Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях / Е. Г. Огольцова, С. А. Чанзан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78119/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье изучается анализ существующих научных исследований по разработке проблемы подготовки будущего преподавателя физического воспитания к работе в новых социально-экономических условиях позволивший разработать собственный подход к определению сущностных характеристик и структуры готовности будущего преподавателя к организации спортивно-массовой работы.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, спортивно-массовая работа, преподаватель, условия.

В современной педагогической науке весьма актуальным становится изучение готовности к профессиональной деятельности. Изучению данной проблемы в последние годы посвящены исследования многих педагогов и психологов. Раскрывая сущность состояния готовности к профессиональной деятельности, одни авторы рассматривают ее как личностную характеристику, другие как функциональную [2].

Проблема готовности к различным видам педагогической деятельности нашла свое отражение в работах М. И. Дьяченко, В. А. Сластенина, В. К. Федулова и др.

Интерес для нашего исследования представляет подход М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича к психологической характеристике готовности студента к трудовой деятельности, изложенный в их научных работах. Они считают, что готовность студента-выпускника является сложным психологическим образованием, существенной предпосылкой его деятельности [2].

Учитывая, что дисциплины физического воспитания в высшей школе должны решать задачи: укрепление здоровья, развитие физических качеств, а также, иметь прикладное (практическое) значение в жизненной деятельности, надо рационально решать их на основе спортивных упражнений, которые в наибольшей мере доступны в условиях высшего учебного заведения [1].

Значительное место в модели формирования готовности студентов педагогического вуза к будущей работе занимает совокупность дидактических условий, обеспечивающих готовность выпускников педагогического вуза к организации спортивно-массовых мероприятий.

Компонентами дидактической модели являются: цели подготовки, включающие формирование готовности студента к организации спортивно-массовых мероприятий, содержание подготовки, технологии организации учебного процесса, рефлексивно-диагностический блок, критерии оценки результатов [5].

Раскрывая понятие готовности к труду, многие авторы подразумевают лишь морально-психологические качества личности, определяющие ее отношение к трудовой деятельности [4]. К ним обычно относят: понимание человеком своих обязанностей и целей деятельности, мотивы и внутренние побуждения к ней, уважение и любовь к труду и людям труда, чувства коллективизма и взаимопомощи, потребность трудиться. Между тем готовность к труду этими качествами не исчерпывается. Необходимо иметь знания, уметь ориентироваться в различного рода профессиях и видах труда, владеть трудовыми навыками, обладать определенными качествами: наблюдательностью, настойчивостью, выдержкой, дисциплинированностью, аккуратностью, самостоятельностью, инициативностью, самоконтролем и т. д. [1].

И тем не менее в последние годы в стране наблюдаются существенные изменения как в области физической культуры, так и в сфере спорта, и, к сожалению, эти изменения пока недостаточно учитываются в системе подготовки будущих специалистов. Выпускники физкультурных вузов и факультетов физической культуры оказываются недостаточно подготовленными к пропаганде здорового образа жизни и далеко не всегда сами являются примером в этом смысле. Кроме того, учебные планы и программы факультетов физического воспитания не учитывают меняющихся интересов подрастающего поколения к различным видам спорта и ориентированы только на изучение школьной программы, в то время как упражнения нормативного характера становятся для учащейся молодежи все менее привлекательными. Не наблюдается и должной преемственности в преподавании общетеоретических, биологических дисциплин, с одной стороны, и спортивно-педагогических — с другой. Преподавание многих общетеоретических дисциплин построено так, что оно не дает студентам прикладных теоретических умений и навыков, а в преподавании спортивно-педагогических дисциплин наблюдается обратная проблема, когда значительная часть учебных часов уходит на «тренаж» и сдачу контрольных норм без должной теоретической и методической подготовки [4].

С точки зрения готовности человека к деятельности мы выделяем активные и пассивные установки. В первом случае осуществляется подбор человека к профессии, что предполагает наличие у него определенных черт и мало зависит от самого человека, во втором — человек пытается изменить свою изначальную неготовность, к труду и часто преуспевает в этом. С точки зрения «полезности и достоинства» (А. Г. Асмолов) при активной жизненной позиции человек не ограничивается «выгодной продажей» своих способностей и услуг на рынке труда, но проявляет творчество, личное достоинство. С точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения возможны два варианта профессионального самоопределения: при внутренне пассивной позиции человек воспринимает свою профессию как «предназначение», следование судьбе, а при активной позиция как возможность для освоения новых видов труда, способов жизнедеятельности, как «выход человека за рамки самого себя» (Франкл В.). Выбор конкретной установки во многом зависит от вузовских преподавателей в ходе профессиональной подготовки студентов [6].

Анализ работ, посвященных изучению состояния готовности человека к выполнению определенной деятельности, позволил выделить две формы готовности: длительную (общую) и ситуативную (временное состояние готовности) [2]. Первая отражает устойчивую характеристику личности, она действует постоянно, ее не надо формировать в связи с вновь поставленной задачей. Она представляет собой ранее приобретенные личностные установки, знания, навыки, умения, опыт, качество и мотивы деятельности. В самом общем виде длительную готовность определяют:

– положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

– адекватные требования к деятельности, профессиональные черты характера, способности, темперамент, мотивацию;

– необходимые в этой области деятельности знания, навыки, умения;

– устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.

Индивидуальная подготовка будущих преподавателей физического воспитания — сложный многоплановый процесс, включающий изучение широкого круга дисциплин формирование индивидуально-типологических качеств и спортивных навыков, оптимизирующих как возможные спортивные достижения студентов факультета физической культуры, так и их профессиональные умения [3].

На основе анализа теоретических подходов и социального заказа к профессиональной деятельности учителя физического воспитания нами определены следующие уровни готовности:

– базовый уровень готовности — предполагает освоение знаний и умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, без углубленной подготовки к организации спортивно-массовой работы;

– адаптивный уровень готовности — включает освоение знаний и умений, способствующих быстрой адаптации будущего учителя физического воспитания к условиям школы и работе в разновозрастном коллективе;

– интегративный уровень готовности — характеризуется владением знаниями и умениями, позволяющими организовывать и развивать спортивно-массовую работу не только со школьниками, но и с взрослым населением.

Таким образом, сущность готовности к профессиональной деятельности рассматривается не только как психическое состояние, но и как устойчивую характеристику личности, имеющую свою структуру, сформированную в результате определенных условий и факторов.

Литература:

  1. Аргунов A. C. О требованиях к учителю физической культуры и его профессиональной подготовке // Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (14–16 сентября 1976г.) — Ульяновск: УГЛИ, 1976. — С. 7–9.
  2. ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1976. — 176с.
  3. Елканов С. Б. Основы профессионального воспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1989.- 198 с.
  4. Изаак С. И. Стратегия развития спортивной отрасли: монография — Москва: Спорт, 2018.
  5. Климов Е. А. Как выбирать профессию // Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984,- 160с.
  6. Ковалев А. Г. Психология личности. — М., 1970. — 391с.
  7. Никитушкина Н. Н. Организация методической работы в спортивной школе: учебно-методическое пособие — Москва: Спорт, 2019.
  8. Серова Л. К. Мотивация в спортивной деятельности: монография — Москва: Спорт / Человек, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, спортивно-массовая работа, физическая культура, профессиональная деятельность, будущий преподаватель, освоение знаний, педагогический вуз, трудовая деятельность, уровень готовности, устойчивая характеристика личности.


Задать вопрос