Проблемы, возникающие при заключении договоров купли-продажи различных видов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Сыровая, О. С. Проблемы, возникающие при заключении договоров купли-продажи различных видов / О. С. Сыровая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77187/ (дата обращения: 27.04.2024).



К сожалению, в настоящее время категория споров, вытекающих из правоотношений по защите прав потребителей, составляет значительную часть от общего количества дел, рассматриваемых в судебных органах всей России.

Одним из важнейших прав потребителя при приобретении товара является право на получение товара надлежащего качества. Особенно актуальным вопрос защиты указанного права становится в связи с развитием дистанционной продажей товаров, внедрением информационных технологий [1] в сферу продажи товаров, а также появлением таких специальных субъектов как агрегатор информации о товарах [4].

Наибольшее количество вопросов возникает в связи с нарушением требований к качеству товара продавцом при наличии между ним и потребителем договорных отношений. Стоит отметить, что в Законе о защите прав потребителя предусмотрен более обширный перечень способов защиты прав потребителей при выявлении недостатков проданного товара по сравнению с общими положениями о купле-продаже. Т. е. потребителю предоставляется большая защита по сравнению с покупателями товара, не являющимися потребителями. Такие шаги законодателя можно объяснить необходимостью защиты экономически более слабой стороны, которой является потребитель по отношению к профессиональному продавцу. В литературе такое явление объясняется необходимостью обеспечения баланса интересов [5]. В. В. Кулаков пишет, что «разумность баланса заключается в присущей отношениям экономического обмена эквивалентности встречного исполнения, предполагающей отсутствие, как чрезмерной выгоды, так и чрезмерных убытков для каждой из сторон» [6].

В правоприменительной практике возникает множество вопросов относительно применения ст. 18 Закона о защите прав потребителя. Например, у судов возник вопрос, имеет ли право потребитель отказаться от договора купли-продажи автомобиля, если в течение пятнадцати дней после его продажи выявлен устранимы недостаток. Так, суд первой и апелляционной инстанции посчитали, что недостаток носит несущественный и устранимый характер (неполадки связаны с выкручиванием болта опоры поперечной балки задней подвески), поэтому покупатель (потребитель) не вправе отказаться от договора. Однако, Верховный Суд РФ занял иную позицию, указав в своем определении, что «согласно п. 1 ст. 18 этого закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

В связи с тем, что недостатки автомобиля производственного характера были выявлены в течение менее 15 дней со дня его продажи, доводы суда апелляционной инстанции об их несущественности и устранимости противоречат приведенным выше положениям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации» [8]. Тем самым, позиция Верховного Суда соответствует буквальному содержанию положений Закона, и следует согласиться с тем, что любое отступление, даже в связи с несоразмерностью недостатка и стоимости приобретаемого товара не могут служить основанием для лишения потребителя права на отказ от договора, так как такой подход лишь нарушит единообразие в применении соответствующих норм.

Подводя итог, следует отметить, что потребитель имеет право на приобретение товара надлежащего качества, при этом качество товара определяется договором, а в случае отсутствия такого условия на основании закона. Также действующее законодательство устанавливает обязательные требования к товарам, выраженные в технических регламентах, соответственно, соблюдение этих требований обеспечивается мерами публичной ответственности, и потребитель фактически имеет право на качество товара, не вступая в отношения с продавцом.

Динамично развивающейся отраслью мировой экономики является туризм. Развитие туризма имеет огромное значение как для государства в целом, так и для отдельной личности. Он является неотъемлемой частью жизни современного человека, связанной с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением физических сил, поддержанием высокого уровня жизнедеятельности.

С развитием глобальных систем большую популярность приобретают интернет сервисы. Все больше людей стали совершать покупки дистанционным способом, но законодательство в этой сфере имеет низкий уровень защиты прав потребителей.

При покупке туристического продукта, в том числе и дистанционным способом, покупатели могут столкнуться с такими нарушениями как: недостоверная реклама о туристическом продукте (трансфер, размещение в отеле, комплекс услуг включенных в туристическую путевку); низкий уровень сервиса (как и у самого туроператора, так и на месте в отпуске); дополнительные денежные сборы, о которых зачастую сообщают уже после подбора тура и ее бронировании, что вынуждает потребителя оплачивать этот сбор (топливный сбор, трансфер, доплата на номер в гостинице, оплата билетов на экскурсию и т. п.); нарушение прав потребителей на безопасность на отдыхе.

Еще одной из значимых проблем можно считать международно-правовое регулирование электронной коммерции, поскольку правовому регулированию подлежат только частные вопросы. Отсюда — проблемы между действующими международными соглашениями и предпринимательскими отношениями с использованием дистанционной продажи [10]. В целях защиты своих прав лицо может потребовать: возврата определенной части денег, потраченных на поездку и возмещение в полном объеме всех трат, связанных с исправлением недостатков некачественной услуги; возмещение в полном объеме понесенных убытков и морального вреда, причиненных потребителю в силу явных и непредусмотренных обстоятельств и др.

На первый взгляд, в современной России за качеством оказания туристических услуг осуществляется тщательный контроль, что позволяет быстро и эффективно решать споры между туроператорами и потребителями, но, как видим, проблемы все-таки возникают при приобретении товаров и услуг дистанционным способом. Для разрешения существующих проблем в данном институте необходимо систематизировать законодательство. Такое решение позволит установить единые для всех правила на рынке электронной торговли.

Говоря о гражданско-правовых способах защиты прав потребителя, то они могут быть применены только при наличии между продавцом и покупателем правоотношений, т. е. наличие договора купли-продажи. При этом потребитель имеет более широкий перечень способов защиты прав при выявлении недостатков товара, чем покупатель, не являющийся потребителем, что можно объяснить необходимостью обеспечения баланса интересов сторон.

В потребительских правоотношениях гарантийный срок характеризуется следующими особенностями: во-первых, гарантийный срок выполняет специфическую задачу — гарантирует качество товара и предъявление претензии носит экстраординарный характер, во-вторых, защита права потребителя возможна в строго определенных законодателем способах, в-третьих, возможность применения отлагательного условия (недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента) в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. На мой взгляд, рассмотрение гарантийных сроков в качестве претензионных приводит к расширительному толкованию понятия гарантийного срока.

Так, например, в 2014 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан поступило 6569 письменных обращений потребителей [2] с претензиями на нарушение их прав и законных интересов. Все эти претензии, поданные в пределах претензионных сроков, в качестве гарантийных рассматриваться не могут. Вместе с тем, уполномоченный орган обязан рассмотреть их по существу и в случае необходимости применить меры ответственности.

Такого же подхода придерживается К. Ю. Лебедева, выделяющая в два самостоятельных вида гарантийный срок и претензионные сроки в классификационной группе сроков осуществления прав. По мнению автора, претензионные срок, в отличие от гарантийного, это — период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе обратиться с претензией к нарушителю его прав, не обращаясь в юрисдикционные органы [7].

И. Н. Петров, анализируя различные подходы к определению гарантийного срока, отмечает, что гарантия доброкачественности изделия в течение гарантийного срока является обязанностью поставщика. Этой обязанности соответствует право покупателя установить в течение того же срока скрытые недостатки поставленной ему продукции. Причем, по мнению автора, обязанности изготовителя являются первичными, а права покупателя — вторичными, производными от обязанностей. В качестве основы предлагается вариант определения понятия гарантийного срока в качестве условия о качестве продукции, по которому изготовитель (поставщик) гарантирует при надлежащем хранении и использовании поставленной продукции соответствие ее качества требованиям ГОСТа, техническим условиям или договора в течение определяемого ими времени [9].

Отдельная группа авторов гарантийные сроки определяет как разновидность пресекательных сроков. По мнению М. Я. Кирилловой, гарантийные сроки означают высокое качество товаров, его исправность и безотказность в процессе использования. Одновременно, они означают, что покупатель при обнаружении недостатков купленной вещи вправе требовать исправления их безвозмездно либо замены ее другой вещью надлежащего качества, либо возврата вещи и получения ее стоимости [3].

Все существующие подходы в понимании правовой природы гарантийных сроков можно условно классифицировать на четыре группы:

1) гарантийные сроки как условие о качестве (качественная характеристика);

2) гарантийный срок как подвид претензионного срока;

3) гарантийный срок как подвид пресекательного срока;

4) гарантийный срок в качестве вида срока осуществления гражданских прав.

Благодаря гарантийным срокам достигается основная цель потребительских правоотношений — защита прав потребителей. Законодатель определяет срок, в течение которого изготовитель гарантирует эксплуатацию товара потребителем без каких-либо претензий с его стороны. В случае же обнаружения недостатков в указанный срок удовлетворение обоснованной претензии потребителя обеспечивается мерами государственного принуждения, в первую очередь, гражданско-правовыми санкциями.

Гарантийный срок по своей природе неоднороден, может быть представлен двумя подвидами:

1) абсолютный гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя путем:

  1. Безвозмездного устранения недостатков вещи;
  2. Замены вещью надлежащего качества;
  3. Принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы;

2) относительный гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя путем:

  1. Безвозмездного устранения недостатков вещи;
  2. Замены вещью надлежащего качества;
  3. Принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы при условии, что: а) недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю; б) недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Литература:

  1. Ефимов, А. В. К вопросу о необходимости формирования единой системы раскрытия сведений о юридических лицах в условиях цифровой экономики / А. В. Ефимов. — Текст: непосредственный // Право и экономика. — 2018. — № 10. — С. 48–49.
  2. Итоги деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан за 2014 г. и задачи на 2015 г. // Материалы итоговой коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан за 2014 г. // Казань: Пресс. С. 168
  3. Кириллова, М. А. Исковая давность / М. А. Кириллова. — Москва: Юридическая литература, 1966. — 156 c. — Текст: непосредственный.
  4. Кирпичев, А. Е. Агрегаторы товаров и услуг как новые субъекты коммерческого права / А. Е. Кирпичев — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 2. — С. 55–56
  5. Кондратьев, В. А. К вопросу об определении цены договора подряда на выполнение кадастровых работ / В. А. Кондратьев — Текст: непосредственный // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2018. — № 2. — С. 79–80
  6. Кулаков, В. В. Разумный баланс интересов как цель гражданскоправового регулирования / В. В. Кулаков — Текст: непосредственный // Российское правосудие. — 2016. —Специальный выпуск. — С. 183.
  7. Лебедева, К. Ю. Классификация сроков в гражданском праве / К. Ю. Лебедева — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2001. — № 9. — С. 75–82
  8. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2017 № 4-КГ17–53. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
  9. Петров, И. Н. Регламентация гарантийных сроков качества продукции / И. Н. Петров — Текст: непосредственный // Советское государство и право. — 1968. — № 11. — С. 80–83
  10. Пластинина, Н. В. Дистанционные покупки. Защита прав потребителей. — 2017. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): гарантийный срок, потребитель, надлежащее качество, качество товара, срок, недостаток товара, течение, апелляционная инстанция, Верховный Суд, дистанционный способ.


Похожие статьи

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

В случае продажи товара ненадлежащего качества распределение бремени доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности (отсутствие вины) зависит от того, установлен ли на товар гарантийный срок и от времени их возникновения.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество...

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что планшет не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, в связи с чем отказ продавца не...

Защита прав потребителей в Германии, Великобритании и США

Если же потребитель обнаружил недостаток в товаре уже после 30 дней со дня его покупки, он все еще сохраняет право на ремонт или замену за счет продавца. При этом у продавца есть лишь одна попытка исправить недостаток товара, и если она неудачна, то продавец должен...

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

Вопросы качества товара урегулированы также в статье 475 ГК РФ. В ней перечислены права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества

Некоторые суды придерживаются иной точки зрения. Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 6...

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права потребителя, гарантированные законодательством

Одним из способов обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) является установление срока службы или срока годности. Права и обязанности изготовителя в части установления такого срока определены в статье 5 Федерального закона «О защите прав потребителей».

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

– замена товара ненадлежащего качества; – требования соразмерного уменьшения покупной цены

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по договору передачи товара предварительно оплаченному.

Права покупателя на обмен качественного товара

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Согласно п. 5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у...

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Учитывая, что при ремонте товара, срок которого может доходить до сорока пяти дней, потребитель может получить товар, обладающий

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более...

Похожие статьи

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

В случае продажи товара ненадлежащего качества распределение бремени доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности (отсутствие вины) зависит от того, установлен ли на товар гарантийный срок и от времени их возникновения.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество...

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что планшет не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, в связи с чем отказ продавца не...

Защита прав потребителей в Германии, Великобритании и США

Если же потребитель обнаружил недостаток в товаре уже после 30 дней со дня его покупки, он все еще сохраняет право на ремонт или замену за счет продавца. При этом у продавца есть лишь одна попытка исправить недостаток товара, и если она неудачна, то продавец должен...

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

Вопросы качества товара урегулированы также в статье 475 ГК РФ. В ней перечислены права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества

Некоторые суды придерживаются иной точки зрения. Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 6...

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права потребителя, гарантированные законодательством

Одним из способов обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) является установление срока службы или срока годности. Права и обязанности изготовителя в части установления такого срока определены в статье 5 Федерального закона «О защите прав потребителей».

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

– замена товара ненадлежащего качества; – требования соразмерного уменьшения покупной цены

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по договору передачи товара предварительно оплаченному.

Права покупателя на обмен качественного товара

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Согласно п. 5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у...

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Учитывая, что при ремонте товара, срок которого может доходить до сорока пяти дней, потребитель может получить товар, обладающий

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более...

Задать вопрос