Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Бон Н. В., Перминов О. А. Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13146/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассмотрены формы образовательного процесса студентов высших учебных заведений по дисциплине физическая культура. Обозначена роль теоретических занятий, семинаров и научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: студенты, лекционный курс, теоретическая подготовка, исследовательская работа, перспективы

Традиционные направления работы кафедры физического воспитания в высшей школе это — образовательная, научно-исследовательская, воспитательная, учебно-методическая и спортивно-массовая. Первостепенная цель работы преподавателей кафедры — формирование физической культуры личности, готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности, знание психофизических и социально-биологических основ интеллектуального труда. Именно студенческий возраст является периодом интенсивного формирования личности. Поэтому преподавателям очень важно заложить знаниево-информационную основу, как часть фундаментальных знаний системы физического образования.

В настоящее время в организации учебного процесса недостаточно внимания уделено теоретической и методической подготовки студенческой молодежи. В учебных пособиях по этой дисциплине не находят должного отражения теория физической культуры личности и технологии её формирования. Практическая деятельность преподавательского состава кафедры направлена в основном на реализацию оздоровительной функции физической культуры. По статистике, студенты старших курсов теряют интерес к практическим занятиям по объективным и субъективным причинам. Возможность элективного выбора физкультурной деятельности подстегнула их интерес к двигательной активности и повлияла на качество и эффективность таких занятий.

Элективная дифференциация стала основой спортивно-ориентированного физического воспитания, приобщила студентов к ценностям физической культуры, сформировала внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений принесли, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность стала способом самовыражения, стала эмоционально и эстетически привлекательной [1]

Но не стоит останавливаться на достигнутом этапе, современные всемирные тенденции в системе высшего образования это научная и научно-исследовательская работа, публикационная деятельность, участие в конференциях, круглых столах и т. д. Формирование у студентов знаниево–информационной основы, внедрение инновационных организационно-дидактических технологий повлияют на уровень качественной оценки нашего высшего образования на международной арене.

В индивидуальном плане-отчете преподавателя кафедры физического образования и рекреации Сибирского института управления запланирована: учебная нагрузка, учебно-методическая, научно-исследовательская и внеаудиторная работа со студентами. Как правило, преподаватели кафедры не планируют активно заниматься научной и научно-исследовательской деятельностью, выполняя только необходимый минимум. К тому есть объективные причины, как то: отсутствие лаборатории, инструментария, необходимого для исследовательской работы, расходных материалов и т. п. Таким образом, основным мероприятием научной работы преподавателя является публикационная деятельность, основанная на изучении и анализе современных исследований проводимых Российскими и зарубежными учеными. Также есть возможность проводить социологические опросы, организовывать и привлекать к этой деятельности студентов. Теоретические занятия, лекции, беседы имеют свою значимость в воспитании студентов, так как помогут им в перспективе сформировать:

– теоретические и методико-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

– уметь использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

– владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и будущей профессиональной деятельности. [2]

При наметившейся тенденции к гендерной социализации, не только в спорте, но и в оздоровительных технологиях пристальное внимание преподавателей к физической нагрузке студентов просто необходимо. Возможность оптимизации, нормирования физической нагрузки в рамках учебного процесса — новаторское направление при учете индивидуальности студентов [3]

Возможности формирования теоретических фундаментальных знаний в области физической культуры можно увидеть из приведенной ниже, схемы:

По размеру графического изображения можно определить значимость, на наш взгляд, мероприятия, наиболее интенсивно влияющие на качественное усвоение теоретического, информационного или методологического материала. Так, например, на занятиях студентов по плаванию, большое значение будут иметь непосредственные рекомендации преподавателя по методике выполнения задания. Регулярные посещения, правильное выполнение, высокая интенсивность занятий повлекут за собой ожидаемый эффект: получения не только практического навыка, но заложат теоретическую основу тренировочного эффекта урока. На элективных занятиях по фитнес аэробике, преподавателю важно акцентировать внимание студентов на локальной рабочей группе мышц, которая выполняет основную нагрузку. Студенты должны ориентироваться, на какую группу мышц идет нагрузка, понимать технику выполнения задания, для более эффектного выполнения работы. В то время как при нерегулярных занятиях, все методические рекомендации преподавателя, останутся только в информационной форме и останутся в памяти кратковременно.

В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов их деятельности. [4]

Задача учреждения высшего образования сформировать грамотного специалиста, владеющего всеми компетенциями, заложенными в образовательные стандарты, в том числе и по дисциплине физическая культура. Принятие активных образовательных технологий, применение инноваций в физическом воспитании, будет способствовать подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Занятия студентов физической культурой и спортом в высших учебных заведениях мы рассматриваем как необходимые инвестиции в будущее нашего общества.

Литература:

  1. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура " в высшей школе//Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт -Петербург, январь 2014г.). -СПБ.: Заневская площадь, 2014. -с. 161 -163.
  2. Перминов О. А. Эффективность физического воспитания студентов при спортивно-ориентированной форме организации учебных занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 651–653.
  3. Коршунова О. С. Применение инноваций в образовательном пространстве высшей школы по физическому воспитанию. Интерэкспо гео-сибирь. 2015. Т. 6. № 2. С. 144–147
  4. Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин//Теория и практика физ. Культуры.-2004.- № 10.- С. 15–18
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, физическое воспитание, физическая культура личности, физическое образование, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, публикационная деятельность, исследовательская работа, физическое самосовершенствование.

Ключевые слова

студенты, перспективы, исследовательская работа, лекционный курс, теоретическая подготовка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос