Актуальные проблемы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Г. В. Актуальные проблемы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве / Г. В. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78130/ (дата обращения: 25.02.2021).



Данная статья посвящена анализу полномочий прокурора при уголовном судопроизводстве, роли и назначении прокуратуры в уголовном процессе и в современном российском государстве в целом. На рассмотрение выносятся вопросы, которые затрагивают процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Актуальной проблемой является рассмотрение функциональной составляющей прокуроров именно на стадии возбуждения уголовного дела. Изучению подлежат вопросы о возвращении органам прокуратуры прав на возбуждении уголовных дел. Анализируется мнения различных ученых и правоведов.

Ключевые слова: прокурор, полномочия прокурора, проблемы полномочий прокурора, уголовное судопроизводство, возбуждение уголовного дела.

Согласно статье 35 ФЗ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2201–1 [2] (далее — Закон о Прокуратуре), приказу Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства» [3] участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами — является одним из основных и ключевых направлений деятельности органов прокуратуры. Статья 246 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации [1] (далее — УПК РФ) обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и в делах, которые рассматривают мировые судьи.

К функциям прокурора также относится ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. Как мы знаем, в уголовном судопроизводстве Российской Федерации прокурор, с одной стороны, выступает как процессуальное лицо, полномочия и деятельность которого регламентирована процессуальным законом, а с другой стороны — как должностное лицо, на которого возложены функции надзора за исполнением законов согласно Закону о Прокуратуре. Из этого следует, что прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, обязан выполнять и свою правозащитную функцию на любой стадии рассмотрения уголовного дела судом.

Являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор также осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием в ходе предварительного расследования преступления, но он не имеет полномочий возбуждения уголовного дела или прекращения производства, если происходит нарушение уголовного или уголовно-процессуального законодательства.

В настоящее время, согласно изменениям в законодательстве, которые касаются основы деятельности прокурора, у прокурора отсутствует немаловажное право — право на возбуждение уголовного дела. Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора полномочия по надзору за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. Как итог, это привело к лишению действенных и эффективных средств реагирования на факты нарушений законности, выявленных прокурором, посредством возбуждения уголовного дела. По этому поводу невозможно не согласиться с мнением В. С. Балакшина о том, что предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, которая осуществляется посредством обращения к органам расследования, показывает снижение статуса прокурора [4].

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), которое стало с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, воспринято научным сообществом неоднозначно и ведет к определенной дискуссии.

Также необходимо отметить мнение профессора Л. И. Маслова, который убежден, что следователь не имеет права принимать решение о движении дела, это право принадлежит именно прокурору. Прокурор должен принимать решение о возбуждении предварительного расследования либо возбуждении публичного обвинения, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица. Конечно же это должно происходить на основе собранных по делу доказательств, которые выявлены в ходе следствия, составлять обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд либо прекращать его [5]. Исходя из вышеизложенного понятно, что изменения, которые затронули прокуратуру, действительно, подчеркивают именно роль как надзорного органа.

По официальным данным Генеральной прокуратуры в нашей стране ежегодно выявляются 3 миллиона не учтенных преступлений. Для удобства для граждан и общественных организаций был открыт специальный портал правовой статистики Генпрокуратуры Российской Федерации [6]. В некоторых случаях по результатам проверок прокуроры усматривают необходимость возбуждения уголовного дела, но при этом не могут этого сделать, что, в конечном итоге, приводит к утрате доказательств, так как соответствующие проверки должны проводить следователи.

Прокурор выполняет функцию уголовного преследования, но не следователь. Образно говоря, следователь — своего роды «рабочий инструмент» в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: или сам расследует уголовное дело, или руководит следствием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции. Об этом упоминает и Юрий Яковлевич Чайка — бывший генеральный прокурор Российской Федерации. В связи с этим, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокурора [7].

Таким образом, считаем, что содержание п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ необходимо изменить. В статье необходимо предусмотреть полномочие прокурора возбуждать уголовное дело при отмене постановления следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела. Также было бы уместным внести изменения в ст. 140 ч. 2 УПК РФ. Исключить п. 4, который предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Ст. 146 УПК РФ, считаем, должна регламентировать следующее: «1. при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своих компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».

Подводя итоги, можно выделить следующее. Лишение права прокурора самостоятельно возбуждать уголовные дела является противоречащим роли прокурора в уголовном процессе. Считаем, что подобное положение в значительной степени снижает роль прокурора в уголовном процессе. Изменения, которые были внесены в уголовное законодательство, лишило прокурора эффективных средств реагирования на выявленные нарушения закона. Также невозможно не согласиться с мнениями специалистов, которые убеждены, что если у прокурора имеется право осуществлять учет зарегистрированных преступлений, проверку отказных материалов, то, соответственно, ему должно принадлежать и право на возбуждение дела по результатам его проверок. Большая правоприменительная практика, а также немалое количество отказных материалов в возбуждении уголовного дела, приводит авторов к мнению, что данную проблему необходимо обязательно решать и есть необходимость в расширении полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. С целью действенного и эффективного надзора за законностью, считаем, что необходимо наделить прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела. Данное изменение в законодательстве необходимо для дальнейшего развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства, поскольку его отсутствие отрицательно отражается на решении задач уголовного процесса.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4019.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 1992. — № 47. — Ст. 4472.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства» // Российская газета. — 2012. — № 287.
  4. Балакшин В. Возбуждение уголовного дела прокурором // Законность. — 2008. — № 8. — 63 с.
  5. Маслов Л. И. Реформа досудебного производства // Законность, — 2017. — № 7. — 183.
  6. Копылова О. П. О необходимости вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2015. — № 1 (55). — 342 с.
  7. Трифонова Е. Прокуратуре возвратят уголовные дела. [Электронный ресурс] // Независимая газета от 28 сентября 2017. — Режим доступа: https://www.ng.ru/politics/2017–09–28/2_7083_prokuratura.ht (дата обращения: 06.01. 2021).
Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, прокурор, РФ, уголовное судопроизводство, Российская Федерация, уголовный процесс, орган дознания, полномочие прокурора, следственный орган, уголовное преследование.


Задать вопрос