В данной статье был построен образ идеальной семьи типичного московского студента, проанализировано реальное состояние родительских семей студентов ВУЗов Москвы в сравнении с идеальным образом их репродуктивной семьи. Особое внимание уделено изучению особенностей представлений студентов об образе идеальной семьи и связи между характеристиками родительской семьи студентов и их образом идеальной семьи.
Ключевые слова: образ идеальной семьи, родительская семья, репродуктивная семья, студенческая молодежь.
Современные реалии ставят перед нами необходимость изучения состояния семьи и поисков возможностей поддержания её адекватного сегодняшним общественным и индивидуальным потребностям функционирования. Происходит разрыв между семейными и брачными отношениями, меняется «центр тяжести» семейных функций, упрощаются ценностно-семейные установки, что отражается в увеличении количества разводов (611436 случаев за 2017 год) [6] и неполных семей (30 % на 2012 год) [4], при этом стремительно падает количество браков (1,3 млн. в 2011 году и 1 млн. в 2017) [6]. Семья уже не может сама себя обеспечить и нуждается в помощи государства, растёт доля несовершеннолетних детей, растущих в малоимущих семьях (18,5 % от доли всех несовершеннолетних детей в 2015 году, когда в 2012 их было 17,6 %) [7].
Отметим также и социально-демографическую группу, выбранную для изучения, а именно студенческую молодежь Москвы. Прежде всего стоит упомянуть, что Москва, как столица, является городом с наиболее современными и быстро развивающимися условиями жизни и представлениями об этой жизни. Так, очевидно, что московская молодежь будет иметь свои, отличительные от молодежи менее развитых районов России, черты, касательно представлений об образе семьи, наиболее приближенные к современному состоянию института семьи в развитых странах. Более того, обращая внимание на то, что студенты являются той частью молодежи, которая наиболее активно занята продвижением в профессиональной сфере, очевидным является и тот факт, что их семейные ценности и установки будут сосуществовать с их профессиональными целями и, вероятно, видоизменяться под их давлением. Тем более с учетом того факта, что на данный момент сильно растет средний возраст вступления в брак (20–24 года в 1990 году и 25–29 лет в 2016 году) [7]. Заключим актуальность тем, что именно современная молодежь будет определять будущий вид института семьи.
Таким образом, целью нашего исследования будет изучение особенностей представлений студенческой молодежи высших учебных заведений города Москвы об образе идеальной семьи в сравнении с реальным состоянием их родительских семей.
Изучая образ семьи, нам необходимо понять какие семейные типы и формы могут встречаться, какие функции у нее есть. Таким образом мы сможем определить какая именно семья представляется идеальной для московских студентов. Так, в основу данного исследования легли типологии семейных структур и функций Астаховой и Агасарян [2, с. 29], Антонова [1, с. 69], Мацковского [5, с. 43], которые наиболее полно описывают спектр вариаций института семьи. Путем анализа данных типологий, мы построили следующую структуру, по которой, в дальнейшем, мы и будем строить образ идеальной и реальной семьи московских студентов:
- Форма семьи :
1.1. Нуклеарная семья (семья, состоящая из родителей с детьми);
1.2. Расширенная семья (семья, состоящая из нескольких поколений);
- Размер семьи — величина семьи, количество ее членов;
- Семейный микроклимат — своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами;
- Функции семьи — базисные потребности, которые удовлетворяет семья:
4.1. Воспитательная (социализация молодого поколения);
4.2. Репродуктивная (биологическое воспроизводство общества);
4.3. Эмоциональная (эмоциональная стабилизация индивида в семье, психологическая защита и поддержка);
4.4. Социально-статусная (предоставление определенного статуса членам семьи, социальное продвижение);
4.5. Хозяйственно-бытовая (ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, социальное продвижение);
- Материальное положение — семейный бюджет;
- Жилищные условия — совокупность показателей, характеризующих местоположение, величину жилой площади на человека, степень благоустройства жилья;
- Тип семьи :
7.1. По составу: полная (полное ядро семьи, в состав которого входят оба супруга) или неполная (семья, в которой отсутствует один из супругов);
7.2. По типу главенства: эгалитарная (семья, в которой оба родителя равны между собой) или авторитарная (отношения, где господствует один из супругов).
Говоря об идеальном образе, мы отметим Вебера и его понятие «идеальный тип». «Идеальный тип» строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов. При этом, Вебер утверждает, что идеал используется, в первую очередь, для сравнения и описания реальных событий и явлений [3, с. 195]. Именно поэтому, мы изучаем не только идеальный образ семьи, но и реальный.
Проведя выборочный online-опрос среди 390 студентов высших учебных заведений Москвы мужского и женского пола в возрасте от 17 до 24 лет по авторской методике в сентябре 2018 года с помощью ресурса webanketa, мы получили данные, которые позволили нам построить образы идеальной репродуктивной и реальной родительской семьи.
Начнем с наиболее распространенного образа родительской семьи студентов. Так, мы получаем следующий портрет: Родительская семья московского студента — это семья с двумя родителями (86 %), с которыми студент живет без старших родственников, его семья нуклеарная (75 %). У студента есть брат или сестра (50 %). Студент полагает, что его родители распределяют обязанности и принимают решения в равной степени (57 %), при этом данная семья может позволить себе все, кроме крупных покупок, таких как дом, машина и т.д (53 %). В семье достаточно близкие отношения, студент охотно делится проблемами со своими близкими и просит у них помощи, считая родителей своими друзьями.
Отдельно стоит отметить близость отношений внутри семьи и семейный микроклимат, как наиболее сложные характеристики для анализа. Так, мы видим, что большая часть студентов указали, что считают своих родителей — своими лучшими друзьями (40,3 %) и когда они сталкиваются с некими проблемами, прежде всего они просят помощи именно у семьи (54,1 %). Однако, достаточно противоречивым является тот факт, что большой процент студентов (40,8 %) не рассказывают своим родителям о своей личной жизни. Так, можно предположить, что студенты просят у родителей скорее материальной помощи, нежели психологической. Однако, так как процент студентов, которые все-таки рассказывают родителям о своей личной жизни также высок (43,8 %), и различие между ними статистически незначительно, мы не будем рассматривать данный аспект, так как он недостаточно репрезентативен. Близкий и позитивный микроклимат родительских семей московских студентов доказывает также и то, что большинству студентов (60,3 %) комфортно жить со своими родителями (см. табл. 1).
Таблица 1
Доминирующие отношения внутри родительских семей московских студентов
Согласны ли вы со следующими утверждениями? (%) |
Согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Мои родители — мои лучшие друзья. |
40,3 |
30,0 |
29,7 |
Если у меня проблемы, я прежде всего прошу помощи у своей семьи. |
54,1 |
28,5 |
17,4 |
Я люблю своих родителей, но не рассказываю им о своей жизни. |
40,8 |
43,8 |
15,4 |
Мне некомфортно жить со своими родителями. |
16,9 |
60,3 |
22,8 |
Таким образом, мы можем заключить, что отношения в родительских семьях московских студентов близки и комфортны, хотя и не доверительны на сто процентов. В основном, студентам именно комфортно жить с родителями, но они не готовы рассказывать им обо всех своих проблемах и секретах.
Более того, оценивая уровень близости отношений, мы приняли средний показатель по 10-балльной шкале, который составил 6,9. При этом большинство студентов (68 %) оценили близость отношений в их родительской семьи как выше среднего.
Дополняя оценку микроклимата внутри родительской семьи московских студентов, мы также использовали результаты нарративного интервью, проведенного по авторской методике в октябре 2018 года, для которого были отобраны 39 студентов, принявших участие в онлайн-опросе. Первое воспоминание о родительской семье у всех опрошенных студентов было положительным — чаще всего это совместное времяпрепровождение (51 %). Говоря об отрицательном воспоминании, студенты чаще всего говорили о внутрисемейных ссорах (30 %). Однако, данные результаты показывают не столько плохие отношения внутри семьи, так как ссоры и недопонимания встречаются в жизни любого человека, сколько важность поддержки хороших и близких отношений с родственниками.
Переходя к анализу образа идеальной репродуктивной семьи, мы для начала рассмотрим определим типы образов, которые мы выделили в исследовании. Так, в основу нашей типологии образов идеальной репродуктивной семьилегли особенности современной семьи, которые выделил Шнейдер, а именно то, что семья стала меньше по численности, уменьшилось число семей, где глава муж и увеличилось количество семей, в которых старшие и младшие поколения живут отдельно [8, с. 55]. Таким образом мы имеем три характеристики — размер, форма и тип главенства — по которым в нашем исследовании мы выделяем три типа:
- Традиционный (8 %) — патриархальный или матриархальный тип главенства, три и более детей, расширенная семья;
- Современный (54 %) — равноправие как тип главенства, без детей или один/два ребенка, нуклеарная семья;
- Смешанный (38 %) — невозможно определить, так как присутствуют характеристики обоих типов (чаще нуклеарная и равноправная, но с тремя и более детьми).
Так, наиболее популярным типом идеальной семьи среди студентов является современный тип и далее мы более подробно рассмотрим образ идеальной современной семьи.
Идеальная семья московского студента — это нуклеарная семья (85 %), где родители живут с двумя детьми (43 %). Оба родителя распределяют обязанности и принимают решения в равной степени (70 %). При этом данная семья может позволить себе все, кроме крупных покупок (см. рис. 1). В семье достаточно высокий уровень близости отношений, члены семьи поддерживают и уважают друг друга.
Рис. 1. Удовлетворенность материальным положением реальной родительской семьи московских студентов
Отдельно отметим, что характеристику материального положения идеальной семьи, мы рассмотрели через такой показатель, как удовлетворенность материальным положением родительской семьи. Так как более половины студентов удовлетворены (скорее + полностью) материальным положением своей семьи, можно сказать, что материальное положение типичного образа идеальной семьи московского студента совпадает с материальным положением типичной родительской семьи.
Рассматривая близость отношений в идеальной семье мы снова рассмотрели показатель удовлетворенности близостью отношений в родительских семьях московских студентов, однако получили достаточно противоречивые результаты — студенты практически в равных долях удовлетворены (38.5 %) и не удовлетворены (40,5 %) близостью отношений в своей семье. Но продолжая анализ, мы видим, что большинство студентов, которые не удовлетворены отношениями, оценили близость отношений в родительской семье как ниже среднего. Однако, достаточная часть студентов, у которых близость отношений в семье выше среднего также хотят, чтобы отношения в идеальной семье были еще ближе (см. табл. 1).
Таблица 1
Удовлетворенность близостью отношений в родительской семье
Близость в родительской семье. (%) |
Итого |
|||
Ниже среднего |
Выше среднего |
|||
Хотели бы Вы, чтобы отношения в Вашей будущей семье были более близкими, чем в родительской? |
Да |
55,6 |
33,3 |
40,5 |
Нет |
27,0 |
43,9 |
38,5 |
|
З/О |
17,5 |
22,7 |
21,0 |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Таким образом, мы видим, что студентам очень важно иметь близкие и доверительные отношения в идеальной репродуктивной семье. Более того, важность семьи и семейных отношений для студентов показывает тот факт, что большая часть респондентов считает семью — самым важным в жизни (62,8 %) и предпочли бы иметь счастливую семью, нежели успешную карьеру (57,6 %).
Так, согласно данным нарративного интервью, наиболее важными качествами идеальной репродуктивной семьи являются равноправие или равенство (20 %), взаимопонимание (17 %), уважение (10 %) и поддержка (8 %).
Рассматривая реальную родительскую семью как фактор формирования представлений об образе идеальной репродуктивной семьи, статистически значимая связь была выявлена у двух характеристик — количество детей в семье и тип главенства в семье:
– С увеличением количества детей в родительской, растет и желаемое количество детей в идеальной репродуктивной семье. Таким образом, студенты из многодетных семей исключают для себя вариант отсутствия детей в семье (0 %) и имеют наибольший процент желания создать многодетную семью (50,9 %). Более того, для студентов из семей с одним и двумя детьми более характерно желание завести двух детей (47,4 % и 43,8 % соответственно), когда для студентов, которые выросли в семьях с тремя и более детьми — троих (36,1 %).
