Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Тенятова Е. Н. Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 206-209. — URL https://moluch.ru/archive/148/41495/ (дата обращения: 18.08.2018).



Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

«В условиях перестройки высшего образования приоритет отдается развитию творческих способностей будущих специалистов с опорой на активную самостоятельную работу. Повышенные требования общества к личности и ее собственные требования к себе могут быть реализованы только при самообразовании самовоспитании, в процессе которых она умножает свои силы и тем самым достигает наибольшей общественной отдачи. Следует помнить и о жестком лимите учебного времени. Поэтому приобщение студентов к физическому самовоспитанию, включение в процесс физического самосовершенствования становится в нынешних условиях важнейшей чертой процесса физического воспитания будущих специалистов [3, с. 11]».

«После окончания обучения в образовательных учреждениях молодежь не всегда сохраняет устойчивые интересы к ценностям здорового образа жизни. На наш взгляд, это связано с тем, что программа дисциплины «Физическая культура» не стимулирует постоянного совершенствования физических показателей студентов, более того, образовательная составляющая в значительной степени отстает от учебно-тренировочной [1, с. 88]». Программа физического воспитания рассчитана на усредненного студента, без учета особенностей физического развития, подготовленности и психологических качеств. Данный подход в подготовке специалистов является малоэффективным.

«…Для формирования самореализующейся личности нужен культ индивидуального подхода: не может быть единой стратегии для всех студентов в развитии их субъективной физической культуры. Стратегии саморегулируемого развития физической культуры личности каждого студента уникальны. Необходимо создание психолого-педагогических условий, в которых возможно осуществление перехода человека от развития, вызванного внешними воздействиями (образовательная программа, педагогическое воздействие) и ориентированного на внешние источники подкрепления (например зачет), к сознательному саморазвитию в области физической культуры [2, с. 59]».

Изучая данные эксперимента со студентами других специальностей данного вуза, «выявлено, что балловая методика оценки уровней развития двигательных качеств студентов, искаженно отражает динамику изучаемых показателей и не стимулирует мотивации занимающихся к занятиям физической культурой [4. c.24]. В соответствии с этим, эффективность индивидуального подхода в физическом воспитании студентов судоводителей определялась по величине прироста в %.

Получение образования в высших учебных заведениях, можно отнести к специфической деятельности, связанной с высоким уровнем психических и физических нагрузок, например изучаемая нами профессия судоводителя. Данная проблема особенно актуальна для технических вузов, в программе которых отсутствуют гуманитарные науки. Академия водного транспорта, один из крупнейших вузов за Уралом, готовит специалистов технических специальностей, в число основных входит профессия судоводителя. При поступлении на данную специальность к абитуриентам предъявляют определенные требования по состоянию физического здоровья, где обязательным условием является 100 % зрение и отсутствие хронических заболеваний.

В программу профессиональной подготовки судоводителей включена плавательная практика, которая за весь период обучения должна быть не менее 12 месяцев, в пятом семестре она может длиться до шести месяцев. Длительный период пребывания на судне, отрицательно сказывается на показателях физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функциональном и психофизиологическом состояния юношей. Что негативно влияет на развития профессионально важных для данной специальности качеств. После прохождения плавательной практики у студентов происходит снижение указанных показателей до уровня, который фиксировался при поступлении в вуз.

Изучение особенностей социальной среды и образа жизни первокурсников, плавающих специальностей показало, что более 54 % юношей не имели опыта занятий в спортивных секциях до поступления в вуз, а значительная часть первокурсников из-за сложного материального положения вынуждена совмещать работу параллельно с учебой, что неблагоприятно отражается как на физическом, так и психическом здоровье [7, с. 225]. На основании чего можно предположить, что регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями не входят в образ жизни занимающихся. Что подтвердило наши предположения о слабой мотивации у студентов судоводителей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время в Сибирском государственном университете водного транспорта (СГУВТ) программа «Физическая культура» едина для студентов 1–2 курсов, и не учитывает особенности обучения, по отдельным специальностям. Вместе с тем студенты плавающих специальностей нуждаются в перераспределении часов для обучения методике и организации самостоятельныхзанятий физическими упражнениями до плавательной практики.

Для повышения качества учебного процесса по физическому воспитанию был изучен опыт применения, методик самооценки индивидуальных особенностей в физическом воспитании в экономическом вузе, «который ориентирует студентов на личностное развитие и рост профессиональных качеств. [6. С.70.]»

На первом этапе в нашу задачу входило включить студентов в процесс самопознания и обучение методике самостоятельных занятий, для применения полученных знаний в период длительной плавательной практики, при освоении профессионально-важных качеств. Осенью (сентябрь, октябрь) проводилось комплексное обследование занимающихся, которое включало: антропометрические измерения, соматотипирование, самооценку психических состояний, педагогическое тестирование, анкетирование, педагогические наблюдения и другое. В эксперименте принимали участие 57 студентов, из них в КГ которая занималась по общепринятой методике — 28 человек, в ЭГ — 29 юношей.

На втором этапе студенты проводили самоанализ полученных данных, сравнивали их с должными показателями для данного возраста и региона. Изучение своего образа жизни, позволяло критично отнестись к существующему распорядку дня и внести соответствующие коррективы.

Теоретическая часть состояла из написания и защиты реферативных работ в каждом семестре. Дополнительно из определенного списка студенты на выбор готовили сообщение, которое защищали перед всей группой, являлось хорошим тренингом, и давало дополнительную возможность занимающимся проявить себя в непривычной для данной дисциплины обстановке.

Физические качества студентов развивались с учетом их индивидуальных (конституциональных) особенностей.Основной акцент делался на развитие силы и выносливости. Изучение физической подготовленности проводилось по традиционным тестам: сила (пресс за 1 минуту), скорость (бег 100 метров), скоростно-силовое качество (прыжок в длину с места), выносливость (бег 3000 метров). Проведен анализ показателей педагогического тестирования за период с осени 1 курса (1семестр) по весну 2 курса (4 семестр). Некоторые результаты эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис.1. Прирост в (%) показателей физических качеств, у студентов КГ и ЭГ за период эксперимента (осень -1 курс весна-2 курс).

Таким образом установлено, что максимальный прирост в ЭГ по показателям силы составил 20,5 %, у студентов КГ, результаты выросли на 3,0 %. В выносливости рост результатов в ЭГ составил 5,8 %, у студентов КГ, отмечена отрицательная динамика — 1,7 %. Полученные данные подтверждают исследования авторов, что реализация конституционального подхода на практике будет более эффективно обеспечивать повышение уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности [5. c.288]. Педагогическое тестирование студентов 1–2 курсов показало, что результаты в ЭГ значительно превышают показатели юношей КГ., занятия по экспериментальной методике более эффективны, чем общепринятый в данном вузе подход.

Литература:

  1. Акишин Б. А., Ахметзянов Ф. Ю., Васенков Н. В., Фазлеев Н. Ш. Социальные проблемы физического воспитания и студенческого спорта в высшем профессиональном образовании России / Б. А. Акишин, Ф. Ю. Ахметзянов, Н. В. Васенков, Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. -2009.- № 9. — С.86–88.
  2. Булавкина Т. А. Субъективные аспекты физической культуры студентов технического вуза как психологические конструкты / Т. А. Булавкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011.- № 2. — С.58–61.
  3. Виленский М. Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста / М. Я. Виленский. // Теория и практика физ. культуры. — 1987. -- № 10. — С. 11–14.
  4. 4 Додонова Л. П., Шмер В. В. Эффективность физической подготовки студентов, имеющих различные соматотипы, с учетом направленности педагогического процесса / Л. П. Додонова, В. В. Шмер // Теория и практика физической культуры. 2012. № 3. С.19–26.
  5. Додонова Л. П., Шмер В. В. Взаимосвязи морфофункциональных и двигательных показателей студентов с учетом соматотипов В сборнике: Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации Льва Павловича Матвеева. Министерство спорта. Туризма и молодежной политики российской федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего, профессионального образования «Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма». 2010. С. 286–288.
  6. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза / В. В. Шмер // Смальта. 2014. № 4. С. 67–70.
  7. Шмер В. В. Особенности социальной среды и образа жизни первокурсников плавающих специальностей / В. В. Шмер // Всероссийская научно-практическая конференция: «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы развития». Тюмень, 2013. — С.223–226.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, студент КГ, физическое воспитание, плавательная практика, профессиональная деятельность, педагогическое тестирование, индивидуальный подход, физическая культура, физическая подготовленность, водный транспорт.


Похожие статьи

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания, опираясь...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Лотоненко А. В. Физическая культура, спорт, работоспособность студентов. Воронеж, 1986. Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17–18 лет в условиях технического вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

здоровье, развитая личность, здоровый образ жизни, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическая подготовленность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания, опираясь...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Лотоненко А. В. Физическая культура, спорт, работоспособность студентов. Воронеж, 1986. Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17–18 лет в условиях технического вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук.

Использование фитнес-программ как компонент образовательного...

здоровье, развитая личность, здоровый образ жизни, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическая подготовленность.

Задать вопрос