Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ушакова Т. С. Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 377-379. — URL https://moluch.ru/archive/236/54855/ (дата обращения: 19.01.2019).



Человек и природа... Актуальность этой темы никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас всех дома — Земля.

Свое начало истоки экологической культуры берут в многовековом опыте народа — в обычаях осторожного отношения к природе, природным богатствам родной планеты. В древности наши деды хорошо знали природу. Человек зависел от погоды, от стихии. Народы поклонялись силам природы, понимая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди передавали накопленные сведения потомкам.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:

‒ Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

‒ Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

‒ Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

‒ Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие показатели:

‒ Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

‒ Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

‒ Проявление активного отношения к объектам природы (умение оценить действия других людей по отношению к природе)

Экологическое воспитание детей следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и так далее.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников, взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

‒ Представление о растениях и животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах их удовлетворения.

‒ Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособляемости животных и растений к условиям существования.

‒ Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в тоже время каждый из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

В своей повседневной работе мы применяем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения познаний о природной среде и как средство ознакомления с общественной средой. В процессе игры воспитаннику легче спланировать свою деятельность и усвоить нормы поведения в окружающем мире.

Дидактические игры можно распределить на три группы:

‒ Игры на ознакомление детей с жизнью растений и животных

‒ Игры на ознакомление с окружающей средой

‒ Игры, направленные на ознакомления детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире

Планируя содержания дидактической игры, педагог должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на развитие ребенка и формирование его отношения к окружающему.

Например, д/и «Что я знаю и не знаю о диких животных» можно провести в форме беседы, где ответы детей чередуются с дополнениями и уточнениями воспитателей. В конце игры вместе с детьми подводится итог: дикие животные сами о себе заботятся, своим образом жизни приспособлены к своему месту обитания, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они себе добывают. Дикие животные могут жить без человека, но человек должен помнить, в его силах не разрушать их дом — лес.

В дидактической игре «Отгадай и сравни загадки о животных» обратить внимание детей на домашних и диких животных, на их внешний вид, повадки. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких, — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу, строить себе жилища, добывать корм, не могут защитить себя от врагов. Дети загадывают и отгадывают загадки, доказывая правильность ответа, сравнивая загадки, выделяя признаки их сходства и различия.

Дидактическая игра «Да и нет». Дети загадывают животное и на вопросы ведущего о месте проживания, питания, внешнем виде отвечают только «да» и «нет».

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические игры представляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний, и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемы и приспособлением растений и животных к условиям среды, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее приделами.

Например, в дидактической игре «Что было бы, если бы из леса исчезли…», которая так же известна под названием «Береги природу», воспитатель предлагает убрать из леса одно звено — например, насекомых. Что произойдет? Ответ подводит к выводу, что все растения и животные связаны друг с другом.

В процессе общения с природой в игровой форме и развитии эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенности и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости: понимать важность охраны природы, осознано выполнять нормы поведения в природе.

В игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил или норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр. Включать игру в занятия можно неоднократно. Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой, от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности; каждая последующая игра должна продолжать последовательность действий, событий предыдущей.

Например, для ознакомления с окружающей средой можно использовать такие игры:

‒ «Дом для зверей».

Цель: познакомить детей жизнью диких животных, условиями их обитания. Учить делать выводы как внешний вид животного, его особенности и повадки влияют на место проживания.

Задания: каждый ребенок выбирает животного и соотносит его с местом проживания, объясняя свой выбор почему это животное живет в этом домике, а не в другом.

‒ «Где живет зверек?»

Цель: закреплять знания детей об образе жизни животных в окружающем мире, подвести к выводу, что в других условиях животное не сможет приспособиться, не выживет.

Задание: рассказать о выбранном представителе фауны, обосновать место обитания и поместить на картину.

‒ «Путешественники»

Цель: Выявить и закрепить знания детей о жизни животных, об условиях необходимых для их развития и проживания, предпочтениях в еде, образе жизни. Учить рассказывать о животных, в дом которого зашли.

Задание: дойти до финиша, соблюдая правила, рассказав о животном и его доме.

‒ «Лесной мегаполис»

Цель: объяснить детям, что лес — это мегаполис, в которому живут лесные жители и у каждого из них есть свой особенный дом. Познакомить с понятием «этажи леса», где проживают его «жильцы». Закрепить знания об условиях проживания животных.

Задание: пройти путь и найти ответы на вопросы.

Эти игры закрепляют знания детей о различных животных и среде их обитания. От игры к игре идет усложнение. Если в первой игре дети ориентируются на внешний вид животного и соотносят его со средой обитания, то во второй — дети закрепляют знания о приспособленности животного к месту обитания и пытаются выяснить причины, по которым они не могут проживать в другой среде.

На развитие познавательной инициативности детей влияет не только постепенное усложнение заданий с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и число наглядного материала.

Дидактические игры — это действенное средство интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания с одной стороны и практическая деятельность ребенка по ознакомлению с окружающим миром.

Литература:

  1. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». — М.: Просвещение, 1981
  2. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте». — М.: ИЦ «Академия», 2008
  3. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». — М.: Сфера, 2007
  4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». — М.: Перспектива, 2008
  5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». — М.: Сфера, 2004
  6. Коломина Н. В. «Занятие по экологии в детском саду». — М.: Сфера, 2008
  7. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». — М.: Мозаика-Синтез, 2017
  8. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): животное, игра, дидактическая игра, природа, ребенок, нравственное воспитание, знание детей, место обитания, образ жизни, место проживания.


Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Отношение детей к животным — это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Цель проекта- объединение усилий педагогов и родителей с целью обобщения знаний детей о жизни животных, формирования...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с

Далее, определяется удобное время и место проведения игры и подготавливается нужный...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления

Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности

Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

При ознакомлении детей с животными используются дидактические сюжетные, предметные

При ознакомлении детей с животными также используются учебный экран, диапозитивы

Таким образом, педагоги, психологи и специалисты в области экологического воспитания...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими

По мнению Т. А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического...

Дидактическая игра как средство развития экологического...

В этой игре дети закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитатель описывает животное, не называя его, а дети должны отгадать, назвать среду обитания, чем питается и назвать его малышей. Раз в квартал мы проводим обобщающие мероприятие в виде...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Отношение детей к животным — это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Цель проекта- объединение усилий педагогов и родителей с целью обобщения знаний детей о жизни животных, формирования...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с

Далее, определяется удобное время и место проведения игры и подготавливается нужный...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления

Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности

Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

При ознакомлении детей с животными используются дидактические сюжетные, предметные

При ознакомлении детей с животными также используются учебный экран, диапозитивы

Таким образом, педагоги, психологи и специалисты в области экологического воспитания...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими

По мнению Т. А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического...

Дидактическая игра как средство развития экологического...

В этой игре дети закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитатель описывает животное, не называя его, а дети должны отгадать, назвать среду обитания, чем питается и назвать его малышей. Раз в квартал мы проводим обобщающие мероприятие в виде...

Задать вопрос