Автор: Беляков Алексей Владимирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Беляков А. В. Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1094-1096.

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.

 

Состояние здоровья молодого поколения традиционно является одним из ключевых показателей уровня развития конкретного государства и общества. Забота о будущих гражданах, создание для них необходимых условий для гармоничного развития и совершенствования, стимулирование их просоциальной активности — залог успешной эволюции государственно-общественных институтов. Состояние здоровья во многом определяет качество и образ жизни человека. Оно является основой жизнедеятельности, обусловливает успешность личности в образовательной, трудовой, семейной, досуговой, гражданской и многих других социальных сферах.

К сожалению, в настоящее время говорить об отсутствии проблем в данном направлении в современной России пока не приходится. Как показывают отдельные исследования, школьная среда, к сожалению, далеко не всегда способствует развитию и укреплению здоровья учащихся. Констатируется тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков, не смотря на ежедневный контроль со стороны педагогического состава школ.

Учебная нагрузка не учитывает, текущее состояние здоровья учащихся, их разное морфо-функциональное развитие, а отсюда и различную динамику работоспособности, резервы организма. Нередко при этом в образовательном учреждении нарушаются санитарно-гигиенические нормы, неудовлетворительно организован учебно-воспитательный процесс, неблагоприятен микроклимат в школьном коллективе. Мониторинг состояния здоровья обучающихся, к сожалению, выявляет значительный рост числа лиц с изначально низким уровнем психофизического здоровья, кроме того, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения.

Особенно сензитивны к отсутствию надлежащих условий в образовательной среде подростки, обладающие недостаточным уровнем физической культуры или вообще не имеющие ее. Отсутствие понимания значимости и необходимости здорового образа жизни, следование сиюминутным желаниям и соблазнам, отсутствие целенаправленной систематической педагогической работы с учениками, направленной на повышение их культуры здоровья обусловливают неуклонное упрощение образовательного процесса, что, в свою очередь, нарушает происходящие когнитивные процессы, затрудняет эффективное обучение и воспитание подрастающего поколения.

Очевидно, что для преодоления или нивелирования разрушающего действия ряда факторов, снижающих здоровье современного подростка необходима целенаправленная комплексная деятельность специалистов различного профиля, работающих в сфере образования, воспитания и защиты детства.

Приходится констатировать, что в настоящее время имеется острая потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере организации физкультурной деятельности в образовательных учреждениях, которые были бы подготовлены к работе в современных условиях, поскольку большие умственные нагрузки на подростков, малоподвижный образ жизни, распространение социальных сетей, развитие сетевых игр и т. д. приводят к тому, что у большинства ребят ухудшается состояние здоровья. Поэтому одним из ключевых вопросов, требующих осмысления в современных условиях является забота о здоровье молодого поколения, способного к активной творческой деятельности во всех сферах жизни демократического общества.

Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Изложенное обусловливает необходимость изучения сущности и значения в педагогической науке такого магистрального понятия, как «физическая культура», без осмысления которого дальнейшее исследование проблем физкультурно-оздоровительного характера будет несистемным.

Существуют различные представления о физической культуре и её роли в жизни общества, но почти все авторы отмечают принадлежность данного феномена к общей культуре человечества.

Так, Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков считают, что физическая культура − это часть культуры общества, в частности, совокупность его достижения в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

В содержании физической культуры ученые выделяют две части: 1) ценные приобретения общества относительно улучшения и достижения уровня физической подготовки людей; 2) использование позитивных результатов этих средств, методов и условий [4, с. 12]. В более узком значении «физическая культура» осознается как физическая культура личности, которая отображает усвоенные человеком физкультурных знаний, умений, навыков. Физической культурой называют также один из учебных предметов в школе. Поэтому Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков советуют к понятию «физическая культура» добавлять соответствующие уточняющие прилагательные: личная физическая культура, школьная физическая культура и тому подобное.

Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества. На каждом этапе она изменяется в зависимости от условий, которые создаются общественной формацией. В то же время используются ценные приобретения человечества относительно физического совершенствования человека, так как физическая культура влияет и на его духовный мир, то есть мир эмоций, эстетических вкусов, этичных и мировоззренческих представлений.

По мнению Б. А. Ашмарина, физическая культура − часть общей культуры народа. Она является совокупностью материальных и духовных ценностей общества, созданных и используемых им для физического совершенствования людей [2, с. 13].

Аналогичная позиция прослеживается у Н. Андрощук и М. Андрощук, которые отмечают, что физическая культура предусматривает систему специальных знаний, двигательных навыков и умений, направленных на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности. Физическая культура направлена в первую очередь на укрепление здоровья человека, продолжение его жизни, на совершенствование его всестороннего и гармоничного развития и использования приобретенных качеств в общественной деятельности [1, с. 4].

Н. К. Коробейников рассматривает данное понятие как «органическую составную часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике» [3, С.6].

Ю. А. Янсон понимает под культурой физической «часть общей культуры современного общества, которая содействует развитию природы человека с целью его духовного и физического совершенствования в личностно-ориентированном и общественно-значимом направлениях» [6, С. 7].

Убежденность в пользе физических упражнений широко распространена у населения индустриальных стран, однако реальная приверженность к подобным упражнениям очень мала. Такое положение сложилось отчасти оттого, что в плоскости подготовки и проведения занятий по физической культуре их психологическая составляющая слабо выражена. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия.

В. Н. Непопалов отмечает, что «физические упражнения проходят только педагогическую обработку, психологическая часть по-прежнему остаётся стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Следовательно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надёжен и т. д». [5, С. 187].

Таким образом, физическая культура играет важнейшую роль в процессе формирования, укрепления, сохранения здоровья граждан, повышения работоспособности и увеличения продолжительности активной целенаправленной жизни. Физическая культура представляет собой часть базовой культуры индивида, детерминирующей его культуру относительно своего здоровья и развивается в процессе физического воспитания. Физическая культура позволяет приобщить человека к регулярной двигательной активности, в процессе которой он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, занимает целеустремленную позицию в здоровьесберегающей деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Андрощук Н., Андрощук М. Основи здоров’я і фізична культура (теоретичні відомості). Тернопіль: Підручники і посібники, 2006. 160с.

2.                  Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов по спец. 03.03 «Физкультура». М.: Просвещение, 1990. 226 с.

3.                  Коробейников, Н. К. Физическое воспитание: учеб. пособие для средн. спец. учеб, заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, г. Николенко. — М.: Высш. шк., 1989. — 384 с.

4.                  Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.

5.                  Непопалов, В.Н Психологические основы формирования личности в физическом воспитании спорта/ В. Н. Непопалов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. -С. 112–131.

6.Янсон, Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии/ Ю. А. Янсон. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -432с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Физическая культура, «физическая культура», физической культуры, состояние здоровья, укрепление здоровья, здоровья учащихся, состояния здоровья, физического совершенствования, физического совершенствования человека, физическая культура личности, здоровья молодого, понятия «физическая культура», школьная физическая культура, часть общей культуры, специальности физическая культура, и укреплению здоровья, Состояние здоровья, личная физическая культура, физического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос