Теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Копытова, Е. А. Теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. А. Копытова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/347/77805/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации. Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации является актуальной, что подтверждается рядом положений.

Ключевые слова : молодой педагог, адаптация, специалист.

Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации является актуальной, что подтверждается рядом положений.

В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 279-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) дошкольное образование впервые стало первым уровнем общего образования.

Одна из задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, — разработка и реализация комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками [4].

Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, ставит следующие задачи: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций, и формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими. Реализация национального проекта «Образование» направлена на обеспечение доступного качественного образования. Однако качество также зависит от финансирования образования. К концу 2024 года в рамках федерального проекта, действующего в рамках нацпроекта «Образование», 70 % учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы [2]. Данные мероприятия направлены на материальную поддержку молодых педагогов, повышение престижа педагогической профессии.

По данным Минпросвещения в 2019 году количество молодых педагогов составляет меньше 6 % от всех работающих в образовательных организациях: только 5,9 % от всех работающих в образовательных организациях, это 1 млн 354 тыс. человек моложе 29 лет.

В российском обществе сложился четкий образ педагога — это женщина лет сорока, обязательно строгая внешне, и обязательно высшее педагогическое образование. Родители относятся к молодому педагогу скептически, считая его бесхарактерным, неопытным. Такой педагог, по мнению многих родителей, не сможет поддерживать дисциплину в группе, классе. Также одно из сомнений родителей, что у молодого специалиста нет опыта подачи материала. Однако такие педагоги более открыты к инновационным технологиям, у них не пропал интерес к своей сфере деятельности. Обучение и воспитание детей должно проходить в сотрудничестве педагога и родителей, но, к сожалению, в современном обществе такая модель редко когда реализуется. Родители знают свои права, но совершенно забывают о своих обязанностях. В то время как от педагога требуют лишь исполнять обязанности, забыв о том, что у него тоже эти самые права имеются.

Несмотря на программу по обновлению кадров, всероссийские данные свидетельствуют о том, что молодые педагоги, получившие квалификацию «воспитатель детского сада» по специальности «Дошкольное образование», не идут работать в дошкольные образовательные организации. Причинами могут быть следующие: неумение применять теоретические знания на практике, слабая мотивация, низкая заработная плата.

Множество научных исследований посвящено проблеме профессионального становления молодых педагогов в дошкольной сфере. Проблеме профессионального становления молодых и начинающих педагогов в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. [3]. По мнению данных авторов, вхождение в профессию молодых педагогов дошкольной организации отличается большой напряжённостью. От того, как пройдёт период вхождения в профессию, будет зависеть останется ли он работать в сфере дошкольного образования [3].

Молодые педагоги, которые сейчас чаще всего приходят работать в дошкольные образовательные организации, — это специалисты со средним профессиональным образованием, прошедшие программу профессиональной переподготовки по направлению «Дошкольное образование». Также многие образовательные организации предлагают дистанционное (заочное) обучение с получением диплома о среднем профессиональном образовании. Теоретические знания, полученные в ходе такого обучения, слабо подкреплены практическими умениями. Также хочется отметить, что особенность работы начинающих педагогов не отличается от работы педагогов со стажем, они несут ту же ответственность, имеют те же должностные обязанности, и отвечают за жизнь и здоровье своих воспитанников. Многие молодые специалисты боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями [5].

Рассмотрим противоречия, определяющие проблему:

  1. Достаточно большое количество исследований проблемы становления молодого специалиста и отсутствие на практике результата данных исследований в конкретной образовательной организации.
  2. Многочисленные исследования посвящены проблеме становления молодого специалиста в целом, но без учета специфики организации (ДОО).
  3. Требования к качеству работы молодого специалиста и недостаточная психологическая готовность выпускника в связи с молодым возрастом.
  4. Большое количество теоретических знаний, приобретенных в ходе получения дистанционного (заочного) обучения, и неумение применять их в практической деятельности с детьми.

В своей работе мы рассматриваем создание модели сопровождения молодого специалиста, которая в конечном итоге будет содействовать профессиональному становлению молодого специалиста. Содержание работы зависит от следующего:

— имеется ли педагогическое образование по направлению «Дошкольное образование» либо только программа профессиональной переподготовки,

— имеют ли опыт практической работы с детьми;

— каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.

В зависимости от этого будут выбраны формы и методы работы с молодыми педагогами.

Новизна нашей деятельности предполагает использование с молодыми педагогами как распространённых форм работы, таких как наставничество, консультации, семинары, коллективные просмотры, так и новых форм работы. К инновационным современным формам сопровождения молодых специалистов можно отнести коучинг и Тайм-менеджмент [3].

Все выше сказанное обусловило выбор темы исследования:

«Исследование проблем становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации»

Цель исследования: исследовать причины и способы преодоления проблем становления молодого специалиста.

Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи:

  1. На основании теоретического анализа и нормативно-правовых документов определить существующие подходы к изучению проблем становления молодого специалиста;
  2. Изучить особенности становления молодого специалиста в условиях ДОО;
  3. Выявить основные проблемы становления молодого специалиста в условиях ДОО;
  4. Создать модель сопровождения молодого специалиста в условиях ДОО.

Научная новизна исследования будет состоять в том, что мы определим, изучим особенности становления молодого специалиста в условиях ДОО, создадим модель сопровождения молодого специалиста в конкретной образовательной организации.

Литература:

  1. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2017–1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 08.01.2021).
  3. Пономарёва Л. И. Тьюторское сопровождение молодых педагогов как инновационный компонент процесса управления дошкольной образовательной организацией // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 57–4. — с.174–178.
  4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 08.01.2021).
  5. Черданцева Е. В. Организация работы с молодыми педагогами в муниципальной системе образования // Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. –2015 –с. 3–7.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, проблема становления, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, педагог, Российская Федерация, молодой педагог, национальный проект, образовательная организация, профессиональная переподготовка.


Похожие статьи

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров...

Качество подготовки и переподготовки педагогов является одной из задач образовательной политики государства, поскольку профессиональная грамотность

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе.

Современные проблемы молодого специалиста дошкольного...

Библиографическое описание: Кошелева, А. А. Современные проблемы молодого специалиста дошкольного образовательного

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, детский сад, дошкольное учреждение, интерактивная...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

Система по адаптации молодых педагогов плавно перетекает в систему по развитию профессиональных качеств молодого специалиста. Данная система включает в себя ряд последовательно реализуемых этапов деятельности. Помощь в осознании своих проблем, что...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

А педагог — это главный субъект модернизации образовательного процесса и

Сегодня, на разных уровнях поднимается вопрос о работе в детских садах молодых специалистов. Существует проблема того, как привлечь в детские сады грамотных молодых педагогов и...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

дошкольное образование, педагогическая мобильность, профессиональная мобильность педагогов, профессиональная мобильность воспитателей...

Современный педагог ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова:воспитание, дошкольный возраст, качества, педагог дошкольной организации, профессиональные умения, инновационные технологии, культура. Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом на...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по...

Таким образом, дошкольное образование, переходя на новый качественный уровень, и

Таким образом, молодому педагогу для успешной реализации федерального проекта «Успех

дошкольное образование, образовательная деятельность, Российская Федерация.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Похожие статьи

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров...

Качество подготовки и переподготовки педагогов является одной из задач образовательной политики государства, поскольку профессиональная грамотность

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе.

Современные проблемы молодого специалиста дошкольного...

Библиографическое описание: Кошелева, А. А. Современные проблемы молодого специалиста дошкольного образовательного

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, детский сад, дошкольное учреждение, интерактивная...

Система управления построением карьеры молодых педагогов...

Система по адаптации молодых педагогов плавно перетекает в систему по развитию профессиональных качеств молодого специалиста. Данная система включает в себя ряд последовательно реализуемых этапов деятельности. Помощь в осознании своих проблем, что...

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

А педагог — это главный субъект модернизации образовательного процесса и

Сегодня, на разных уровнях поднимается вопрос о работе в детских садах молодых специалистов. Существует проблема того, как привлечь в детские сады грамотных молодых педагогов и...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения.

дошкольное образование, педагогическая мобильность, профессиональная мобильность педагогов, профессиональная мобильность воспитателей...

Современный педагог ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова:воспитание, дошкольный возраст, качества, педагог дошкольной организации, профессиональные умения, инновационные технологии, культура. Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом на...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по...

Таким образом, дошкольное образование, переходя на новый качественный уровень, и

Таким образом, молодому педагогу для успешной реализации федерального проекта «Успех

дошкольное образование, образовательная деятельность, Российская Федерация.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая, профессиональное становление, молодой

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Задать вопрос