Данная статья представляет собой ретроспективный анализ института приватизации в Российской Федерации и развития законодательной базы и механизмов обеспечения данного процесса в условиях перехода от модели командной экономики к рыночной.
Приватизация как способ приобретения права на жилое помещение имеет определенные особенности. Даже по прошествии значительного времени законодательство в данной сфере широко обсуждается в законодательных органах власти и имеет достаточной широкий перечень законотворческих инициатив.
Российский гражданский оборот более двадцати лет назад пополнился механизмом реализации государственного имущества, именуемым приватизацией. На основании резкого преобразования социально-экономической формации общества в России, перехода от модели командной экономики к рыночной возникла необходимость в реализации гражданско-правового института частной собственности, для чего и потребовалась приватизация.
В рамках отечественного законодательства приватизация описывает собой единственный из ведущих аппаратов для обеспечения и реализации подходящих конституционных норм Российской Федерации.
После принятия Конституции Российской Федерации как главного закона страны, в России, как в правовом государстве с новым экономическим строем отличным от предыдущей модели командной экономики защищаются разные формы собственности, среди которых — частная, государственная, муниципальная и другие формы.
Понятие приватизации нужно анализировать как в экономическом, так и в юридическом аспекте.
В рамках экономического аспекта приватизация описывает процесс, при котором происходит переход государственной собственности в частную. Приватизация выступает экономическим механизмом, применение которого страхует активное участие государства в экономике в решении вопроса разграничения государственной и частной собственности. В качестве главного фактора приватизации рассматривается эффективность управления имуществом как экономической и правовой категорией.
Юридический аспект подразумевает анализ действующего определения приватизации в обширном и узком смысле. В обширном смысле приватизация описывает собой действие по передаче государственного имущества в собственность физических и юридических лиц. В самом обобщенном определении данного процесса следует определить его, как передачу государственной и муниципальной собственности за деньги либо бесплатно в частную собственность, в зависимости от условий [1].
В нынешний период развития современного законодательства действие приватизации предлагает определенные институциональные изменения, которые осуществляются в виде реформ на различных уровнях законодательства. В Российской Федерации в процессе перехода к рыночной экономике, основная роль была отведена именно процессу приватизации. Плановым результатом приватизации являлось преобразование приватного сектора в главный экономический сектор на условиях эффективного распределения государственной собственности в пользу частной.
Отечественная история разгосударствления собственности связана с принятием целого ряда нормативно-правовых документов. Первым данным документом является закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991 г. Данный закон установил перечень разграничений государственных органов в процессе приватизации, а также утвердил методы и последовательность реализации механизма проведения приватизации.
Изданный в 1992 г. Указ президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» ввел в процесс комплекс правовых документов, согласно которым осуществлялся переход государственной собственности в частную.
Таким образом, отечественное законодательство о приватизации жилых помещений претерпевало изменения в соответствии с социально-экономическими условиями и особенностями реализации приватизации. В принятый в 1991 году закон о приватизации жилого фонда вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции от 20.12.2017 г. Законодательство Российской Федерации о приватизации жилых помещений устанавливает принципы и основные условия приватизации, особенности использования права на приватизацию, особенности заключения договора социального найма и другие аспекты. Необходимо отметить, что на основании отсутствия в необходимом объеме нормативной базы и на основании нецелесообразности применяемых механизмов, процесс приватизации в государстве характеризуется низким уровнем экономической и социальной эффективности [2].
Приватизация представляет собой процесс перехода государственной собственности в частную, в соответствии с определенными условиями, установленными посредством действующего законодательства. История отечественного разгосударствления собственности связана с принятием соответствующих нормативно-правовых актов. Приватизация жилищного фонда основывается на Законе Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется на основании таких принципов как добровольность, безвозмездность, сохранение права на приватизацию, однократность права на приватизацию (за исключением некоторых случаев).
Отечественное законодательство о приватизации жилых помещений претерпевало изменения в соответствии с социально-экономическими условиями и особенностями реализации приватизации. В принятый в 1991 году закон о приватизации жилого фонда вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции от 20.12.2017 г. Законодательство Российской Федерации о приватизации жилых помещений устанавливает принципы и основные условия приватизации, особенности использования права на приватизацию, особенности заключения договора социального найма и другие аспекты. Необходимо отметить, что в условиях отсутствия в необходимом объеме необходимой нормативно-правовой базы и на основании нецелесообразности применяемых механизмов (например, проведение приватизации без соответствующего информационного сопровождения и развития финансовой грамотности среди населения страны), процесс приватизации в государстве характеризуется низким уровнем экономической и социальной эффективности.
Современный процесс приватизации характеризуется множеством проблем, на решение которых ориентирована проводимая в Российской Федерации государственная политика в сфере приватизации жилищного фонда. Приватизация в данной сфере основывается на положениях действующего законодательства, закрепляющего основные аспекты реализации изучаемого процесса. Приватизация жилищного фонда требует разработки комплекса нормативно-правовых актов, разработки управленческой стратегии, детального рассмотрения отдельных аспектов. Выявленные проблемы основаны на несовершенстве реализуемого процесса приватизации. Государственная политика в настоящее время направлена на обеспечение права граждан на бесплатную, добровольную и безвозмездную приватизацию, а также на устранение несовершенств в законодательной и организационной базе процесса приватизации [3].
Каждый гражданин, приватизировавший квартиру, несет ответственность за ее сохранность и целостность, а также за сохранность и своевременный ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, в котором расположена квартира. При этом важно отметить, что на момент принятия закона о приватизации в 1991году и передаче в частную собственность квартир в 90-х 20-х, мало кто из жителей объективно имел информацию о том, что собственность — это еще расходы, обязанность и ответственность. Поддержание в надлежащем состояние многоквартирных домов является посильной статьей расходов для публичного собственника, но не для каждого рядового гражданина, получившего квартиру в собственность. Большое количество домов, в которых были приватизированы квартиры, особенно в первые годы после принятия Закона о Приватизации, уже находились в состояние требующего капитального ремонта и вложения значительных средств. Учитывая данные факторы, государство постаралось сохранить определенные гарантии и поддержать материально граждан, приватизировавших квартиры в ветхих, требующих ремонта домов, что, в частности, это нашло отражение в ст.16 Закона о Приватизации, согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленным жилищным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время анализ правоприменительной практики в России говорит о том, что граждане в последние годы уже не так наивны и не осведомлены о своих правах, как 10–20 лет назад. В целом, можно сделать вывод о том, что спустя 27 лет после принятия закона о приватизации жилищного фонда муниципальная власть продолжает совершенствовать как нормативно правовую базу в данной сфере, так и ее применение, направленное на максимальное защиту прав и законов интересов жителей. Данное управление деятельности органов местного самоуправления является особенно актуальной в свете того, что федеральное законодательство приняло решение о продолжение приватизации жилищного фонда на бессрочной основе.
Литература:
- Коневец И. А. Приватизация государственного и муниципального имущества: гражданско-правовые аспекты //Экономика и социум. — 2020. — №. 2. — С. 209–215.
- Беседкина Н. И., Иванова С. А. Проблемы реализации гражданами права на жилище и роль конституционного суда российской федерации в их решении //Образование и право. — 2020. — №. 4.
- Моисеев Д. В. Правовые аспекты защиты прав граждан в жилищной сфере //Экономика и право в современном мире: теория, практика и методика их изучения/ –2019.–Т. 2. — C. 21.