Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (8) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2018

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Бельская А. А. Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи // Новый юридический вестник. — 2019. — №1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/113/3808/ (дата обращения: 20.10.2019).



Договор розничной купли-продажи представляет собой разновидность договора купли-продажи, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар покупателю, который будет его использовать для целей семейного, личного или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или других документов, но отсутствие этих документов не влечет применения последствий несоблюдения простой письменной формы.

Договор розничной купли-продажи является одним из основных видов гражданско-правовых обязательств по передаче имущества в собственность. Для правильной защиты своих прав покупателю необходимо знать обязанности продавца.

Продавцом по данному договору может выступать только гражданин-предприниматель, который занимается продажей товаров в розницу или коммерческая организация. К его основным обязанностям относятся:

1) Преддоговорные обязанности. Они заключаются в том, что продавец предоставляет покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, которая соответствует установленным законом, нормативно-правовыми актам или обычно предъявляемым в торговле требованиям к способам предоставления информации о товаре. Обязанность по предоставлению необходимой информации продавцом покупателю предусмотрена законом, и ее исполнение является безусловным независимо от факта последующего заключения договора [1. С. 22];

2) Статьей 9 Закона «О защите прав потребителей» предусматривается обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) до заключения договора предоставить покупателю информацию о фирменном наименовании своей организации, о месте ее нахождения и режиме работы;

3) Передать покупателю в собственность товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Товар должен предаваться покупателю со всеми необходимыми документами и принадлежностями, в определенном месте, в согласованном количестве и ассортименте, соответствующей комплектности и качества, свободным от прав третьих лиц, в надлежащей упаковке. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования [2. С. 233]. При этом продавец должен передать товар, пригодный для целей, для которых подобные товары обычно используются. Так же покупатель может сообщить продавцу во время заключения договора о своем желании использовать товар в определенных целях. В таком случае продавец обязан учитывать специальные требования к качеству товара и продать товар, который пригоден для данных целей. Соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность продавца продать покупателю товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обычными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке;

4) Удовлетворить требования потребителя, предусмотренные статьей 18 Закона о защите прав потребителя в случае, если в течение гарантийного срока в товаре обнаруживаются недостатки;

5) Продавец может установить на товар гарантийный срок (если изготовителем он не установлен) и взять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, который установлен изготовителем. В данном случае содержание дополнительного обязательства будет определяться соглашением между продавцом и покупателем;

6) Незамедлительно сообщить покупателю, который потребовал от продавца замены товара на аналогичный, о поступлении его товара;

7) Оплачивать покупателю пени за каждый день просрочки (в размере половины процента от суммы предварительной оплаты товара) в случае, если нарушен установленный договором срок передачи предварительно оплаченного товара и продавец не смог доказать, что нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине покупателя;

8) Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязан в отношении товаров длительного пользования в случае предъявления покупателем соответствующего требования в течение трех дней бесплатно предоставить ему в период ремонта аналогичный товар и доставить данный товар за свой счет. Данное требование не распространяется на товары длительного пользования, отмеченные в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 30.05.2018) (например, к ним относятся: автомобиль, мебель, гражданское оружие и т. д.);

9) Проведение проверки качества и безопасности продаваемого товара. Проверка осуществляется в момент непосредственной передачи товара покупателю (если проверка предусматривается обязательными требованиями государственных стандартов, договором или законодательством);

10) Обменять по требованию покупателя качественный товар или возвратить покупателю его денежные средства, что для покупателя является гарантией правильного выбора товара.

Если продавец не выполняет свои обязанности, то он несет соответствующую обязательственную ответственность. Она может выражаться: в компенсации морального вреда, уплате неустойки и возмещении убытков (что в итоге не освобождает продавца от исполнения своего обязательства).

Из п. 4 обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом ВС РФ 17.10. 2018) следует, что при применении Закона о защите прав потребителей к спорам, возникающим из договора купли-продажи большого количества технически сложных товаров, относящихся согласно Общероссийскому классификатору продукции к вычислительной технике, необходимо определять цель их приобретения. ОЗПП, действующее в интересах А., обратилось в суд с иском к торговой организации о взыскании уплаченных за товар денежных средств, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Иск мотивирован тем, что А. приобрел у ответчика планшетные компьютеры в количестве 10 штук. Далее истец обратился к ответчику с требованием о замене планшетов на аналогичный товар другого цвета, а после отказа обменять товар — с требованием о возврате денежных средств. Претензия истца о возврате уплаченных денежных средств оставлена продавцом без удовлетворения. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал на том основании, что планшет является технически сложным товаром и не подлежит обмену или возврату. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что планшет не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, в связи с чем отказ продавца не соответствует положениям ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение. Ссылаясь на то, что согласно п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен проводится, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату. Отсутствие чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 к товарам надлежащего качества, не подлежащим возврату или обмену на аналогичный товар относятся технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, в частности бытовая вычислительная и множительная техника. К технически сложному товару бытового назначения, не подлежащему возврату или обмену отнесена в том числе и вычислительная техника, на которую установлен гарантийный срок. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст, планшетные компьютеры относятся к классу продукции «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника». Следовательно, планшетный компьютер является сложным товаром бытового назначения и относится к вычислительному оборудованию. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что планшетный компьютер не включен в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, Судебная коллегия признала ошибочным. Разрешая спор, суды исходили из того, что правоотношения между А. и продавцом регулируются Законом о защите прав потребителей. В соответствии с абзацем третьим преамбулы этого закона потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Аналогичное разъяснение содержится в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей необходимо определять не только субъектный состав участников договора, но и то, для каких нужд он был заключен. По данному делу установлено, что А. приобрел у ответчика одновременно 10 планшетных компьютеров, в связи с чем надлежало установить, приобретались ли они для личных нужд [4].

Представляется необходимым урегулировать данную ситуацию на законодательном уровне: закрепить цель приобретения технически сложных товаров, относящихся согласно общероссийскому классификатору продукции к вычислительной технике в ФЗ «О защите прав потребителей». Например, указать, что целью приобретения технически сложных товаров, относящихся, согласно общероссийскому классификатору продукции, к вычислительной технике, являются исключительно личные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Необходимо это для того, чтобы избежать разночтений с позиции судов и облегчить покупателям защиту своих прав.

В настоящее время очень популярны «подарочные карты». Именно с их помощью магазины осуществляют продажу товаров. Предъявитель данной карты в течение срока ее действия имеет право на однократное заключение договора купли-продажи на сумму номинала карты. По истечении срока действия карта становится недействительной и уплаченные за нее денежные средства не возвращаются, что является нарушением продавцом своих обязанностей. Более того, в силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Сбережение имущества состоит в том, что лицо получило некую имущественную выгоду, но не понесло расходы, которые ему в обычных условиях пришлось бы понести для ее получения. В связи с этим по истечении срока действия «подарочных карт», при неиспользовании их держателем потенциальной возможности покупки товара, уплаченные за сертификат денежные средства являются неосновательным обогащением. Закон о защите прав потребителей не содержит нормы, которая регламентировала бы возврат подарочной карты. Представляется необходимым в целях защиты прав потребителей дополнить ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей следующим пунктом: «при нарушении продавцом обязанности по передаче товара потребителю в установленный в подарочной карте срок, потребитель имеет право потребовать возврата суммы предварительной оплаты за подарочную карту».

Литература:

  1. Ширвиндт А. М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве // Вестник гражданского права, Москва. 2016. № 1. С. 22.
  2. Райлян А. А. Потребительское право России: Основные положения. — СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2012. — 453 с.
  3. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71981026/#ixzz5YihiDQK4
Основные термины (генерируются автоматически): товар, потребитель, покупатель, предпринимательская деятельность, продавец, защита, надлежащее качество, вычислительная техника, гарантийный срок, общероссийский классификатор продукции.

Похожие статьи

Права покупателя на обмен качественного товара

По закону «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков имеет право в течении 14 дней обменять

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены...

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Ключевые слова: потребитель, покупатель, интернет, договор, товар, услуга, продажа, законодательство, защита прав

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления...

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла статьи 469 Гражданского кодекса Российской

Одной из таких обязанностей является обязанность продавца по требованию покупателя, отказавшегося от исполнения договора...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том числе надлежащего качества и не предоставил такую информацию, когда товар был доставлен, то покупатель имеет право, в течение 3 месяцев, отказаться от товара.

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент...

Содержание прав потребителей, защита которых относится...

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав, способная обеспечивать гласность и объективность решения...

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Последствия приобретения фальсифицированного товара потребителем могут быть различны по видам и степени проявления.

Не менее важную роль в предупреждении нарушений прав потребителей играет информационная составляющая, сопровождающая оборот товара.

Договор розничной купли-продажи: вопросы применения судами...

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения судами отдельных положений гражданского законодательства по вопросам заключения договора розничной купли-продажи и защиты прав потребителей.

Похожие статьи

Права покупателя на обмен качественного товара

По закону «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков имеет право в течении 14 дней обменять

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены...

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Ключевые слова: потребитель, покупатель, интернет, договор, товар, услуга, продажа, законодательство, защита прав

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления...

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла статьи 469 Гражданского кодекса Российской

Одной из таких обязанностей является обязанность продавца по требованию покупателя, отказавшегося от исполнения договора...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том числе надлежащего качества и не предоставил такую информацию, когда товар был доставлен, то покупатель имеет право, в течение 3 месяцев, отказаться от товара.

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент...

Содержание прав потребителей, защита которых относится...

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав, способная обеспечивать гласность и объективность решения...

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Последствия приобретения фальсифицированного товара потребителем могут быть различны по видам и степени проявления.

Не менее важную роль в предупреждении нарушений прав потребителей играет информационная составляющая, сопровождающая оборот товара.

Договор розничной купли-продажи: вопросы применения судами...

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения судами отдельных положений гражданского законодательства по вопросам заключения договора розничной купли-продажи и защиты прав потребителей.

Задать вопрос