Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Пантелеева Н. Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3866/ (дата обращения: 18.09.2019).



В статье поднимается вопрос подготовки будущих специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, а также их переподготовкой в процессе педагогической деятельности — это требование времени, которые предъявляет практика дошкольного образования к специалисту: непрерывный профессиональный рост, повышение культурного уровня и развитие самосознания. Качество подготовки и переподготовки педагогов является одной из задач образовательной политики государства, поскольку профессиональная грамотность выступает как составляющая педагогической позиции.

Ключевые слова: государственная политика в области образования, дошкольный возраст, подготовка будущих специалистов, профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовка педагогов.

He article raises the question of training future professionals to work with children of preschool age and their training in teaching is the demand of time, which makes the practice of preschool education specialist: continuous professional growth, cultural development and the development of identity. The quality of training and retraining of teachers is one of the objectives of the educational policy of the state, as professional literacy acts as a component of teaching positions.

Key words: state policy in the field of education, pre-school age, the training of future specialists, professional growth, advanced training and retraining of teachers.

В системе дошкольного образования в последние годы наблюдаются существенные изменения, влияющие на характер труда современных педагогов и специалистов детского сада, назрела необходимость в высококвалифицированных профессионалах, компетентных в психолого-педагогических проблемах детства. Современный детский сад — уникальная образовательная организация нового типа, непохожая на детские сады десятилетней давности. Меняются условия социальной среды, растут требования к детскому саду и профессиональной деятельности педагогов, возникают новые педагогические задачи в связи с обновлением содержания, принципов построения образовательного процесса, вариативности методов и форм работы с детьми — все это меняет характер труда педагогов и специалистов ДОО, ведет к пересмотру позиций профессии педагога, а именно: освоению современных психолого-педагогических технологий и внедрению инновационных идей в практику дошкольного образования. Встает необходимость подготовки педагогических кадров, умеющих адаптироваться к быстро меняющемуся миру, их готовности к трансформациям, самостоятельным и ответственным действиям, чтобы повысить качество дошкольного образования. Успех определяется, насколько сам педагог готов к изменениям, что оказывает существенное влияние на содержание его педагогической деятельности. Сегодня становится очевидным, что достижение целей образования во многом зависит от личностного потенциала, самосознания и творческого подхода к педагогической деятельности кадров, позволяющие осуществлять подлинное диалогическое развивающее обучение с детьми. Таким образом, профессия педагога детей дошкольного возраста становится все более сложной, характеризуется высоким уровнем мобильности, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры.

В системе образования России особое место занимает профессиональное образование, которое обеспечивает подготовку педагогических кадров по овладению деятельностью с учетом современных социально- экономических ситуаций. Становление профессионализма происходит в процессе обучения в средних и высших образовательных организациях, а формирование будущего специалиста по работе с дошкольниками начинается с изучения ряда предметов, предусмотренных ФГОС высшего психолого-педагогического образования, чтобы обеспечить эффективность выполнения педагогической деятельности. Мы понимаем профессиональное образование педагога детского сада как широкую разностороннюю деятельность, а введение в педагогическую профессию — важным компонентом обучения специалистов, т. к. предметом воспитания является маленький человек и его развитие, поэтому необходимо уметь создавать условия для организации целостного педагогического процесса, чтобы развитие ребенка осуществлялось в вариативном пространстве форм, средств и способов деятельности. Результатом подготовки педагогов к своей профессиональной деятельности является: уровень мотивации, готовность к переменам в педагогической среде — перестройке своей деятельности с изменениями в законодательстве дошкольного образования, расширением образовательных услуг, способностью осваивать новые компетенции, умение решать педагогические задачи на основе рефлексии, а не по стереотипу. Итак, подготовка педагогов и их саморазвитие является одной из важных задач образовательной политики государства, поскольку профессиональная грамотность выступает значимым личностным качеством, которое обеспечивает успешность воспитанников в течение всей последующей жизни и связана с многоуровневой подготовкой педагогических кадров дошкольного профиля для системы дошкольного образования.

