Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности
Автор: Трофименко Юлия Владимировна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 13.09.2016
Статья просмотрена: 1650 раз
Библиографическое описание:
Трофименко, Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности / Ю. В. Трофименко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1235/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игровой метод обучения дошкольников имеет широкие возможности в силу своего многообразия. «Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности» [6]. Большой популярностью у педагогов для знакомства детей с математикой пользуются дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию. Дидактические игры могут быть предметными, настольно-печатными, словесными. С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания. «Дидактические игры способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления дошкольников. Это разновидность обучающих игр. Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели» [6].
Различные виды дидактических игр активно применяются в дошкольных учреждениях как самый простой и доступный способ интеллектуального развития детей, в том числе и математического. «Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения — образовательную, воспитательную и развивающую» [10].
Подвижные игры, свойственные детям любого возраста, также широко используются в обучении. Под влиянием подвижной игры происходит усвоение самых разнообразных знаний, умений и навыков. «Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества» [2].
При использовании игры, как средства обучения, применяют различные игровые приемы. Таковых приемов существует бесконечное множество. Все зависит от творческого воображения педагога. Чаще всего используют группы различных приемов для сохранения детского внимания к игре.
По словам С. А. Козловой, «важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания. К игровым приемам относят загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций» [3].
Выбор тех или иных приемов зависит от возраста детей, уровня их развития, поставленной педагогической задачи, существующих условий для организации игры, степени методической подготовки педагога. Определяющим фактором можно назвать личность педагога, способного не только организовать интересную игру, но и вовлечь в нее каждого ребенка.
Н. О. Пичугина писала: «Чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участников» [6]. Для работы с дошкольниками выработалась определенная система игровых приемов, помогающих разнообразить обучающий процесс и добиться определенных математических знаний у детей.
«Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка» [10].
По словам Е. В. Михеевой, «логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания. Например, сказок «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)» [5].
Знакомство детей с элементами математики происходит уже в возрасте 3–4 лет. В это время идет подготовка детей к усвоению счета. Детей знакомят с понятиями «один — много», «больше — меньше», «равно — не равно». Понятие о множестве готовит предпосылки к понятию сути чисел и операций с ними. В 4–5 лет детей начинают знакомить с числами в пределах 10 и элементарным действиям с ними. Формируются понятия о порядковом и количественном счете. В этот же период дети знакомятся и цифрами.
«Параллельно с показом образования числа детей продолжают знакомить с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, образованным тем или иным количеством предметов, воспитатель рассматривает изображенные цифры, анализируя его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами, дети производят образные сравнения (единица, как солдатик, восемь похожа на снеговика и т. д.)» [7].
Для знакомства с каждым из математических элементов используются те или иные игровые приемы. Большей частью, построенные на модели повседневной жизни ребенка. При обучении дошкольников с числами и цифрами используют наглядно-действенные приемы, приближенные к реальной действительности, что позволяет детям быстрее проникнуться в образ и сориентироваться в своих действиях (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры). Разнообразный дидактический материал можно подготовить самому или воспользоваться многочисленными профессионально выполненными пособиями. Рассмотрим методику использования некоторых из них.
При знакомстве с множеством можно использовать следующие приемы:
а) прием внезапного появления игрушек. Появление в группе новых игрушек сразу привлекает внимания детей. Пользуясь сосредоточением внимания на игрушках, педагог обращается к детям с вопросами: «Сколько здесь игрушек? Сколько здесь мишек, кукол, машин?». Обычные ответы детей: «Один или много». К пониманию множества добавляют различия предметов по форме, размеру, количеству. Педагог: «Каких машин больше — больших или маленьких?», «Каких кубиков меньше — красных или зеленых?» Так у детей развивается ощущение количества. Визуальное восприятие детей корректируется педагогом, с акцентом на правильность рассуждений.
б) выполнение педагогом игровых действий. Этот прием используется для подбора различных картинок, складывания игрушек, имитации действий или движений в соответствии с поставленной задачей. Каждое действие сопровождается поясняющей речью педагога. Педагог становится партнером детей в игре, вовлекая их в свои действия. Например, педагог превращается в уточку, которая потеряла своих утят. Дети помогают ей найти и собрать утиное семейство. Дети нашли «много» утят, но не найден еще «один». У детей формируются понятия «один, еще один, будет много».
При знакомстве с числами классическая методика обучения дошкольников ориентирует на постепенное построение числового ряда через прибавление единицы к предыдущему числу. Сначала дети усваивают счет до 5, с регулярным повторением и закреплением, до появления устойчивого навыка. Этому помогают детские считалки, дидактические карточки с кружочками, счетные палочки, собственные пальцы. Одновременно с понятием числа полезно вводить понятие цифры, как символ обозначения числа.
Образцом действия всегда выступает педагог. Педагог выполняет действие, проговаривая его последовательность. Затем предлагает это же сделать детям. Так у детей вырабатывается основной алгоритм действий, подражая которому они начинают действовать сами [8].
«При формировании элементарных математических представлений обычно используется серия вопросов, начиная от боле простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предметов, результатов практических действий [9]. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца воспитателем или выполнения задания ребёнком».
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление. Всякое действие, слово педагога воспринимается лучше, если дети могут это увидеть и потрогать. Научить детей счету будет легче, если во время игры нужно постоянно пересчитывать предметы, сравнивать их количество.
На любом уровне обучения счету можно использовать игры-раскраски. Познакомив детей с очередным числом, полезно закрепить полученное знание через раскрашивание странички с изображением предметов и соответствующей цифрой.
«Умение считать подразумевает знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества и умение соблюдать правила счета [1].
Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием «вслух».
При этом используют:
а) дидактические карточки. Дидактическая карточка может иметь изображение изучаемой цифры и данное число рисунков предметов или кружочков. Рисунки и кружочки можно предложить детям раскрасить для лучшего сохранения в памяти соотношения числа и цифры. Каждая карточка знакомит с одним числом. По мере изучения чисел, число карточек увеличивается. Всякий раз «вслух» пересчитывая предметы, закрепляется навык счета.
б) подвижные игры. В большинстве подвижных играх используется счет. Даже если вначале счет не соотносится с количеством предметов, то запоминается порядок числительных. Например, играя в жмурки, дети традиционно произносят: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». В дальнейшем, в подвижные игры вносят элементы заданного количества чисел, счета количественного и порядкового.
в) создание игровой ситуации. Прием создания игровой ситуации можно использовать в любых условиях: в помещении, на прогулке, при проведении праздников и т. д. Он направлен на развитие у детей задатков поисковой деятельности. Мотивацией игровой ситуации обычно становится оказание помощи кому-либо в решении возникших проблем. Например, поможем белке найти и сосчитать своих бельчат, которые разбежались по лесу.
г) загадки. Загадывать загадки можно в любое время. Например, во время ручного труда, занимаясь вырезанием деталей для аппликации, уместно детям загадать загадку, содержащую число: «Два кольца, два конца, посередине — гвоздик. (Ножницы)». С одной стороны, дети слышат числительное слово и привыкают к нему, соотнося его к определенному образу. С другой стороны, имеет место комплексный подход к развитию и обучению. Через загадывание загадок дети учатся осознавать наличие связей между явлениями и предметами, познают ранее неизвестные способы применения чисел и их сочетание.
д) соревнование. Соревнование как игровая ситуация больше подходит для старших дошкольников, уже имеющими счетные навыки. В организации соревновательных игр проводится закрепление приобретенных знаний, отрабатывается навык математических операций с числами. Любое соревнование учит детей оценивать свои возможности, увлекает их своим интересом к достижению победы.
е) настольные игры. Настольные игры могут быть различными. Это и математическое лото, и «маршрутные игры» с фишками и кубиком, и другие. Математическое лото представляет собой карточки с рядами нескольких рисунков, численностью до десятка. Педагог показывает и произносит цифру. Задача детей — найти на своей карточке изображение рисунка с числом предметов произнесенной педагогом цифры и накрыть его фишкой.
«Маршрутные игры» проводятся с помощью кубика и фишек. Дети для участия в таких играх уже знакомы с числами и цифрами до 6 и могут с помощью фишек перемещаться по заданному маршруту. В таких играх хорошо закрепляются навыки элементарного счета, развивается самостоятельный мыслительный процесс.
Словесные игры хорошо развивают мышление ребенка, учат выстраивать логическую цепочку, высказывать собственное суждение. «При формировании элементарных математических представлений обычно используется серия вопросов, начиная от боле простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предметов, результатов практических действий, т. е. констатирующих факты, до более сложных, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца воспитателем или выполнения задания ребёнком [4].
Игровые упражнения, направленные за закрепление полученных знаний, полезно проводить в любом месте и по любому поводу. Во время прогулки с детьми можно считать опавшие листочки, плоды, цветы, птичек, камешки, дома и т. д. В помещении можно поупражняться в раскладывании палочек по количеству окон в комнате, количеству столиков или стульчиков.
Организация любых дидактических игр требует от педагога продуманной подготовки, определения четкой цели в достижении планируемого результата.
Литература:
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2007. № 4.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: «Академия», 2004.
- Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Юнити Дана, 2008.
- Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика, 2012. № 1.
- Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. http://bookz.ru/authors/nadejda-pi4ugina/do6kol_n_680/page-18-do6kol_n_680.html.
- Сай М. К., Удальцова Е. И. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 2009.
- Трофименко Ю. В., Пузина М. С. К вопросу о формировании устных вычислительных навыков младших школьников // Наука XXI века: теория, практика и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Издательство: ООО «Омега Сайнс». Уфа, 2015.
- Тихоненко А. В., Трофименко Ю. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Начальная школа, 2007. № 4.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под редакцией Столяра А. А. http://mirknig.com.