Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности
В. А. Сухомлинский
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Дети удивительно активны и любознательны, они просто как губка впитывают в себя любую информацию и все, что происходит вокруг. Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятных условия для развития ребенка, при этом необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Для успешного освоения программы мы систематически ведем работу по обогащению и обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группе, разработке дидактических игр и пособий. Ведь всем известно, что игра — один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Во время игры ребенок, сам того не замечая, развивается. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Изготовленное нами дидактические пособие «Домашние животные и счет» помогает нашим воспитанникам правильно развиваться. Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать данное пособие можно педагогам и родителям в индивидуальной и в групповой работе по формированию элементарных математических представлений с детьми в возрасте 5–7 лет.
Целью данного пособия является создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Пособие состоит из игрового поля и фигур домашних животных, изготовленных из экологически чистого материала — фетра, пластиковых крышечек с цифрами и кубика-фишки.
На первый взгляд можно решить, что данное пособие как книга, но как только книга открывается, пособие превращается в яркое красочное игровое поле.
Игровое поле пособия «Домашние животные и счет» включает в себя 11 дидактических игр: «Угадай, какое число пропущено?», «Сложи, отними», «Реши правильно», игра-ходилка «Кто быстрее?», «Составь задачку», «Найди соседей», «Числовые домики», «Математическая гусеница», «Собери часики», «Сосчитай-ка», «Чей малыш?».
Эти дидактические игры в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут упрощаться и усложняться.
Воспитатель в игровой форме загадывает загадки о животных, фигуры которых представлены в игровом поле. В свою очередь, ребенок, отгадав ее, узнает какое животное отправляется в путешествие с ним по игровому полю и будет помогать ребенку выполнить то или иное задание. Если ребенок справляется с заданием, выполняется переход к следующей игре, если возникнут сложности, воспитатель предлагает облегченный вариант. Во время выполнения заданий, ребенок использует числовые крышечки, фишки и кубик с числами.
В процессе игр, которые представлены в пособии, дошкольники изучают и закрепляют счет в прямом и обратном порядке в пределах 10, учат и закрепляют образы цифр, сопоставляют их соответствие числу предметов, упражняются в нахождении места цифр в числовом ряду, находят последующее и предыдущее число, закрепляют количественный и порядковый счет, состав чисел от 2 до 10, сравнивают числа, закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, насекомых. Пособие способствует умению детей составлять задачи, находить условие, вопрос, решение и ответ задачи, упражнять дошкольников в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти, обогащать и активизировать словарный запас, развивать мелкую моторику, воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам). Пособие содержит в себе дидактическую игру на знакомство с часами, изучение и углубление знаний детей о времени.
Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого.