Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 829 раз

Библиографическое описание:

Силаева, О. М. Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3421/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Ключевые слова: животное, дети младшего дошкольного возраста, педагогическая технология, формирование представлений, игровая деятельность.

Для разработки технологии по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно понять, что же такое педагогическая технология.

В современной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология», по мнению М. В. Крухлет рассматривается как компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в целях решения задач дошкольного образования [6, с.19].

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста, отмечает О. М. Газина, подразумевают применения комплекса методов и форм организации экологически ориентированной деятельности в природе [1, с.127].

Педагогическая технология, по мнению С. Н. Николаевой, это система методических мероприятий воспитательно-образовательного процесса, которая спланирована, на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства [5, с.251].

Опираясь на понятие педагогической технологии С. Н. Николаевой, можно судить о том, что технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, должна включать в себя работу со всеми субъектами образовательного процесса дошкольной организации, а именно с детьми, родителями, педагогами, а также работу по созданию и улучшению развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО.

В работе с детьми по формированию представлений о животных в игровой деятельности необходимо использовать разные виды игр. Т. А. Серябрякова отмечает, что для успешного осуществления игровой деятельности, необходимо, чтобы вовремя экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием, правилами, так и требующие творческих подходов [7, с.116].

В технологии по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в работе с детьми используются разные формы работы, так как современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста, подразумевают применения комплекса методов и форм организации экологически ориентированной деятельности в природе. Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, рассматривание картин и иллюстраций и др. Учитывая тот факт, что ведущая роль отводится наблюдению, которое считается основным методом экологического образования детей, в работу с детьми включаются наблюдения за животными (рыбкой, синицей, кошкой, щенком, божьей коровкой и др.).

При проведении наблюдений за животными с малышами необходимо соблюдать следующие условия: наблюдения должны быть недлительными, вызывать эмоционально-положительную реакцию детей, их интерес к животному, желание общаться с ним. Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны быть направлены на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Малышам предлагаются конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточняют их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда задаются наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. После наблюдений, для закрепления знаний о животных можно провести подвижную игру природоведческого содержания («Спящий пес», «Кот и птички», «Мышки и кот» и др.).

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста нужно обязательно включать труд в природе. С. А. Козлова отмечает, что труд в природе богат материалом для воспитания в ребенке таких важных качеств как сочувствие, сопереживание, желание помочь и др. [4, с.28]. Уход за животными осуществляется регулярно, вместе с воспитателем дети ежедневно подкармливают птиц на участке ДОО и кормят рыбок в зооуголке, находящемся в холле ДОО.

Включение различных видов игр в деятельность детей является важным компонентом технологии по формированию представлений о животных. При проведении подвижных игр используются различные атрибуты: мягкие игрушки, маски, шапочки, изображающие животных. Подвижные игры проводят на занятиях по физкультуре, на музыкальных занятиях, на прогулке, в группе.

Особое место занимают дидактические игры, которые проводят на занятиях и в свободной деятельности детей. При проведении дидактических игр учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Во время проведения дидактических игр обязательно задают вопросы детям: «А что ест зайчик (собачка, кошка, корова, курочка и т. д.)?» «А где живет собачка (кошка, курочка и т. д.)?».

Настольно-печатные игры, такие как «Зоологическое лото», «Чей малыш?», «Чей дом?», «Покорми животное», «Кто летит?», «Кто ползет?», «Кто прыгает?», «Что есть у животных?» и другие используют для закрепления пройденного материала в свободной деятельности детей. Привлекая детей к игре, учитывают интересы каждого ребенка.

Имитационные игры, («Курочка и цыплята», «Зайчата», «Бельчата», «Медвежата», «Ежата» и др.) используются для формирования представлений о животных и для закрепления пройденного материала. При проведении игр воспитатель подкрепляет слова имитационными движениями. Эти игры вызывают у детей положительные эмоции.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно обязательно включать занятия с использованием игровых обучающих ситуаций (долее ИОС) с игрушками аналогами (рыбка, кошка и т. д.). С помощью таких игрушек демонстрируются возможные действия с предметом и действия с живым существом, т. е. воспитатель показывает различия в формах действия с живыми и неживыми объектами. Также используются ИОС с литературным персонажем. Можно использовать литературный персонаж «Колобка», он выполняет роль ничего не знающего наивного простака.

В ходе ИОС дети рассматривают разных животных. Например, рассматривая рыбок в аквариуме воспитатель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где у рыбы голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Детям предлагаются игрушечные рыбки, воспитатель просит рассмотреть их, обвести пальцем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Воспитатель спрашивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме?». Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками. Дети с удовольствием играют с рыбками, строят им аквариумы из строительного материала.

В работе с художественной литературой используют рассказы, стихи, сказки, загадки о животных. Художественное слово применяют на занятиях, при наблюдениях, в досуге, в играх. Так, например, читают детям такие произведения о животных как: «Купание медвежат» В. Бианки; «Три котенка» В. Сутеев; «Еж», «Лиса», «Петушки» А. Н. Толстой; «Котята» Н. Павлова; «Капустная белянка» К. Ушинский, «Кто на себе свой дом носит» Г. Ганейзер; «Ёж» Г. Скребицкий, «Лосенок и лосиха», «Лиса и мышь», «Лиса и ёж» Н. Сладков, «Белкин мухомор» И. Сладков, «Медвежья семья» И. Соколов-Микитов, «Детки в клетке» С.Я Маршак и другие.

В продуктивной деятельности дети занимаются лепкой, аппликацией, рисованием. На занятиях по лепке дети могут слепить: колбаску для кошки, морковку для зайца, зернышки для курочки и др. На занятиях по аппликации дети могут сделать из готовых форм: цыпленка, зайца, рыбок, будку для собаки, скворечник для птички и др. На занятиях по рисованию дети изображают цыпленка, рыбку, мисочку с молоком для кошки, заборчик для курочки с цыплятами, малинку для мишки и др.

Следующим компонентом технологии в работе с детьми является проведение экологического досуга. Например, экологический досуг «Зима в лесу» поможет детям расширить представления о животных. В ходе экологического досуга можно решить следующие задачи: закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка и др.), о некоторых особенностях их жизни в зимний период; воспитать доброжелательное отношение к животному миру. В досуг необходимо включить игры природоведческого содержания.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста нужно обязательно включать работу с семьей воспитанников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывается, что для успешной реализации программы должны быть соблюдены психолого-педагогические условия. Одним из условий является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность [8, с.18].

Взаимодействие семьи и ДОО, по мнению В. А. Зебзеевой предполагает активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в формах экологического воспитания, которые практикуются в ДОО [2, с.279]. Работа с родителями, отмечает С. А. Козлова должна включать в себя разнообразные формы: беседы, консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, приобщение родителей к педагогической литературе [4, с.372.].

Е. И. Золотова указывает на то, что педагог должен: познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста о животных. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, и др.; показывать родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно разместить, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах оказания им помощи в разное время года; давать практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка; повышать экологическую культуру родителей. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты [3, с.7].

В работе с родителями важным компонентом является родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к животным», которое поможет родителям повысить уровень экологической компетентности; покажет важность роли семьи в воспитании у детей любви к животным. Индивидуальные консультации, беседы окажут помощь родителям при выборе досуга с детьми, художественной литературы, игр по формированию представлений о животных.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно обязательно включать работу с педагогами. О. М. Газина отмечает, что процесс формирования представлений о животных включает в себя повышение квалификации педагогов (оказание им методической помощи, углубление методических знаний, совершенствование практических умений, подбор педагогической литературы для самообразования, оформление дидактических пособий) [1, с.163].

Участие в педсовете на тему: «Использование различных игр в экологическом образовании младших дошкольников» поможет педагогам вспомнить виды игр и их роль, в экологическом образовании детей; методы и формы экологического образования детей.

Мастер-класс по обмену опыта на тему: «Руководство разными видами игр в работе с младшими дошкольниками» поможет педагогам вспомнить об особенностях руководства дидактической, сюжетно-ролевой и подвижной игрой младших дошкольников. Педагоги смогут продемонстрировать разные игры природоведческого содержания: подвижные игры («Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «У медведя во бору»); имитационные игры («Зайчата», «Бельчата», «Медвежата», «Ежата»); дидактические игры «Дикие и домашние животные», «Помоги малышу найти маму», «Покорми животное» и др.).

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности входит работа по созданию и улучшению развивающей предметно — пространственной среды группы ДОО, при этом нужно учитывать ФГОС ДО, в котором в разделе требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано, что РППС должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной [8, с.21–23].

Воспитателями проводится работа по усовершенствованию РППС группы. В зоне познавательного развития подбирается наглядный материал: плакаты («Птичий двор», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы»), картинки из серии: «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Лесные жители», «Насекомые», фотографии различных животных.

В игровой зоне, подбираются игрушки — животные (наборы диких и домашних животных, набор животных жарких стран), настольно-печатные игры по ознакомлению детей с животным миром («Зоолото», игры из серии: «Действия животных»: «Кто летает?», «Кто ползает?», «Кто плавает?» пазлы и др.); подбирается художественная литература о животных (Б. Житков: «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался», С. Я.Маршак: «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), и др.), в театральном уголке подбираются наборы для театра по сказкам «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др. Содержательная и насыщенная среда группы будет способствовать расширению представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, включающая в себя разнообразные методические мероприятия воспитательно — образовательного процесса, применяемая в ДОО поможет расширить представления о животных у детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно — методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.
  2. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно — методическое пособие / В. А. Зебзеева. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 288 с.
  3. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — Электронный ресурс:http://www.twirpx.com/file/490834/ (дата обращения: 25.03.17).
  4. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 144 с.
  5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  6. Соломенникова, О. А. К вопросу об использовании педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ / О. А. Соломенникова // сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — 2012.
  7. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, — 2014. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование представлений, животное, младший дошкольный возраст, ребенок, игровая деятельность, игра, педагогическая технология, работа, экологическое образование детей, рыбка.

Похожие статьи

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий. Большое внимание уделено игровым обучающим ситуациям.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Игровые технологии в экологическом воспитании детей... ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие, животное, природа, дошкольное образование, игровое обучение.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа, жизнь растений.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Формирование представлений о животных у детей младшего...

младший дошкольный возраст, животное, ребенок, природа, экологическое образование, экологическое воспитание, художественная литература, младшая группа, дошкольный возраст, Николаев.

Формирование экологических знаний у детей старшего...

Цельюпедагогической деятельности являетсяформирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Система образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения у...

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного... Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников.

Похожие статьи

Игровые технологии в экологическом воспитании детей...

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий. Большое внимание уделено игровым обучающим ситуациям.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Игровые технологии в экологическом воспитании детей... ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, игрушка, ситуация, занятие, животное, природа, дошкольное образование, игровое обучение.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа, жизнь растений.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Формирование представлений о животных у детей младшего...

младший дошкольный возраст, животное, ребенок, природа, экологическое образование, экологическое воспитание, художественная литература, младшая группа, дошкольный возраст, Николаев.

Формирование экологических знаний у детей старшего...

Цельюпедагогической деятельности являетсяформирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Система образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения у...

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного... Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников.

Задать вопрос