Динамичные изменения в различных сферах жизни современного общества требуют высокой социальной и профессиональной мобильности, готовности к непрерывному образованию и саморазвитию — это ключевой фактор достижений цели дошкольного образования. Педагог детского сада выполняет две социальные функции: адаптивную, приспособление к современным требованиям образования, гуманистическую — вся деятельность подчинена интересам ребенка, его разностороннему развитию, формированию базиса культуры личности. Считаем, что первым шагом в повышении эффективной деятельности ДОО является кадровая политика руководителя для успешной реализации образовательной программы — это отбор кандидатов на педагогическую должность, т. к. в профессию по разным социальным мотивам идут работать люди далекие от выполнения трудовых функций педагога и непонимания своей роли в жизни детей. На данном этапе существует кризис кадровой политики в области дошкольного образования: прием педагогов на работу в детский сад ограничивается только наличием документов о педагогическом образовании, в большинстве случаев это «корочки» прохождения дистанционных курсов. А как же теоретические основы познания профессии? Это не способствует положительным результатам в профессии, надо проводить качественное собеседование на знание возрастных особенностей детей, разнообразных методик осуществления педагогической деятельности и др. Можно провести следующие процедуры, например: диагностику по личностным качествам, развернутое поведенческое интервью, умение ориентироваться в новой обстановке; вопросы, связанные с содержанием работы, отношением к детям, своим обязанностям, ответственность, инициативность, умение преодолевать трудности, готовность к сотрудничеству и др. Полагаем, что диагностическое собеседование окажет существенную помощь в подборе педагогических кадров, чтобы не было случайных людей в профессии, т. к. человеческий фактор значим в педагогической деятельности. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что эффективность педагогической работы зависит не только от уставов и программ, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать эмоционально насыщенной, привлекательной и обучающей [6]. Следовательно, профессионализм педагогических кадров — самый важный компонент образовательной системы, реализация остальных компонентов зависит от человеческого ресурса.

На современном этапе повышается роль профессионализма, профессионализм (из словаря) — качества личности, соответствующие профессиональным требованиям, способность к компетентному выполнению трудовых функций, уровень мастерства в определенном виде занятий [4]. Большое место в профессиональной деятельности педагога занимает педагогическое творчество и понимается, как эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, чтобы проектировать и корректировать развитие ребенка. Профессия педагог требует педагогического мастерства, из всех ресурсов именно в человеческом потенциале скрывается наибольший резерв для повышения эффективности и качества работы образовательной организации. Это означает, чем больше усилий и внимания будет потрачено на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, чем эффективнее будет организовано их обучение, тем качественнее педагог будет выполнять свои профессиональные задачи.

Построение системы профессиональной подготовки и повышения квалификации — это повышение профессиональной культуры и творческой самостоятельности. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации за государством обязательно признано «обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования» [2]. Вместе с тем, в соответствии с законом «Об образовании» ответственность за уровень квалификации педагогических кадров лежит на образовательной организации [3]. Но опыт дошкольной практики удостоверяет, что аттестация педагогов на профессиональное соответствие осуществляется 1 раз в 5 лет — это длительный срок и характеризуется сбором документом и прохождением курсов, которые завершаются написанием письменной работы, а не практическим показом применения полученных знаний. А как на самом деле происходит профессиональный рост, по формально собранным «бумагам» определяется профпригодность? Полагаем, что необходимо оценивать уровень профессионализма педагогов комплексно на основе показателей динамики развития детей, степени активности родителей в решении воспитательно-образовательных задач. Существующая модель повышения квалификации данную стратегическую задачу решить не может, ее необходимо кардинально менять. Сегодня необходимо изменить само отношение к проблеме повышения квалификации педагогов, т. е. педагогам необходимо постоянно осваивать практические умения по применению теоретических знаний в связи с обновлением законодательства, появлением новинок методической литературы, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение профессии.

Для обновления системы повышения квалификации необходимо проводить обучение на базе дошкольной организации, в их образовательной среде с привлечением ученых-преподавателей и педагогов-практиков высшей категории, чтобы другие педагоги могли увидеть и испытать себя в разных вариантах преобразования образовательных услуг. Это пространство реальных возможностей по расширению собственного потенциала выбранной профессии с проведением рефлексивных практикумов, диалогического общения, психологических тренингов, ролевых игр, развивая межличностные отношения. Это целенаправленная работа с педагогами по гармонизации профессионального сознания и поведения, формирование целостного единства теоретической и практической готовности, т. к. только знаниевый подход не обеспечивает понимание происходящих изменений. Можно включить конкурсное движение профессионального мастерства, на котором демонстрируется вариативное применение теоретических знаний в работе с детьми и родителями (мастер-классы, культурные практики и др.). Педагоги детских садов постоянно испытывают трудности по применению педагогических технологий, чтобы помочь ребенку войти в социальный мир — это взаимодействие с детьми, личностно-ориентированный подход к ним, организация разных видов детской деятельности в развивающей среде и многое др. Можно восстановить забытую традицию наставничества, как важный метод обучения персонала, совершенствование образовательного процесса, что обеспечит эффективность педагогической работы: помощь со стороны давно работающих сотрудников, появление команды профессионалов. Сегодня возможности повышения квалификации педагогов ДОО широки, а формы их активизации различны для совершенствования профессионального мастерства. Успешное профессиональное развитие специалистов достигается за счет сочетания различных форм работы.

В законе «Об образовании» говорится «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные формы, обеспечивающие высокое качество образования». Направленность на качество образования означает и качество профессионализма педагога, совокупность профессионально значимых качеств: уметь анализировать педагогическую деятельность, создавать развивающую предметно-пространственную среду, интегрировать разные виды детской деятельности в образовательном пространстве детского сада и многое другое для перехода ДОО в новое результативное состояние.

Педагог для ребенка — значимая личность, на него ложится ответственность за полноценное его становление. Следовательно, рядом с дошкольником должен находиться педагог, постоянно совершенствующий свои знания, овладевающий прогрессивными педагогическими технологиями в решении задач целостного непрерывного развития, воспитания и обучения ребенка, улучшающий профессиональный опыт и личностные качества. Постоянное развитие педагога — ключевой фактор успеха ребенка в будущем, а повышение личностно-профессиональной позиции обеспечивает ориентацию на ценности развития личности ребенка — это залог успешной самореализации его в будущем.

Авторитет системы дошкольного образования складывается усилиями многих людей, хочется пожелать, чтобы в детских садах работали люди, преданные детям и дошкольному делу.

Литература:

  1. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования /Управление ДОУ. 2007 -№ 1.С.8–14.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс].- URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 27.11.2018).
  3. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. -352с.
  4. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. и др.- М.: Айрис-пресс. 2005. — 400с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].-URL: http: //www. consultant. ru/ document /cons_ doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 27.11.2018).
  6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии в 2 т.- М.: ФАИР — ПРЕСС, 2004. — 576с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс].- URL https: //rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 27.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, педагогическая деятельность, повышение квалификации, ребенок, педагог, дошкольный возраст, детская деятельность, образовательная организация, образовательный процесс.

Ключевые слова

профессиональный рост, дошкольный возраст, государственная политика в области образования, подготовка будущих специалистов, повышение квалификации и переподготовка педагогов

Похожие статьи

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения

методическая работа, детский сад, педагог, Методический клуб, дошкольное образование, профессиональная деятельность...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие...

Организация социального партнерства дошкольной...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

Для решения проблем организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» было обучено 5...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО.

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

Проблема подготовки ребенка к школе в детском саду касается и нравственного воспитания дошкольников и первоклассников, готовности их к

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в школу показывают, что в детских...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном...

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок...

детский сад, образовательный процесс, проектная деятельность, дошкольное образование, совместная работа, развитие детей, педагог, ожидаемый продукт, дополнительное образование, Формирование. Похожие статьи.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

образовательный процесс, детский сад, методическое сопровождение, образовательная деятельность, методическая работа, дошкольное образование, активное участие, образовательная организация...

Похожие статьи

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения

методическая работа, детский сад, педагог, Методический клуб, дошкольное образование, профессиональная деятельность...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие...

Организация социального партнерства дошкольной...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

Для решения проблем организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» было обучено 5...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО.

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

Проблема подготовки ребенка к школе в детском саду касается и нравственного воспитания дошкольников и первоклассников, готовности их к

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в школу показывают, что в детских...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном...

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок...

детский сад, образовательный процесс, проектная деятельность, дошкольное образование, совместная работа, развитие детей, педагог, ожидаемый продукт, дополнительное образование, Формирование. Похожие статьи.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

образовательный процесс, детский сад, методическое сопровождение, образовательная деятельность, методическая работа, дошкольное образование, активное участие, образовательная организация...

Задать вопрос