовой, представляет собой функционирующие в обществе сведения о праве, правовых нормах, принципах, идеях, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности [12, с. 173].

В юридической литературе 60-х гг. XX в. довольно часто употреблялось это понятие, которое рассматривалось с точки зрения то нормативного материала, то совокупности сведений о правовых установках, определяющих поведение людей в обществе. К настоящему времени данная проблема особенно актуализировалась в свете модернизации отечественного образования. Исследователям стало ясно, что при изучении роли правовой информированности студентов в обществе целесообразно говорить о системе ее механизма воздействия на субъектов права, предусматривающего вертикальную и горизонтальную плоскость действия. В первом случае поток сведений о праве исходит от государства либо контролируется им, в другом случае - в процессе межличностного общения субъекты формируют определенные сведения правового характера. Правовое образование в современной России должно стать не просто приоритетным. Государству необходимо поддержать выработанные системы правового обучения и воспитания личности студента педагогического вуза.

Изучению проблем правовой информированности студентов педагогических вузов стали уделять большое внимание во второй половине XX века, к концу которого исследователи доказывали, что данная категория является действенным инструментом реализации творческой роли права и позволяет гражданам использовать их права и свободы в реальной жизни [1, с. 84]. Однако следует заметить, что правовая информированность студентов выступает как степень овладения человеком правовой информацией, обусловленной во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида. Она способствует формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности.

Эффективность правового регулирования во многом зависит от отношения студентов педагогических вузов к праву, от степени осознания ими правовых положений. Правовая информация является важным каналом воздействия на правовую культуру и правосознание студентов. На современном этапе развития права это утверждение приобретает особое значение. Многие специалисты приходят к выводу, что утверждение французского юриста Ж. Карбонье о том, что человеку, «обладающему развитым правосознанием, не так уж и нужна информация о законе, при таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным», можно считать архаизмом, ибо настоящее общество требует глубоких знаний права у его субъектов [6, с. 107]. Таким образом, и в рамках правового образования необходимо обеспечить правовую грамотность студентов педагогических вузов, причем эта проблема приобретает государственный характер. При этом актуализируются и вопросы подготовки преподавателей права, способных в образовательном пространстве самостоятельно познавать право в условиях его динамичности и специализации. Последнее позволило многим исследователям констатировать так называемый процесс «инфляции права». Контроль над этим процессом стал постоянной озабоченностью многих западноевропейских стран. Это актуализировалось и обязательством информировать общественность о новых нормативно-правовых актах, развитии международных источников права, применении международных норм во внутреннем правовом порядке.

Согласно А.Ф. Шебанову, на студентов педагогических вузов может воздействовать различная правовая информация, в том числе официальная и неофициальная. Носителем первого вида правовой информации могут выступать нормативно-правовые акты, отдельно рассматриваемые нормы права. Среди такой информации следует обратить внимание и на ту, которая содержится в документах правоприменительного характера, статистических отчетах или даже отдельных справочниках. Неофициальная правовая информация представляет собой сведения различных юридических наук, с которыми может познакомиться субъект, в том числе в процессе правового обучения [13, с. 61]. По мнению А.Б. Венгерова, в правовой информации могут быть выделены два круга явлений:

  • информация, заключенная в нормах права о должном и возможном поведении людей или их объединений; при этом правовая норма рассматривается как информация о санкционированной модели поведения;

  • вторым кругом является та правовая информация, которая исходит от информационно-поисковой системы [2, с. 271].

В юридической литературе конца XX в. был поставлен вопрос о соотношении понятий «информация» и «знание» применительно к праву. Следует заметить, что эти дефиниции нетождественны.

Необходимо заметить, что сведения для индивида имеют тем больше информации, чем больше объем памяти потребляющей системы и выше уровень ее организации. Таким образом, по мере повышения уровня правовой информированности студентов педагогических вузов происходит упорядоченность правовых знаний и увеличивается потребность в новой правовой информации. С одной стороны, следует подчеркнуть, что правовая информация - обязательная предпосылка правовой информированности студентов, а с другой - это ее результат.

Н.Я. Соколов определяет правовую информированность как уровень знания права, достигнутый в результате воздействия на сознание человека определенной правовой информации [11, с. 14].

Некоторые юристы предложили выделить в системе правовой информированности несколько уровней. Социологические опросы, проводимые в России в конце XX в., выявили низкий, средний, высокий уровень правовой информированности людей. Так, например, высокий уровень правовой информированности может характеризоваться активным поведением самого субъекта, его постоянным интересом к праву, развитыми потребностями получать новую правовую информацию, расширять свои знания о праве. При этом важным становится формирование умений самостоятельно пополнять свои знания, ибо правовая информация представляет собой комплекс динамично изменяющихся сведений [1, с. 86].

Изучение данной проблемы сталкивается с необходимостью рассмотреть механизм и факторы правовой информированности. Согласно позиции Р.К. Русинова, для того чтобы поведение личности было правомерным, не требуется знание нормативных предписаний, вполне достаточно, чтобы человек был знаком с правовыми принципами, общими требованиями для руководства ими в своих поступках [9, с. 8]. Подобную точку зрения защищает Ю.В. Кудрявцев, считая, что «знания нормативных положений не являются гарантией от их нарушений. Главное заключается в другом — а именно в уровне отношения лица к норме, ценностям в обществе, которые охраняются и защищаются им» [7, с. 132]. Заметим, что доминирование подобных концепций в некоторой степени принижает роль правового образования в обществе. Если надеяться только на то, что стихийные регуляторы воздействия на подростка самостоятельно структурируются в нем и приведут к однозначно позитивным последствиям, в том числе объективным стремлениям правомерно решать все вопросы, то целенаправленное воздействие в решении данного вопроса становится ненужным. Здесь целесообразно обратиться к словам И.А. Ильина, который заметил, что «народ, не знающий законов страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется самодеятельными зачатками права» [5, с. 96].

В процессе правового образования важной проблемой становится не простое усиление потока правовой информации, а формирование уважения к праву. Философы и правоведы пытались дефинировать это слово. К настоящему времени принято считать, что уважение - это требование нравственных регуляторов, подразумевающих особое отношение к людям, в котором признается фактическое достоинство личности. Оно реализуется в соответствующих действиях, мотивах, социальных условиях жизни общества. Уважение базируется на общепринятых принципах справедливости, равенства прав субъектов, предоставляя свободу в их поступках.

Специалисты указывают на многоуровневое разделение уважения к праву [1, с. 87]. Обращается внимание на психологический и теоретический уровень явления, который и формируется на основе правовых знаний, представлений о норме права. Таким образом, обеспечение теоретического уровня явления взаимосвязано с закономерностями развития именно правового образования, в рамках которого формирование правовых знаний осуществляется целенаправленно.

В научной литературе правосознание рассматривается как источник правовой активности студентов педагогических вузов, регулятор его правового поведения. Таким образом, правовоспитательный процесс признается в качестве разновидности социальной деятельности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры общества, подростка, молодежи, студентов, человека в целом. Рассматривая систему воздействия правового образования на формирование правового сознания студентов педагогических вузов, необходимо учитывать следующее. Личность невозможна без сознания, но и не может сводиться к нему. В правовом поле действует не сознание, а личность, которая регулирует свои поступки на основе сознания и посредством личностного компонента «входит» в общественную среду. При структурировании социального качества студентов педагогических вузов не все элементы имеют одинаковую значимость. Таким образом, ведущей движущей силой поведения и развития студентов педагогических вузов становятся ее ценностные ориентации, потребности, мотивы [10, с. 136].

В правовом сознании выделяют различные составляющие. Очевидно, необходимо обратить на это внимание, ибо целенаправленное воздействие на студентов, взаимосвязанное с влиянием на его правовое сознание, не может стать результативным без выяснения наличествующего механизма подобного воздействия. В познавательный элемент правового сознания студента включены знания о праве, понятия и представления о нем. В этом случае действительно велика роль правовой информированности. Однако следует иметь в виду, что правовая информация может оказывать разное воздействие на процесс реализации права в зависимости от ценностных ориентаций студентов педагогических вузов. Формирование последних обусловлено системой правового образования. Характер знаний о праве обусловлен не только качественностью источника информации о нем, но и способностью студентов все это правильно осмыслить, усвоить. В данном случае важно показать, что правовое образование не может и не должно существовать вне контекста единого образовательного пространства общества, а потому модернизация его отдельных элементов оказывает большое влияние на другие составляющие. Знания о праве должны отличаться подвижностью, динамизмом. Психологический элемент правового сознания студентов педагогических вузов связан с эмоциональным восприятием правовых явлений и способствует их самоактуализации, предопределяя активность в правовой сфере. Речь идет о социально-правовой психологии, включая правовые чувства, эмоции и настроения. Юридические мотивы поступков студентов, а также систему внутренней установки охватывает поведенческий элемент правового сознания. Предпосылкой практической деятельности студентов педагогических вузов выступает его волевая позиция [8, с. 277].

Правомерное социально-активное поведение студентов педагогических вузов обусловлено их мотивационно-побудительной системой как непосредственного двигателя их деятельности.

Формирование социально-активного поведения студентов педагогических вузов осуществляется именно в рамках правового образования в государстве, которое способно решить важные проблемы совершенствования правовой просвещенности общества в целом.


Литература:

  1. Боер, В.М.Правовая информированность / В.М. Боер. - СПб.: ГУАП, 1998. – 116 с.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
  3. Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в
    России / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1996. - № 5.

  4. Голубева, Л.М. Нравственное воспитание как фактор предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Л.М. Голубева. – Фрунзе: Мектеп, 1982. – 210 с.

  5. Ильин, И.А.Основные задачи правоведения в России / И.А. Ильин. – М.: Просвещение, 1921. – 257 с.

  6. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. - пер. и вступ. статья В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1986. – 177 с.

  7. Кудрявцев, В.Ю. Правовое поведение: Норма и патология / В.Ю. Кудрявцев. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

  8. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.

  9. Русинов, Р.К. Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования / Р.К. Русинова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1.
  10. Сибиряков, С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи / С.Л. Сибиряков. - Волгоград, 1998. – 581 с.

  11. Соколов, Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание / Н.Я. Соколов // Советское государство и право. – 1981. - № 11.

  12. Фирсова, Т.А. Проблема формирования правового сознания у школьников-подростков / Т.А. Фирсова // Материалы конференции «Проблемы социальной психологии ХХI столетия». Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. – Ярославль, 2001. – 375 с.

  13. Шебанов, А.Ф. Право как классовый регулятор общественных отношений / А.Ф. Шебанов. – М.: РИО ВЮЗИ, 1978. – 119 с.


Основные термины (генерируются автоматически): студентов педагогических вузов, правовой информированности, правового образования, правового сознания, правовой информированности студентов, правовая информация, правовой информации, информированности студентов педагогических, элемент правового сознания, сознания студентов педагогических, правового сознания студентов, рамках правового образования, уровень правовой информированности, просвещенность студентов педагогических, высокий уровень правовой, педагогических вузов связан, правового обучения, процессе правового, отношения студентов педагогических, грамотность студентов педагогических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос