Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Пушкарева, Е. А. Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры / Е. А. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78042/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье я представлю опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры».

Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план. Экологическое загрязнение, которое мы наблюдаем в наше время возникает из-за беспечного отношения человека к природе. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек — это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из форм обучения дошкольников экологическому воспитанию является игра. Игра — неотъемлемая часть человеческой культуры. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития ребенка, в том числе и экологического.

Cточки зрения, В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

По мнению Н. А. Рыжовой, «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

В ходе дидактических игр у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата, проявляется активность ребенка. При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда определяются дидактическими задачами, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил.

Исходя из всего выше сказанного, мною была поставлена цель «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры ». Для решения этой цели необходимо решить ряд задач.

1. обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе дидактическими играми экологического содержания.

2. содействовать формированию экологических представлений посредством использования дидактических игр у дошкольников.

3. повысить компетентность родителей в вопросах организации дидактических игр экологического содержания в активных формах взаимодействия с семьями воспитанников.

Свою работу по развитию экологических представлений через дидактические игры построила в следующих направлениях: создание РППС в группе, осуществление образовательной работы с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников.

На Iподготовительном этапе изучила и проанализировала научно-методическую литературу, подобрала и провела педагогическую диагностику воспитанников группы, отобрала дидактические игры на формирование экологических представлений и распределила их использование в течение года в перспективном плане.

С целью выявления мнения родителей по поводу экологического воспитания и роли дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников провела анкетирование.

Для планомерной организации образовательной работы с использованием дидактических игр при формировании экологических представлений у дошкольников составлен перспективный план.

На IIпрактическом этапе в первую очередь пополнила центр познавательного развития дидактическими играми и лэпбуками экологического содержания, при подборе которых учитывали следующие условия:

– игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей,

– несложный и в то же время занимательный дидактический материал определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач экологического развития и воспитания.

На ряду с этим составила картотеку игр на развитие экологических представлений.

Для решения задач формирования экологических представлений у младших дошкольников вместе с систематическим проведением наблюдений, занятий, бесед, опытнической деятельности, чтения художественной литературы использовала дидактические игры и лэпбуки экологического содержания, которые позволяли организовывать совместную деятельность педагога с подгруппой детей или индивидуально с каждым воспитанником.

Организацию работы по формированию экологических представлений с использованием дидактических игр начинаю поэтапно.

На первом этапе знакомлю детей с содержанием игры, показываю картинки из игры, беседую, уточняя представления детей. Затем рассказываю, как будем играть, по необходимости показываю игровые действия. Ставлю игровые задачи. Обязательно подводим итог игры — ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Представленные мною игры разработаны с целью решения образовательных задач, заложенных в основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ.

Для освоения детьми представлений о явлениях неживой природы использовался лэпбук «Водица — царица», в котором подобраны игровые задания на формирование представлений о роли воды в жизнедеятельности животных, растений, человека, о свойствах воды.

Для формирования представлений о сезонных изменениях в природе использовались лэпбуки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игровые задания которых позволяли детям освоить содержание образовательной программы.

Дидактические игры и задания лэпбука «Дикие и домашние животные» побуждают дошкольников сопоставлять объекты, выделять основные признаки, тем самым осваивать представления о диких и домашних животных.

Большую роль в формировании экологических представлений играют настольно-печатные игры. Данные игры дают возможность систематизировать представления детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся представления в новой ситуации. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Среди дидактических игр направленных на формирование экологических представлений у дошкольников преобладают предметные игры. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. — все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Не менее эффективными в работе с детьми считаются словесные игры. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Игровые приемы использую и в режимных моментах.

Для экологического воспитания детей широко использую прогулки. Знакомлю детей с сезонными изменениями природы, продолжительностью дня, погодными явлениями, изменениями в жизни растений и животных, труде людей в природе. На прогулках мы организуем игры с природным материалом: песком, водой, снегом, листьями и др.

Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра.

Для установления причин возникновения явлений, выявления связей и отношений между предметами и явлениями использую опытническую деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы, о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Для формирования экологических представлений использую и подвижные игры, которые провожу как на занятиях познавательного содержания, так и на физкультуре, и во время прогулки. Подражая действиям животных и птиц, имитируя их звуки, дети закрепляют знания о животных; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Использование разнообразных дидактических игр, игровых заданий позволяет разнообразить деятельность детей, наполнить её экологическим содержанием, но без участия родителей в образовательном процессе, обеспечения единства и согласованности действий детского сада и семьи невозможно полноценное развитие ребенка.

Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольника и использования дидактических игр в домашних условиях были разработаны буклеты, проводились выставка дидактических игр, родительское собрание с показом образовательной деятельности, информировали родителей о содержании образовательной программы по экологическому воспитанию младших дошкольников.

Для изучения сформированности экологических представлений в конце года проводилась педагогическая диагностика.

С помощью дидактических игр выявлялись достижения детей. Дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали замечать и понимать признаки «живого» –движение, питание, состояние по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения к природным объектам.

Таким образом, можно сказать, что использование дидактических игр эффективно влияет на освоение экологических представлений младшими дошкольниками.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. — 144 с.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016 —352 с.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
  4. https://nsportal.ru/
  5. https://infourok.ru/
  6. https://www.maam.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): игра, представление, ребенок, экологическое содержание, природа, экологическое воспитание, животное, природный материал, формирование, дидактическая игра.


Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги...

Дидактические игры экологического содержания как средство...

Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к

Дидактические игры — это действенное средство интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания с одной стороны и...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Приведена классификация игр экологического содержания.

Настольно-печатные игры: Можно использовать те же самые игры, только с заменого природного материала

Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой.

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется

Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний...

Использование игры в экологическом воспитании...

Дидактические игрыигры с правилами, которые содержат и смысловую нагрузку, и

В играх с природным материалом дети развиваются не только как творческие личности

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Дидактическая игра как средство развития экологического...

Игры с природным материалом. В этих играх используются семена растений, шишки

Такие игры знакомят детей с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический...

Технология формирования представлений о животных у детей...

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра...

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги...

Дидактические игры экологического содержания как средство...

Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к

Дидактические игры — это действенное средство интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания с одной стороны и...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Приведена классификация игр экологического содержания.

Настольно-печатные игры: Можно использовать те же самые игры, только с заменого природного материала

Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой.

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется

Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний...

Использование игры в экологическом воспитании...

Дидактические игрыигры с правилами, которые содержат и смысловую нагрузку, и

В играх с природным материалом дети развиваются не только как творческие личности

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Дидактическая игра как средство развития экологического...

Игры с природным материалом. В этих играх используются семена растений, шишки

Такие игры знакомят детей с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический...

Технология формирования представлений о животных у детей...

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра...

Задать вопрос