Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 1436 раз

Библиографическое описание:

Рябова, И. Х. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной семьи / И. Х. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50640/ (дата обращения: 23.12.2024).



Семья представляет собой отдельный маленький мир, особую социальную среду, в которой существуют свои нормы, правила и структура. Именно в семье ребенок воспринимает первые примеры для подражания, первую реакцию близких взрослых на собственные действия и поступки других людей, которые не может оценить в силу возраста и отсутствия социального и личного опыта. На сегодняшний день все больше ученых, педагогов, психологов сходятся во мнении, что все, что есть в человеке, идет из детства [2, 7]. Ребенок вырастает, а сформировавшиеся у него личностные качества, духовно-нравственные ценности, нормы поведения и морали остаются.

В целом, можно сказать, что семья — это малая группа и особый социально-культурный институт, который связывает людей между собой общим бытом и взаимной ответственностью. Семья — базовый фундамент общества, формирующий основные качества человека и вводящий его в мир социальных отношений [14]. Также семья представляет собой первый и главный институт воспитания, развития и социализации ребенка, так как именно в ней он проводит большую часть своей жизни. Именно в семье развивается характер и личность ребенка в целом [8].

По классическому определению, полной считается семья, в состав которой входят оба родителя и хотя бы один ребенок. И, соответственно, неполной можно назвать семью, в которую включен только один из родителей (чаще всего — мать) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

В настоящее время психологи и педагоги отмечают еще одну специфическую категорию неполных семей: это функционально неполные семьи, где у ребенка есть оба родителя, проживающих вместе, но в связи с различными обстоятельствами, например, карьерой, у родителей не хватает времени для воспитания собственных детей [12].

Чаще всего, неполная семья образуется в результате расторжения брака (или рождения ребенка вне брака), смерти одного из родителей или раздельного проживания родителей. В зависимости от того, кто из родителей живет с ребенком и воспитывает его, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. Естественно, материнские встречаются намного чаще.

Любые изменения и отклонения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании различных психологических качеств ребенка, в частности — его самооценки [4]. У детей из таких семей могут появляться самые различные сложности: состояние повышенной тревожности, утомляемости, проблемы со здоровьем и сном, лабильность настроения и как следствие — ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении со взрослыми и сверстниками и др.

Говоря о самооценке, для начала необходимо дать определение данному понятию. Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом себе в целом или отдельным своим качествам. В основе базового критерия оценивания выступают личностные смыслы индивида. Главными задачами самооценки являются регуляция и защита [11]. Ведущую роль в становлении самооценки ребенка играют оценки окружающих людей и собственные достижения.

Становление самоотношения и самооценки ребенка — процесс долгий и многоуровневый. Семья является первым местом формирования самооценки ребенка, которая складывается в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Самооценка ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность [9].

Активное влияние семьи на становление и формирование самооценки ребенка бесспорно признается педагогами и психологами. Проблемы семьи и семейного воспитания изучались и привлекали внимание уже с древнейших времен. В сочинениях Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо мы видим отношение к семье как фактору воспитания, оценку ее важной роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В нашей стране изучением данного вопроса занимались такие исследователи, как Н. И. Новиков, В. А. Сухомлинский, А. Н. Радищев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт и др. Особенности семьи, факторов семейного воспитания и специфику формирования самооценки ребенка в семье изучали Д. Н. Добрович, Ю. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, З. Матейчек и многие другие.

В силу своей простоты, наиболее популярным методом диагностики самооценки детей дошкольного возраста является методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [2], которая основана на субъективной оценке детьми ряда собственных личных характеристик: здоровья, способностей, характера и т. д. Детям предлагается на вертикальных линиях отметить уровень развития данных качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их и которому бы они хотели стремиться.

Изначально Рубинштейн предлагала в методике четыре обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но методика хороша тем, что при необходимости в шкалы можно добавить дополнительно интересующие анализируемые качества, например, удовлетворенность собой, авторитет у одноклассников, друзей и пр.

Синтезируя итоги различных исследователей, можно обозначить некоторые общие результаты определения уровней самооценки и притязаний у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей [3, 10]. В среднем, на выполнение данной методики уходило от 5 до 20 минут. Особые трудности испытывали младшие дошкольники 4,5–5 лет (в большинстве — из неполных семей), которые выполняли задание с большими паузами, часто меняя мнение и по нескольку раз переспрашивая у психолога-преподавателя все ли они делают правильно.

У детей из полных семей уровень самооценки, чаще всего, соответствует нормальному уровню, самооценка реалистичная и адекватная. По уровню притязаний у детей из полных семей отмечается оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором гармоничного личностного развития [15].

У дошкольников из неполных семей самооценка в основном находится на границе нормального и низкого уровней. Более низкие показатели чаще отмечаются у младших дошкольников, чьи родители развелись от нескольких месяцев до 1,5 лет назад. У таких детей заметна тенденция к неблагополучному развитию личности. В дальнейшем может сформироваться либо истинная глубокая неуверенность в себе как черта личности, либо внешнее полное отсутствие способностей и, как следствие, позволение не прилагать никаких усилий для решения каких-либо проблем и задач [4, 15]. Уровень притязаний у детей из неполных семей находится в рамках достаточно широкого интервала. Поэтому, условно можно выделить 2 подгруппы детей:

а) дети с заниженным уровнем притязаний, свидетельствующим о неблагоприятном личностном развитии. Чаще отмечается у старших дошкольников (6–7 лет);

б) дети с завышенным уровнем притязаний, у которых намечается тенденция к нереалистическому, некритическому отношению к собственным возможностям. В основном, это дети 4,5–5 лет, родители которых не так давно разведены. Возможно, в силу возраста они пока не могут объективно оценить пределы своих сил. И, находясь под воздействием стресса от недавнего развода родителей, отчасти стремятся к идеальному вымышленному миру.

В целом, можно говорить о том, что уровень самооценки дошкольников из неполных семей значительно ниже по сравнению со сверстниками из полных семей, а уровень притязаний зависит от возраста и давности развода родителей.

Также было замечено, что дети из неполных семей менее уверенно чувствуют себя в ходе исследования (особенно если развод родителей произошел менее полугода назад), часто сомневаются в правильности ответов, меняют решение (ответы), им требуется постоянная эмоциональная поддержка исследователя, подбадривание [6, 13].

На сегодняшний день развод родителей и распад семьи является острой проблемой современного общества как в нашей стране, так и за рубежом. Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье значительно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, часто имеющих место в неполных семьях, одинокие матери не могут одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции воспитания единолично [7, 16]. Такие условия жизни ребенка негативно влияют на его развитие в целом и формирование самооценки в частности.

Воспитание детей в неполной семье имеет ряд специфических особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей (чаще — отца), другому приходится единолично заниматься решением материальных и бытовых проблем семьи. И, кроме того, стараться восполнить нехватку воспитательного влияния отсутствующего родителя. Одновременно успевать решать все поставленные задачи сложно. Утрата одного из родителей провоцирует возникновение болезненных моральных переживаний, которые отрицательно влияют на микроклимат в семье. Большая часть неполных семей образуется в связи с уходом отца. В таких ситуациях матери сложно контролировать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и усталость часто бессознательно проецируются на детей, что, безусловно, резко отрицательно сказывается на их самооценке [1]. Случается и наоборот, когда мать стараясь восполнить недостаток отцовской заботы, окружает ребенка чрезмерной опекой. В данной ситуации поведение матери также создает условие для формирования у ребенка искаженной самооценки. И в том, и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно преломляется, что в итоге негативно отражается на детях.

Конечно, это не всегда значит, что неполная семья в воспитательном смысле является неблагополучной. Но нужно понимать, что проблемы данного свойства с большим риском могут возникнуть именно в неполных семьях. Также есть немало примеров, когда психологический климат в неполной семье благоприятный и не вызывает сложностей в становлении психологически здоровых детей с гармоничной самооценкой [2, 5].

Приобретенное в семье, человек сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности и самооценки. В жизни каждого человека родители играют огромную и важную роль, а именно роль в становлении и развитии здоровья, психики и самооценки ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять намного больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи только одного из родителей.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ⎯ СПб: Издательство «Питер», 2000. ⎯ 304 с.
  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 2003. — 528 с.
  3. Винникотт Д. В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева. — М.: Класс, 2011. — 94с.
  4. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери /Пер. с англ. Н. М. Падалко. — М.: Класс, 2011. — 80 с.
  5. Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец; под ред. проф. В. И. Селиверстова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПБ.: Питер, 2006. — 176 с.
  7. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПБ.: Питер, 2011. — 461 с.
  8. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  9. Крайг Г., Бокум Д. К. Психология развития. — СПБ.: Питер, 2010. — 940 с.
  10. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПБ.: Питер, 2009. — 320 с.
  11. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПБ.: Питер, 2011. — 353 с.
  12. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПБ.: Питер, 2010. — 368 с.
  13. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. — 2000. — № 4.
  14. Целуйко В. М. Неполная семья. — Волгоград, 2000. — 124 с.
  15. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. — М.: 2003. — 320 с.
  16. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: 2008. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, неполная семья, родитель, уровень притязаний, самооценка ребенка, дошкольный возраст, личность ребенка, развод родителей, семейное воспитание.


Задать вопрос