К вопросу о полномочиях прокурора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 23.07.2018

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, А. В. К вопросу о полномочиях прокурора / А. В. Чернышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52136/ (дата обращения: 30.05.2020).



Российское законодательство в рамках проводимых судебных реформ и построения правового государства не раз подвергалось преобразованиям. Так и система полномочий прокурора периодически претерпевает существенные изменения. Однако некоторые новеллы предоставляются не совсем продуманными и последовательными в научных кругах, что становится предметом очередных обсуждений.

Как известно, в 2007 году полномочия прокурора по надзору за предварительным следствием были ограничены в связи с поправками в Уголовно-процессуальный кодекс (далее — УПК РФ). В результате чего прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования на предварительном следствии и лишился полномочий, которые ему были предоставлены еще с времен принятия Устава уголовного судопроизводства 1864 года.

Целью таковых изменений являлась значительная реализация процессуальной самостоятельности следователя. Но ожидаемого результата так и не удалось получить, потому что вместо прокурора появилась фигура руководителя следственного органа, от решений которого полностью зависит следователь.

Законодатель не учел и того, что в условиях данной следователю самостоятельности, полномочий, предоставленных прокурору, может оказаться недостаточно для осуществления эффективного надзора за следственным аппаратом. В результате чего была создана возможность для произвольного привлечения лица к уголовной ответственности.

И как в одном из своих интервью Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка справедливо заметил: «Фактически прокурорский надзор подменен ведомственным контролем в следственных органах, а это привело к нарушению правозащитного механизма в сфере уголовного судопроизводства» [1].

В 2010 году в связи с окончательным выделением Следственного комитета РФ из органов прокуратуры, был принят Федеральный Закон от 28 декабря 2010 года № 403 — ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Новые поправки в УПК вернули прокурору некоторые полномочия. Он снова получил право приостанавливать предварительное следствие, прекращать уголовное дело, а также отменять незаконное и необоснованное постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела. Такие изменения, безусловно, носят позитивный характер, но в то же время являются полумерой на пути восстановления прежнего статуса прокурора.

Действующий УПК РФ закрепляет, что прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами расследования. Он правомочен отменять незаконные постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и инициировать уголовное преследование. Казалось бы, имеются все процессуальные предпосылки и для возбуждения уголовного дела, но законодатель в настоящем УПК не наделил прокурора данными полномочиями. Такая ситуация оказывает негативное влияние на уровень законности в стране, кроме того, противоречит международно-правовым принципам права. Это явно заметно, если обратиться к Рекомендации комитета министров Совета Европы 2000 года «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия». В п. 2 вышеуказанных рекомендаций сказано: «Во всех системах уголовного правосудия прокуроры решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования» [2].

В 2015 году депутаты Государственной Думы предложили перераспределить полномочия прокурора и руководителя следственного органа, внеся на рассмотрение проект № 872311–6 ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс о рассмотрении полномочий прокурора в досудебном производстве». Но, к сожалению, он не нашел поддержки в Правительстве РФ. Некоторые положения этого законопроекта видятся вполне обоснованными: вернуть прокурору право на возбуждение уголовных дел по выявленным им фактам нарушения уголовного законодательства, давать следователю для исполнения обязательные письменные указания, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя.

Однако имеются и не совсем продуманные положения. Например, согласование следователем с прокурором решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием. Также совершенно необоснованно предлагается наделить прокурора правом принимать дело к своему производству и проводить расследование в полном объеме, участвовать в производстве предварительного расследования, проводить отдельные следственные действия, поручать органу дознания производство следственный действий и давать этому органу указания о проведении оперативно — розыскных мероприятий.

Данный законопроект одобряют далеко не все прокуроры. Ю. П. Синельщиков, сожалея об этом, уверяет, что при правильной организации работы прокуратур районного уровня, введение полномочий, указанных в законопроекте, позволит сократить время, затрачиваемое на надзор за расследованием каждого конкретного дела. Это позволит выявлять нарушения законодательства на ранних стадиях расследования и сократит следственную волокиту, а соответственно, уменьшит поток прокурорских требований, запросов, представлений и писем [3].

Также ухудшалась ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, когда полномочие о направлении в суд ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока пребывания под стражей передали следователю, которому достаточно получить согласие руководителя следственного органа. Правдиво сказать, что происходят такие ситуации, когда руководитель может дать такое указание и без достаточных на то оснований. Поэтому Генеральный прокурор не раз указывал на обязательность участия в подобных заседаниях прокуроров. Как правило, суд, в большинстве случаев, удовлетворяет такое ходатайство, причём в практике были случаи, когда суд принимал решение об удовлетворении вопреки позиции прокурора.

Согласно вышеупомянутому законопроекту, право обращаться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должно принадлежать только прокурору. Это, действительно, важно, потому что в такой правовой конструкции прокурор, в отличие от судьи, может оценить доказательства по делу. Думается, что принятие таких мер позволило бы обеспечить дополнительные процессуальные гарантии соблюдения прав обвиняемых и подозреваемых.

Невозможно оставить без внимания и положения ФЗ «О прокуратуре», касающиеся полномочий прокурора. Некоторые из них носят архаичный и не системный характер. В п. 5 ст. 35 вышеуказанного закона до сих пор указано право Генерального прокурора принимать участие в заседаниях Высшего Арбитражного Суда. Аналогично и статья 39 упоминает данный орган, упраздненный еще в 2014 году.

По мнению И. В. Ткачева: «Закон о прокуратуре безнадёжно устарел, и современные правовые реалии требуют нового подхода к определению полномочий надзорного ведомства» [4].

Также отдельные полномочия прокурора закреплены в других правовых источниках. Например, Налоговый кодекс РФ, в п.1 ст.77 наделяет прокурора правом давать санкцию налоговому или таможенному органу на арест имущества налогоплательщика-организации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля. Предполагается целесообразным внесение данных полномочий в ФЗ «О прокуратуре».

Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на то, что прокурор наделен достаточно объемным перечнем полномочий, его процессуальный статус нуждается в укреплении, а отдельные положения ФЗ «О прокуратуре» — в обновлении и систематизации. Кроме того, очевидны несоответствия некоторых положений нормам действующего законодательства, в частности нормам международно-правовых актов. Прежде всего, это касается сокращения существенных полномочий, в рамках надзора за исполнением законов органами предварительного следствия, в том числе лишения права на возбуждение углового дела, апробированного многолетним опытом. Возвращение некоторых полномочий должно привести к повышению результативности работы следственных органов и усилению законности в данной сфере. Ведомственный контроль наряду с прокурорским надзором должен стать средством эффективного обеспечения законности и правопорядка. Поэтому при изменении законодательства должен быть обеспечен баланс между надзорными полномочиями прокурора и контрольными полномочиями руководителя следственного органа.

Литература:

  1. https://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/
  2. http://www.refworld.org.ru/publisher,COEMINISTERS,,,55c46b574,0.html
  3. Синельщиков Ю. П. Перспективы развития законодательства о прокуратуре в сфере досудебного уголовного процесса // Законность. — 2015. — № 10. — С. 6–9
  4. Ткачев И. В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. — 2014. — № 9. — С. 19–21.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное преследование, следственный орган, возбуждение уголовного дела, прокурор, полномочие, полномочие прокурора, предварительное следствие, Генеральный прокурор, Уголовно-процессуальный кодекс, ведомственный контроль.


Похожие статьи

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор.

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса.

Права и обязанности прокурора на стадии возбуждения...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Похожие статьи

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор.

О полномочиях прокурора на заключительном этапе...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса.

Права и обязанности прокурора на стадии возбуждения...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Задать вопрос