Особенности учебно-методического обеспечения в колледже | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 3507 раз

Библиографическое описание:

Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 538-539. — URL https://moluch.ru/archive/77/13124/ (дата обращения: 23.10.2018).

 

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

 

Основным инструментом организации образовательного процесса является учебно-методическое обеспечение, которое непосредственно отражает как способы построения учебного процесса, так и дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению.

Основная цель учебно-методического обеспечения — создание условий для реализации требований ФГОС посредством предоставления, обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы. [1, с 3–4]

Учебно-методическое обеспечение позволяет:

1.                  систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;

2.                  повысить эффективность и качество учебных занятий;

3.                  сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся и выпускников.

Одной из приоритетных задач системы среднего профессионального образования является создание условий для роста и развития личности в образовательном процессе. От того на сколько специалист адаптирован к трудностям, глобальным изменениям в экономике и на рынке труда, стоек к конкурентоспособности, будет зависеть возможность его дальнейшее трудоустройства. Это обусловливается наличием таких факторов, как качественное овладение профессиональными и специальными знаниями, развитием творческих и познавательных способностей, расширением кругозора, улучшением поведения учащихся.

Опираясь на компетенции учащихся, закрепленные Федеральным государственным образовательным стандартом, среднее профессиональное образование пересматривает организацию образовательного процесса, формирование учебно-методического обеспечения, содержание образование, основанных, в первую очередь, на требованиях работодателей и рынка труда.

Обязательный показатель соответствия содержания и качества подготовки, обучающихся и выпускников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов — стопроцентная обеспеченность всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией. Таким образом, нормативно определена роль учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, как неотъемлемого условия, определяющего содержание и качество подготовки. [2]

Формирование оптимального учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже весьма сложная и трудоемкая задача. К основным факторам, влияющим на формирование содержания УМО, относятся:

1.                  Наличие нормативной и учебно-методической документации, в соответствии с ФГОС.

2.                  Квалификация педагогического персонала. Энтузиазм, готовность к нововведениям.

3.                  Материально-техническая база образовательного учреждения.

4.                  Использование инновационных методов в обучении.

5.                  Уровень научно-технического процесса.

6.                  Наличие качественных учебников по общетехническому и профессиональному циклу.

7.                  Наличие комплексного дидактического материала, который позволяет учащемуся достигать требуемого уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков;

8.                  Обеспечение образовательного процесса по каждой дисциплине и различным видам практик.

9.                  Разнообразие и комплексность.

10.              Соответствие документации вариативным образовательным программам.

11.              Наличие объективных методов контроля качества организации образовательного процесса со стороны администрации и педагогов.

12.              Разработка учебно-методических комплексов для всех видов учебной деятельности учащихся. Наряду с этим, необходимо знание исходных понятий и сущности учебно-методического комплекса дисциплины, его состава, структуры, содержания, требований к разработке, технологий и методик проектирования, так как именно УМК является одной из важных составляющих УМО.

Одним из необходимых условий решения поставленных задач является обновление содержания профессионального образования, в связи, с чем актуализируется проблема определения источников, механизмов, способов и условий его обновления. Общепризнанным становится утверждение, что искомый результат реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, соответствующий новой системе показателей качества образования, должен обеспечиваться новым поколением учебно-методического обеспечения образовательного процесса. [3, с.129–132]

В качестве основных показателей в области проектирования и разработки УМО следует выделить:

1.                  участие в разработке методического обеспечения;

2.                  особенности мотивации преподавателя в процессе проектирования;

3.                  наличие определенной структуры и содержание образования.

Важным является решение задачи разработки методики проектирования и создания учебно-методической обеспечения для специальных технических дисциплин, а именно выработка способов, позволяющих практически реализовать потенциал теории учебной литературы при ее разработке с обеспечением высоких показателей качества образования. [4]

К сожалению, современные научно-педагогические исследования редко учитываются при проектировании УМО, качество преподавания снижается, образовательный процесс становится не продуктивным.

Основополагающие условия при проектировании учебно-методического обеспечения:

1.                  владение необходимыми знаниями в области современной дидактики,

2.                  умение вести научно-методическую и учебно-методическую работы,

3.                  наличие систематики учебных и воспитательных задач,

4.                  умение грамотно, как письменно, так и устно, изложить предметный материал,

5.                  наличие адекватной системы оценки и контроля знаний.

6.                  соответствие ФГОС учебно-методических и обучающих разработок преподавателей.

Успешное решение профессионально-значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни. [5]

Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения. Чем качественнее сформировано УМО, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.

 

Литература:

 

1.                  Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования / [Текст]: сост. В. В. Майер [др.]. — Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012. — 88 с.

2.                  Приказ Рособрнадзора РФ от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования».

3.                  Саадуев М. С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе [Текст] / М. С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 129–132.

4.                  Кишкель, Е. Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2003.

5.                  Зимина, О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. — М.: Изд-во МЭИ, 2003. — 336 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебно-методическое обеспечение, профессиональное образование, знание, учебно-методическая документация, создание условий, рынок труда, образовательное учреждение, качество подготовки, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Специалисты, призванные осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательных программ — дефицит, как в

Первый шаг предусматривает определение условий и качества организации учебно-методического обеспечения учреждения.

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Образовательный процесс можно рассматривать как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания). Останавливаясь на важнейшей проблеме обеспечения качественной подготовки будущего выпускника, мы отмечаем, что цель работы нашего учебного заведения...

О некоторых аспектах проблемы обновления...

высшая школа, учебно-методическая литература, учебно-методическое обеспечение, учебная литература, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

В условиях их среднего образования научно-методическое обеспечение включает государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных дисциплин; программы учебной...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Проектирование содержания общеобразовательных предметов...

Поэтому, согласно Закона РФ «Об образовании» (ст.20, п.2): «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Специалисты, призванные осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательных программ — дефицит, как в

Первый шаг предусматривает определение условий и качества организации учебно-методического обеспечения учреждения.

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Образовательный процесс можно рассматривать как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания). Останавливаясь на важнейшей проблеме обеспечения качественной подготовки будущего выпускника, мы отмечаем, что цель работы нашего учебного заведения...

О некоторых аспектах проблемы обновления...

высшая школа, учебно-методическая литература, учебно-методическое обеспечение, учебная литература, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

В условиях их среднего образования научно-методическое обеспечение включает государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных дисциплин; программы учебной...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная школа, образовательный процесс, условие повышения качества, профессиональная деятельность, повышение качества...

Проектирование содержания общеобразовательных предметов...

Поэтому, согласно Закона РФ «Об образовании» (ст.20, п.2): «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего...

Задать вопрос