Модернизация материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.01.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Янсон, М. М. Модернизация материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / М. М. Янсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77412/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье рассматриваются вопросы совершенствования материально-технической базы государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Детально разобраны составляющие материально-технического комплекса. Сформулированы ожидаемые результаты реализации Федеральной программы развития образования.

Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, оснащение, финансирование.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].

На сегодняшний день все более актуальным становится вопрос повышения качества начального, основного общего и среднего общего образования посредством модернизации материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (далее — образовательные учреждения), привидения ее в соответствие с современными требованиями, увеличение значения образования, как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества [2].

Создание информационно-образовательной среды нередко становилось предметом целого ряда исследований (М. И. Башмаков, С. Г. Григорьев, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, С. Н. Поздняков, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. П. Тряпицына и др.). Авторы расходятся во мнении и предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры образовательной среды. Тем не менее, во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и преподаватели, объектами — средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты — это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности (мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т. д.).

Существуют и другие (функциональные) подходы к определению содержания компонентов образовательной среды (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.), когда выделяются: субъекты среды, источники учебной информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также наполнение (учебное и методическое содержание) образовательной среды.

В настоящее время уделяется большое внимание модернизации материально-технической базы образовательных учреждений. Ежегодно в этих целях выделяются средства из бюджета Санкт-Петербурга, а также реализуются инвестиционные проекты. К сожалению, средства выделяются не в полном объеме и не обеспечивают существующую потребность.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования является одной из основных проблем в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на 1/4. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.

Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса.

Образовательные учреждения испытывают большой дефицит в площадях. Здания и сооружения образовательных учреждений построены в разные периоды, более 30 % расположены в плотно сложившейся исторической застройке Санкт-Петербурга и построены до революции. Они плохо приспособлены для проведения учебного процесса и находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, чаще всего такие здания не соответствуют современным требованиям пожарной безопасности. Привидение таких зданий в соответствие с требованиями возможно только в рамках проведения реконструкции и/или капитального ремонта с заменой инженерных сетей, оборудования. Но в последние годы средства на ремонтные работы образовательным учреждениям выделялись не в полном объеме.

В прошлые десятилетия нехватка образовательных учреждений компенсировалась за счет строительства новых зданий и помещений. Кроме того, для обеспечения необходимого количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, при планировании и застройке территории Санкт-Петербурга, в настоящее время предусматривается обязательная социальная нагрузка в виде строительства социальных объектов за счет застройщиков.

Материально-техническую базу образовательных учреждений можно оценить по следующим результатам:

– уровень обеспеченности оборудованием, учебно-методической и художественной литературой;

– соответствие санитарно-гигиеническим тpебованиям тепло-, водо-, электроснабжения, канализации, уровню оснащенности средствами пожарной безопасности и антитеррористической защищённости, состоянием зданий и помещений, а также благоустройству терpиторий.

Кроме того, образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве оперативного управления зданий, сооружений, имущества и оборудования, находящегося на балансе учреждения, и другого имущества.

Развитие материально-технической базы государственного образовательного учреждения осуществляется непосредственно образовательным учреждением в пределах выделенного финансирования и иных средств. Руководитель образовательного учреждения сам определяет приоритетные направления распределения имеющихся средств для успешной организации учебного процесса и несет персональную ответственность за это.

Исполнительные органы государственной власти обязаны оказывать содействие подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и модернизации имеющейся материально-технической базы [3].

Материально-техническая база образовательного учреждения представляет собой совокупность взаимосвязанных составных частей. Этот комплекс включает: помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; специальная аппаратура для подачи информации, оформление школы и кабинетов.

Уровень обеспечения образовательного учреждения материальной базой оказывает существенное влияние не только на качество обучения, но и на здоровье учащихся [4]. Поэтому он должен соответствовать строгим современным требованиям, разработанным санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другими органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность в сфере образования.

Составляющие материально-технического комплекса условно можно разбить на четыре крупных модуля:

  1. учебно-наглядные средства и пособия;
  2. современная учебная техника;
  3. технические средства административно-хозяйственной части управления образовательным учреждением;
  4. специализированная мебель и организационная техника.

Современное обучение уже не представляется без использования электронных пособий, обучающих и моделирующих программ, аудио материалов и фильмов, печатных плакатов, таблиц и транспарантов, учебных моделей и натуральных объектов. Все это составляет первый модуль учебно-наглядных средств.

Второй модуль «современная учебная техника» состоит из двух крупных блоков: учебное оборудование и технические средства обучения.

Учебное оборудование классифицируется по видам учебного эксперимента: демонстрационное и лабораторное.

Технические средства административно-хозяйственной части управления образовательным учреждением — включает:

– инженерные системы коммуникации (водоснабжение, водоотведение, слаботочные системы);

– средства систем внутреннего и внешнего теле- и радиовещания (городского уличного оповещения);

– технические средства для проведения культурно-массовых и воспитательных мероприятий;

– система видеонаблюдения;

– системы экстренного оповещения и эвакуации людей на объекте, автоматической пожарной и охранной сигнализации;

– система контроля и управления доступом;

– организация физической охраны на объекте сотрудниками частных охранных предприятий, имеющих лицензию на право оказания охранных услуг, а также сотрудниками войск национальной Гвардии Российской Федерации.

Четвертый модуль — специализированная учебная мебель и организационная техника — включает: учебно-лабораторные столы и стулья, шкафы для хранения средств обучения, аудиторные доски, множительную полиграфическую технику и т. п.

Модернизируя материально-техническую базу образовательных учреждений по модулям, можно значительно повысить уровень образования и степень оснащенности учреждения. Для реализации данной цели в частности и успешного развития системы образования в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса была разработана Федеральная программа развития образования (далее — Программа).

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

– обновление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

– обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы;

– увеличение числа отремонтированных и хорошо оснащенных зданий и помещений образовательных учреждений;

– разработка, производство и внедрение перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;

– повышение уровня обеспечения образовательных учреждений и их научных организаций учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;

– модернизация и дооснащение материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;

– развитие материально-технической базы предприятий, осуществляющих производство учебной, научной и технической продукции, мебели, строительных материалов, а также подрядных организаций, осуществляющих ремонт и строительство зданий и сооружений, закрепленных за образовательными учреждениями;

– расширение возможностей финансирования образования за счет привлечения инвестиционных денежных средств, а также денежных средств из не запрещенных законом источников.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Болотов, В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. — 2005. — № 1.
  3. Назаров В. Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. — М.: 2006.
  4. Панасюк В. П., Головичер Г. В. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. СПб, 2007.
  5. Самотый Р. С., Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий // Научные и технические библиотеки. — 2011. — N 9.
  6. Электронная библиотека Гумер (Гуманитарные науки) [Электронный источник]: https://www.gumer.info/
Основные термины (генерируются автоматически): материально-техническая база, образовательное учреждение, учреждение, средство, образовательная среда, учебная деятельность, учебное оборудование, учебный процесс, материальная база, Российская Федерация.


Задать вопрос