В настоящее время в современной России идут серьезные изменения семейной структуры, сходные с западными тенденциями. Сюда можно отнести проживание детей в неполных семьях (с одним из родителей); в семьях, где детей воспитывают бабушки и дедушки, при наличии родителей; растет число сводных семей и др. [3]. По переписи населения в 2010 г. семьи с обоими родителями составляли 69% всех семей с детьми до 18лет, материнские семьи - 26%, отцовские- 5%, причем данных о числе сводных семей не предоставлялось. Перспективы развития института семьи и родительства многие российские и зарубежные ученые рассматривают сквозь призму двух концепций - кризиса (упадка) и модернизации (пластичности) семьи [4]. Основной вопрос, который интересует социологов в этом контексте: как процесс трансформации брака влияет на благополучие детей [1].
В повседневной жизни, среди людей, профессионально связанных с детьми (воспитатели, учителя, преподаватели, полицейские, врачи и др.), в России до сих порраспространен стереотип, согласно которому детям из неполных семей свойственно больше проблем по сравнению с детьми из полных семей. Данный стереотип активно подпитывается средствами массовой информации и негативно сказывается на успешности развития личности ребенка из ненормативных и многодетных семей, где материальное неблагополучие приравнивается к неблагополучию в целом, что становится практической проблемой [2].
В рамках поставленной проблемы авторы провели социологическое исследование цель которого выявить динамику успеваемости студентов в различных типах родительских семей. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- Определить тип родительской семьи студентов;
- Изучить влияние социально - психологического климата в семье на успеваемость;
- Проанализировать влияние семейного бюджета на качество образования. Объектом исследования выступали 64 студента филиала ВГУЭС г. Артема, 1-3курсов, в возрасте 18-20лет, всех направлений подготовки.
Практически все студенты (96%) обучаются на бюджете, лишь 4% обучаются на платной основе.Исследование показало, что 30% респондентов являются единственным ребенком в семье, 46% имеютбрата/сестру и 24% проживают в многодетных семьях.
Рис.1- Количество детей в родительских семьях студентов филиала ВГУЭС.
При этом следует отметить, что успеваемость студентов из малодетных семей значительно выше, чем многодетных. Так на отлично и хорошо обучаются 62% студентов из малодетных семей против 30% из многодетных семей; на хорошо и удовлетворительно- 31%(60%); учатся с задолженностями по предметам – 7% (10%). Студенты из многодетных семейсчитают, что в их семьях присутствуют внешние факторы, отвлекающие от учебы (помощь родителям по хозяйству, в уходе за младшими членами семьи, необходимость подработки и т.д.). Большая часть наших студентов (58%) проживают с родителями, 14% – живут с ближайшими родственниками и 8% проживают самостоятельно.
Рис. 2 Местожительство студентов филиала ВГУЭС.
Если говорить о бюджете семьи, то большинство студентов (60%) измалообеспеченных семей, при чем на хорошо и удовлетворительно обучается 85%, на отлично 5% и учатся с долгами – 10%. При этом 30% студентов имеют временную работу и помогают родителям материально, 65% - не работают и 5% -работают постоянно. Среди работающих студентов 43% сессии сдают в срок и 57% - обучаются с задолженностями.
Изучая отношения в семье, 44% студентов назвали их благополучными, 26% считают,что они проживают в нормальных, устойчивых семьях, 14% говорят о том, что в семьях бывают проблемы(отсутствие жилья, или продолжительная болезнь одного из родителей,отсутствие средств на содержание семьи и др.). Конфликты, как правило, присутствуют во всех семьях, но явно выражены они в семьях 16% опрошенных студентов.
Рис. 3 Качество отношений в семье студентов филиала ВГУЭС
Немаловажную роль в успеваемости студентов играет контроль со стороны родителей. По мнению студентов - 38% родителей интересуются успехами своих детей; 36%студентов считают, что их родители никак не участвуют в процессе обучения и26%затрудняются ответить на этот вопрос.
Рис. 4 Анализ проявления родительского интереса за успеваемостью студента.
При этом 30% студентов считают, что родители помогают им в учебном процессе; 12%, студентов утверждают, что помощь происходит иногда; и 48% - учатся без помощиродителей.
Исследование показало, что 52% студентов, находящихся под контролем родителей обучаются на хорошо и отлично; 30% на хорошо и удовлетворительно и 18% учатся на удовлетворительно и с долгами.
В заключении можно сделать вывод что, большинство студентов (58%) живет с родителями и не работает (65%), а значит, зависит от родителей. Большая часть студентов(70%) проживает в благополучных и устойчивых семьях. Во многих семьях (52%) родителипроявляют интерес и помогают в учебном процессе своим детям, что дает свои результаты.
Литература:
- Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. — М.: Институтсоциологии РАН, 2010. — 184 с.
- Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей. – М.: СоцИс, 2011. – 99-108 с.
- Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIмеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — 253-255 с.
-
Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с. - Семья и воспитание // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/16/semya-i-vospitanie
- Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/14688