В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.
Ключевые слова: особенности самооценки, подростковый возраст, уровень притязаний, неполная семья, полная семья.
Среди отечественных и зарубежных ученых давно исследуется феномен самооценки с точки зрения психолого-педагогических наук. Современный образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности, на формирование у подростка представлений о себе и своих возможностях, умение объективно оценивать особенности своей личности. Сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст. Поэтому именно в этом возрасте требуется принятие мер по оптимизации самооценки личности.
Отечественный ученый Б. Г. Ананьев выделял многостороннюю и объемную характеристику самооценки как элемента самосознания, которое отображает отношение окружающих, которые представляют собой значимость в развитии конкретной личности. [1] Изменения происходят вследствие оценочных суждений учителей, сверстников, в ходе личностного кризиса, а также исходя из типа семейных отношений, отношения родителей и родственников. В рамках психолого-педагогического анализа А. В. Мудрик описывает семью и ее тип, как важнейший фактор такого процесса. Подростки из неполных семей, компенсируя дефицит эмоциональных контактов, вынуждены искать общение вне дома. [2] На семью, как основополагающий фактор личностного становления ребенка, указывают такие отечественные и зарубежные исследователи (Э. Арутюнянц, А. С. Спиваковская; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Е. А. Личко, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова и др.)
Воспитание в неполной семье сопряжено с рядом трудностей, с которыми в будущем сталкивается каждый родитель-одиночка. На это неоднократно указывали и будут еще указывать специалисты, занимающиеся проблемой неполных семей. Можно утверждать, что в неполной семье деформируется процесс воспитания. Чаще всего, матери (или отцы) вынуждены доказывать свою способность воспитания в одиночку. Дети из неполных семей нуждаются в признании группой сверстников. Они испытывают острое желание быть «как все». В таком случае подростки хотят иметь обоих родителей. Деформация воспитательного процесса и отсутствие одного родителя (чаще всего отца) является характерной особенностью неполной семьи. Авторы предполагают, что в связи с нарушением естественной среды воспитания, которая создается совместно матерью и отцом, неполная семья не может оказывать полноценное и гармоничное развитие, даже учитывая самые благоприятные условия.
В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что отличительным особенностями самооценки подростков из неполных семей являются: -
- Недооценка собственных возможностей.
- Низкий уровень притязаний.
Для подтверждения гипотезы было организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 человек. 25 подростков, воспитывающихся в полной и 25 подростков в неполной семьях.
Исследование самооценки подростков, воспитывающихся в полных семьях, приводит к выводу о том, что большинство (60 %) имеют высокие показатели уровня самооценки. Меньший процент испытуемых имеет средний и низкий уровень самооценки.
Рис. 1. Сравнительный анализ самооценки подростков
Особенностью результатов является то, что вне зависимости от структуры семьи, адекватный (средний) уровень самооценки был выявлен в наименьшем проценте случаев
Подростки, которые росли и воспитывались в неполной семье, имеют следующие особенности притязаний. Средние значения выявлены только по показателю «умелые руки», то есть, подростки удовлетворены своим результатом и не желают повышать свои прикладные навыки до высокого уровня. Остальные показатели у подростков оказались на достаточно высоком уровне, что говорит о том, что дети достаточно требовательны к себе и желают увидеть в перспективе идеальный образ себя, чем имеют. Большее значение уделено интеллекту и характеру, что означает желание обладать высоким интеллектом и довольствоваться сформированными чертами личности.
Для наглядности представляем уровень притязаний подростков обеих выборок на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня притязаний подростков
Выводы
По результатам диагностики и анализу данных было выявлено, что подростки из неполных семей имеют преимущественно низкий уровень самооценки, недооценивая собственные возможности и способности, в то время как подростки, воспитывающиеся в полной семье, имеют высокий уровень и склонны к преувеличению важности своей личности.
Что касается компонентов притязаний, то подростки из обеих выборок имеют высокие показатели по всем критериям, но при изучении разброса данных выяснилось, что дети из неполных семей завышают собственные ожидания и недостаточно довольны реальной ситуацией.
Анализ расхождения между уровнем самооценки и притязаний свидетельствует, что у подростков из полной семьи расхождения меньше, чем у подростков из неполной семьи, за исключением параметра характера.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М.: Академия, 2009. — 164 с.
- Прохорова Н. В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 8–2 (62). — С. 118–120.
- Тарасова Л. Е. Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка // Проблемы социальной психологии личности. [Электронный ресурс]: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30309.shtml.
- Целуйко В. М. Неполная семья: проблемы воспитания. — Волгоград.: Проект-М, 2010. — 198 с.