– Студенты преимущественно выбирают тип главенства, к которому они относят свою родительскую семью. Особенно ярко это видно в семьях с патриархальным (51,6 % выбирают патриархат) и равноправным (88,0 % выбирают равноправие) типами главенства. Однако, студенты, которые растут в семье, где главенствует женщина, скорее хотели бы равноправную (69,3 %) или патриархальную (29,4 %) семью.
Теперь, обозначив образы идеальной репродуктивной и реальной родительской семьи, мы сравним эти образы. Структурировав результаты анализа, мы видим, что все основные характеристики родительской и репродуктивной семей совпали, что показывает высокую степень удовлетворенности родительской семьей московских студентов (см. табл. 3). Однако студенты не спешат называть свою семью идеальной. Судя по результатам интервью, основная причина такого расхождения — это то, что принято считать, что идеала не существует, он является некой утопией. Однако, несмотря на это, сознательно или нет, когда студентов просят рассказать об идеальной семье — они описывают свою родительскую семью.
Таблица 3
Сравнение идеального образа репродуктивной и реального состояния родительской семьи
Характеристики |
Образ идеальной репродуктивной семьи |
Реальное состояние родительской семьи |
Форма семьи |
Нуклеарная |
Нуклеарная |
Размер семьи |
Два ребенка |
Два ребенка |
Материальное положение семьи |
Может позволить себе все, кроме крупных покупок |
Может позволить себе все, кроме крупных покупок |
Тип семьи по главенству |
Равноправная |
Равноправная |
Тип семьи по составу |
Полная |
Полная |
Близость отношений |
Выше среднего |
Выше среднего |
Семейный микроклимат |
Комфорт |
Поддержка и уважение |
Тем не менее, то, казалось бы, незначительное различие в микроклимате репродуктивной и родительской семьи говорит о многом. В родительской семье студентам не хватает именно поддержки и уважения, которое они хотят в дальнейшем восполнить в своей собственной репродуктивной семье, чтобы приблизить ее к этому утопичному идеалу (см. табл. 3).
В заключение вернемся к основным выводам, изложенным в данной работе. Так, родительская семья и идеальная семья типичного московского студента — это полная, нуклеарная и равноправная семья с двумя детьми. Семья может позволить себе все, кроме крупных покупок. В родительской семье достаточно близкие и комфортные отношения, а все ссоры оставляют отрицательное воспоминание и волнуют. При этом в будущем, семья занимает важное место в жизни ее членов, между которыми достаточно близкие отношения. Члены идеальной семьи поддерживают друг друга и проводят много времени вместе. Связь между характеристиками родительской семьи и образом идеальной семьи присутствует, прежде всего, в таких аспектах, как количество детей в семье и тип главенства. Таким образом, между количеством детей в родительской и идеальной семье присутствует прямая связь (чем больше детей в родительской семье — тем больше желаемое количество детей в репродуктивной). Что касается типа главенства, то студенты предпочитают тот тип главенства, который был в их родительской семье, за исключением матриархата.
Данная работа также наталкивает на более глубокие выводы о базисных процессах социализации и становления человеческих ценностей и установок. Родительская семья имеет огромную значимость, как для каждого студента, так и для формирования его репродуктивной семьи. При этом несмотря на то, что студенты не всегда считают свою родительскую семью идеальной, в будущем они все же планируют и желают повторить то, что имеют сейчас, производя лишь небольшие видоизменения, чтобы приблизиться к утопичному идеалу.
Литература:
- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2012. — 640 с.
- Астахова Ю. Г., Агасарян М. В. Социология семьи. Липецк: Издательство Лгту, 2012. — 64 с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 347 с.
- Интернет-портал «Российской газеты». Режим доступа: https://rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html (дата обращения 23.10.18).
- Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. — 116 с.
- Федеральная служба государственной статистики. Демография. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 23.10.18).
- Федеральная служба государственной статистики. Материнство. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 02.11.18).
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.:Академический Проект; Екатерин бург: Деловая книга, 2006. — 768 с.