Источники финансирования модернизации материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Янсон, М. М. Источники финансирования модернизации материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / М. М. Янсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 288-292. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77406/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассматриваются различные источники финансирования совершенствования материально-технической базы государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Приведен сравнительный анализ финансирования образовательных учреждений за 3 года.

Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, финансирование, бюджет.

В современном мире с каждым годом возрастает значение дошкольного, среднего общего и основного (полного) общего образования как одного из важнейших факторов, определяющих создание нового качества экономики и общества. Финансирование и инвестиции в современное образование оказывают непосредственное влияние не только на формирование индивида, но и общества в целом.

Теоретические и практические вопросы, связанные с особенностями финансирования государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, являются важным направлением в современной финансовой науке.

Специфика финансирования государственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации и за рубежом отражена в работах отечественных ученых А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Е. Н. Жильцова, Е. Д. Цыреновой, Ю. С. Алферова, Р. И. Капелюшникова, Т. О. Разумовой, И. Г. Телешовой, В. П. Щетинина, Н. А. Хроменкова, Б. С. Рябущкина, И. П. Скобелева, а также зарубежных — А. Ван Хехта

Проблемы совершенствования механизма финансирования государственных бюджетных образовательных учреждений рассмотрены в трудах П. Д. Шимко, В. Ю. Кричевского, А. И. Галагана, О. Г. Голиченко, В. И. Ерошина, Я. В. Кузьминова, Т. Л. Клячко, М. Л. Левицкого, И. А. Рождественской и Т. Н. Шевченко.

В государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях (далее — ГБОУ)деятельность руководителя направлена на полное требуемое обеспечение ГБОУ необходимыми ресурсами, качество обучения и образования, влияющих на социальную адаптацию учащихся.

При реализации ГБОУ образовательных программ применяются различные методики образовательного процесса, вводится использование современных технологий, но финансирование таких ГБОУ не влечет за собой увеличения норматива финансирования.

Современные технологии включают в себя использование компьютерной техники, лабораторных установок, техническое оборудование кабинетов и т. д., которые требуют дополнительного сверхнормативного финансирования вследствие высокой стоимости. Учитывая, что федеральные нормативы финансирования ГБОУ, устанавливаемые федеральным законом, являются минимально допустимыми, ГБОУ, применяющие современные технологии в образовательных программах, вынуждены искать дополнительные источники финансирования или внедрять современное оборудование постепенно по мере выделения финансирования.

Финансирование ГБОУ за счет бюджетных средств, какой норматив установлен на ГБОУ, реализующие ту или иную образовательную программу, каков фонд развития системы образования в целом — принятие решения по данным вопросам находится в компетенции Правительства Российской Федерации, Правительства субъектов Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные бюджетные общеобразовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг.

Одним из важнейших источников финансирования так же являются денежные средства, полученные за счет инвестирования. Привлечение денежных средств со стороны, как физических, так и юридических лиц не влечет за собой изменение нормативов выделения бюджетных средств.

Кроме того, для обеспечения необходимого количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, при планировании и застройке территории Санкт-Петербурга, в настоящее время предусматривается обязательная социальная нагрузка в виде строительства социальных объектов за счет застройщиков, реализующих свои проекты на территории Санкт-Петербурга. Данное условие позволяет существенно увеличить поток инвестиционных средств, направленных на улучшение образовательной среды.

Независимо от образовательных программ и государственных образовательных стандартов ГБОУ вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги такие как репетиторство, специальные курсы и циклы дисциплин, занятие с учениками углубленным изучением предметов и другими услугами.

Так же ГБОУ имеют право на получение дохода от сдачи помещений и оборудования в аренду.

Модернизация материально-технической базы ГБОУ осуществляется не только через закупку современного оборудования, наполнения (учебное и методическое содержание) образовaтельной сpеды, но так же и через создание безопасных условий обучающихся (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям тепло-, водо-, электроснабжения, устройства канализации, уровня оснащенности средствами пожарной безопасности и антитеррористической защищённости, техническим состоянием зданий и помещений, а так же благоустройством территории).

В данной статье финансирование ГБОУ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга рассмотрено на примере ГБОУ, расположенных на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Данные ГБОУ находятся в ведении исполнительного органа государственной власти — администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, который и является для них главным распорядителем бюджетных средств.

Практически все ГБОУ находятся на обслуживании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга». СПб ГКУ «ЦБ администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» строит свои отношения с ГБОУ на основании договоров на бухгалтерское обслуживание. Учреждения образования, состоящие на самостоятельном балансе, передают в централизованные бухгалтерии отчетность в рамках договоров.

Сеть государственных бюджетных образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга включает 81 учреждение, которые расположены в 127 зданиях и сооружениях, и состоит из:

– Государственные бюджетные общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, Центры образования) — 33;

– Государственные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (детские сады) — 43;

– Государственные бюджетные учреждения дополнительного образования (дома творчества, центр психолого-педагогического сопровождения, центр технического творчества, информационно-методический центр) — 5.

Важно заметить, что в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга ГБОУ испытывают большой дефицит в площадях. Здания и сооружения ГБОУ построены в конце 18 века и начале 19 века, расположены в плотно сложившейся исторической застройке Санкт-Петербурга (рис. 1). Они плохо приспособлены для проведения учебного процесса и находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Кроме того, чаще всего такие здания не соответствуют современным требованиям пожарной безопасности. Привидение таких зданий в соответствие с требованиями возможно только в рамках проведения реконструкции и/или капитального ремонта с заменой инженерных сетей и конструкций.

Административная схема Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Рис. 1. Административная схема Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Большинство зданий ГБОУ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга являются признанными памятниками культурного наследия, что затрудняет процесс разработки и согласования проектно-сметной документации на выполнение ремонтных работ. Помимо стандартных обязательных согласований, необходимо пройти этап согласования проектно-сметной документации в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Также необходимым условием для начала выполнения каких-либо работ в таких зданиях, является получение заключения историко-культурной экспертизы.

В связи с этим, в первую очередь ГБОУ необходимо получить финансирование на разработку проектно-сметной документации по выполнению историко-культурной экспертизы, что может растягивать процесс ремонта этих учреждений на годы. Данные затраты также можно причислить к тем, что направлены на модернизацию материально-технической базы ГБОУ.

В качестве анализа финансирования ГБОУ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предлагается рассмотреть статистику исполнения выделенного финансирования ГБОУ, подведомственных администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (табл. 1). Результаты анализа представлены в графической форме на рисунке 2.

Таблица 1

Сведения о ходе исполнения бюджетного финансирования

п/п

Тип образовательного учреждения

Выделенное финансирование, тыс. руб

2017

2018

2019

1

ГБДОУ

1 158 649,60

1 303 338,30

1 609 386,60

2

ГБОУ

2 044 627,20

2 121 834,20

2 468 867,60

3

ГБУ ДО

321 161,10

348 016,50

410 701,30

Итого;

3 524 437,90

3 773 189,00

4 488 955,50

Самыми значительными затратами ГБОУ являются затраты на выполнение работ по капительному ремонту зданий и сооружений ГБОУ. В настоящих условиях соотношения выделенного финансирования в соответствии с требуемым, за год удается закрыть на капитальный ремонт только 2–3 учреждения. При этом сроки, в которые ремонт может быть реализован зависят от типа образовательного учреждения: детский сад — 1 год, школа — 2–3 года, учреждение дополнительного образования — 3 года.

Так, например, за 2019 год на капитальный ремонт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 255 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (Фонарный переулок, д. 4, лит. А) и Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома творчества «Измайловский» (Рижский пр., д. 27, лит. А) израсходовано 108 млн. руб.

На подготовку ГБОУ к новому 2019/2020 учебному году и отопительному сезону, а также поддержание зданий ГБОУ в надлежащем состоянии (текущий ремонт ГБОУ) израсходовано 117 млн. руб.

На 17 млн. руб. закуплено технологическое оборудование для пищеблоков дошкольных учреждений, на 23 млн. руб. — книги и учебная литература.

Приоритетным направлением финансирования 2019 года стало обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности ГБОУ в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08 2019 № 1006 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”. На эти цели было израсходовано 118 млн. руб.

Сведения о ходе исполнения бюджетного финансирования

Рис. 2. Сведения о ходе исполнения бюджетного финансирования

В связи с тем, что бюджет Санкт-Петербурга формируется на три тогда (следующий от текущего и плановый период на два года вперед) ГБОУ необходимо представлять в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, в данном случае в отдел образования Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, документы, подтверждающие потребность ГБОУ в финансировании той или иной целевой статьи, на весь период формирования бюджета.

Ежегодно отдел образования администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга составляет Адресные программы расходования бюджетных средств по каждой целевой статье на основании сметной документации, предоставленной ГБОУ, кроме статей расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В данные Адресные программы включается 100 %-я потребность ГБОУ. Утвержденные руководителем исполнительного органа государственной власти — главным распорядителем бюджетных средств, Адресные программы совместно с подтверждающими сметными расчетами направляются в Комитет Финансов Санкт-Петербурга для рассмотрения.

Из года в год, объем выделенных бюджетных средств не удовлетворяет запрошенную потребность в полном объеме, таким образом, ГБОУ получают около 40 % необходимого финансирования. В связи с этим, ежегодно формируются уточненные Адресные программы, которые направляются в Комитет Финансов Санкт-Петербурга для выделения дополнительной потребности.

Нормативная основа для составления сметы доходов и расходов бюджетных средств ГБОУ задается положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также законами о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным, субъекта федерации и муниципальным — в зависимости от основного источника финансирования образовательного учреждения).

Как документ, смета составляется образовательным учреждением на текущий финансовый год и утверждается в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, из которого финансируется основная деятельность учреждения. Действие утвержденных смет доходов и расходов прекращается 31 декабря того года, на который они были составлены.

Сложность получения ГБОУ финансирования из бюджетных средств Санкт-Петербурга заключатся в том, что если запрошенная потребность не удовлетворена в текущем году, проектно-сметная документация устаревает и требует внесения изменений с соответствии с изменениями действующего законодательства и финансовых показателей.

Подводя итоги можно сделать вывод, что в экономически развитых странах финансирование образовательных организаций осуществляется за счет платы учащихся за образовательные услуги, за счет средств бюджета, инвестирования и других источников.

В условиях бюджетной экономии, свойственной сегодня большинству стран, идет реформирование и модернизация систем финансирования образования, направленные на поиск наиболее эффективных моделей и механизмов осуществления этого процесса. В России это введение нормативного бюджетного финансирования и предоставление хозяйственной самостоятельности ГБОУ.

Большинство экономистов сходятся во мнении, что важно найти рациональное соотношение государственных и частных источников финансирования системы общего образования [6].

Анализ существующих взглядов на данную проблему позволяет углубиться в вопросы организационно-финансовых аспектов формирования рынка дополнительных платных образовательных услуг и сделать следующий вывод [4,5].

В сложившихся условиях необходимо значительное изменение распределения оплаты обучения между государством и предприятием — потребителем будущего специалиста, а также средствами семьи, что позволит выявить истинную ценность общего образования и педагогического труда.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Баркалов С. А., Бурков В. Н., Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике // Москва: ИПУ РАН, 2000
  3. Болотов, В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. — 2005. — № 1.
  4. Демиденко Э. С., Перспективы образования в меняющемся мире // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 80–87.
  5. Клячко Т. Л., Образование как ресурс социально-экономического развития // Месяц, семестр, год: 2002
  6. Назаров В. Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. — М.: 2006.
  7. Панасюк В. П., Головичер Г. В. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. СПб, 2007.
  8. Электронная библиотека Гумер (Гуманитарные науки) [Электронный источник]: https://www.gumer.info/
Основные термины (генерируются автоматически): Адмиралтейский район Санкт-Петербурга, Российская Федерация, образовательное учреждение, учреждение, материально-техническая база, проектно-сметная документация, средство, главный распорядитель, исполнительный орган, капитальный ремонт.


Задать вопрос