Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сычева И. И., Перепелицина Т. В. Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 147-149. — URL https://moluch.ru/archive/181/46628/ (дата обращения: 25.06.2019).



В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Ключевые слова: формирование нравственных отношений к природе, созидание, осознанное чувство любви и гуманного отношения к природе, природоведческая работа, дидактические игры.

Любовь к природе, в прочем,

Как и всякая человеческая любовь.

Несомненно, закладывается в нас с детства

И. С. Соколов – Микитов

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животным и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательного поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).

Вся наша жизнь тесно связана с природой, а современный человек забывает, что сам является частью природы, и все на земле связано между собой. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может появиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного к ней отношения.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Природоведческая работа в детском саду строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и желание активно защищать, облагораживать природную среду. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника возможно при определенных условиях:

- формирование у детей научных знаний – о различных явлениях окружающей природы в сочетании с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде;

- воспитание бережного и заботливого отношения к живым существам;

- установление преемственности в работе с семьей.

Ограничим область ознакомления детей с природой через дидактические игры; т.к. д/игра имеет две цели: обучающую и игровую. Игровая форма является ведущей на степени раннего детства. Ребенок, играя, не заметно для себя, усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Воспитатель учит и играет, а дети, играя, учатся.

Цель дидактической игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности, прививать им положительные черты характера.

ООД с детьми раннего возраста носит специфический характер: проводится в игровой форме. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

В ООД используются несколько видов дидактических игр:

а) игры с предметами. В них используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами и признаками предметов: цветом, формой, качеством. Игры с природным материалом используются во время прогулок. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

б) настольно – печатные игры. В этих играх развивается речь детей, воображение, творчество. Например, д/и «Садовник», в которой Цветочек грустный. Что же нужно сделать, чтобы его развеселить? Дети сами приходят к выводу, что он нуждается в поливе. Таким образом, при помощи схемы ребята понимают важность заботы о растениях. Д/и «Украсим полянку». Посмотрите, на полянке совсем нет цветов, не на что божье коровке присесть, негде пчелкам собрать нектар с цветов, чтобы сделать мед. Кто-то все цветы сорвал, а цветочки рвать нельзя, потому что «Если я сорву цветок, если мы сорвем цветы, то не будет доброты и не будет красоты, если все сорвут цветы.». Дети кладут большой цветок на маленький, «сажают» цветы на полянке для насекомых, чтобы они принесли пользу. Помимо беседы о доброте и заботе, о растениях, ребенок усваивает такие понятия как «один», «много», «большой», «маленький».

в) словесные игры. Такие игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляя знания о них. Например: д/игра «Одуванчик». Часто дети рвут одуванчики, неосознанно. Гуляя на улице, во время прогулок дети видят вокруг себя окружающий мир, его красоту, могут видеть прекрасное, казалось – бы, в «некрасивом».И педагог им в этом помогает, стимулирует различными дидактическими упражнениями. Например: при сборе осенних листьев «Один листок, еще один – и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Так дети чувствуют свою сопричастность к общему делу, они удовлетворены, видят, как красив каждый листочек в букете. После прогулки букет заносится в группу и используется как украшение.

C:\Users\user\Desktop\фото с живот 5.jpgПри наблюдении за животными тоже используются упражнения. Важно, чтобы дети в процессе наблюдения не причиняли животному вред. Живые объекты привлекают детей своими движениями, голосовыми реакциями. Дети учатся относиться к живым существам, заботится о них.

Например: наблюдая за кроликом, воспитатель говорит: «Смотрите, какой маленький. Не бойся нас, мы добрые, тебя не обидим». Дети рассматривают его, закрепляют в словах названия частей тела: ушки, лапки, хвостик. Слушают его голос. Педагог старается вызвать положительно-эмоциональную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним.

C:\Users\user\Desktop\фото с животн.jpgC:\Users\user\Desktop\фото с живот 2.jpg
Формирование нравственных отношений к природе невозможно без поддержки родителей. Поэтому важно подобрать для них методическую литературу, провести ряд бесед и консультаций, вовлечь родителей в работу детского сада и группы, организовать с ними выставки, поездки на природу, сплотив педагогов и родителей между собой. Именно на природе человек сможет ощутить, как она прекрасна, и потому он не может жить без ее красоты, которая всегда оставляет след в душе человека.

Формирование нравственного отношения к природе нельзя переоценить, и мы, педагоги, должны в этом направлении сделать как можно больше.

C:\Users\user\Desktop\фото парк.jpg

Как красиво всё вокруг

Посмотри, мой милый друг!

Небо тучками покрылось,

Дымкой чёрной всполошилось.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. «Жизнь вокруг нас» Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 112 с.
  2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5. – С. 80–82.
  3. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу: метод. пособие / А. И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 96 с.
  4. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию: методическое пособие для педагогов ДОУ / О. А.Воронкевич. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 160 с.
  6. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника, 2012. – 320 с.
  7. Создание условий для экологического воспитания детей: метод. Рекомендации / С. Н.Николаева. – М.: Новая школа, 2009. – 160 с.
  8. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 26–34.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, игра, природная среда, ранний возраст, заботливое отношение, игровая форма, детский сад, природоведческая работа, время прогулок.


Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные...

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

...в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, воспитатель, экскурсия, явление природы, заяц, мир природы, дошкольный возраст, детский сад, экологическое...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с природой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

10 % — понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой. а) занятия; б) экскурсии.

Формы ознакомления детей младшей группы с растениями: занятия, экскурсии, прогулки, работа в повседневной жизни.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада.

Организация проведения прогулок. Процесс воспитания детей непрерывен.

- Трудовые действия самих детей (цель); - Подвижные игры и игровые упражнения

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные...

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

...в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, воспитатель, экскурсия, явление природы, заяц, мир природы, дошкольный возраст, детский сад, экологическое...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с природой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

10 % — понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой. а) занятия; б) экскурсии.

Формы ознакомления детей младшей группы с растениями: занятия, экскурсии, прогулки, работа в повседневной жизни.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада.

Организация проведения прогулок. Процесс воспитания детей непрерывен.

- Трудовые действия самих детей (цель); - Подвижные игры и игровые упражнения

Задать вопрос