Регулирование земельных отношений в нашей стране ведет свое происхождение из далекого прошлого. Частная земельная собственность подвергалась повышенной защите даже в эпоху Рюриковичей. В 1565 году Иван Грозный разделил все территории государства на земские (обыкновенные) и опричные (особые) земли. Видные государственные деятели понимали, что положение крестьян должно улучшиться, и в начале ХХ века была проведена вторая реформа сельского хозяйства и землепользования. Одним из последствий реформы стала отмена выкупных платежей за земельные участки, полученные крестьянами в период крестьянской реформы 1861 года. Установленный в период «Столыпинской реформы» земельный кодекс России действовал до 1917 года, с начала советской власти частная собственность на землю была упразднена. Такая ситуация сохранялась в России до 1990 года, когда Институт приватизации в начале 90-х годов стал одним из инструментов, позволяющих успешно начать масштабный процесс экономических реформ в начале прошлого века.
Спустя несколько лет в 1997 г. был принят Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1]. В этом акте отражены особые аспекты приватизации различной формы собственности, которая принадлежит публичному и правовому образованию.
Современные российские правовые базы, регулирующие приватизацию земельных участков, очень разнообразны. Свои истоки нормы о приватизации берут еще в Конституции РФ, при этом нельзя обойти вниманием большое количество подзаконных нормативных актов, затрагивающие важнейшие вопросы в изученной сфере.
Законодательство о приватизации можно разделить на два уровня: федеральное законодательство и законодательство на уровне субъектов Российской Федерации.
Поскольку приватизация всегда предполагает прекращение права на государственную собственность, такие отношения имеют публичный характер. Это приводит к необходимости разработки каких-то общих, публично установленных правил перехода прав собственности на такой переход.
Гражданский Кодекс Российской Федерации разделяет сферы действий гражданского и приватизационного законодательства в части правовой регулирования приватизационных отношений. Так, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в частную собственность в порядке, установленном законодательством о приватизации. Положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности на имущество, применяются только тогда, когда законами о приватизации не предусмотрено иное [2].
ЗК РФ является основным федеральным законом, регулирующим земельные отношения, в том числе, затрагивает отношения по передаче государственного и муниципального имущество в собственность юридических и физических лиц.
Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ определяется перечень лиц, имеющих право выкупить земельный участок, к ним относятся собственники зданий, сооружений, либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ [3].
Определенный пробел правового регулирования приватизации земельного участка заключается в отсутствии законодательной определенности понятия фактического землевладения, что, по нашему мнению, существенный недостаток земельного права Российской Федерации. Так, пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 23 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [4] предоставляет гражданину РФ право при определенных условиях бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом.
Статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] предусматривается безвозмездная передача в публичную собственность земельных участков, на которых расположено соответствующее недвижимое имущество, по фактическому пользованию.
Субъекты РФ самостоятельно управляют и распоряжаются принадлежащим им имуществом. Основы такой деятельности субъектов РФ закреплены в ФЗ N 184-ФЗ, в статье 26.12 которого указанно следующее: «Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ» [6]. Таким образом, законодательство субъектов РФ состоит из законов о приватизации государственного имущества самих субъектов, принятых в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Несмотря на то, что субъектам РФ предоставлена возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование приватизационных отношений, можно заключить, что такое регулирование преимущественно осуществляется на федеральном уровне. Лишь в отдельных субъектах правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
По делам о приватизации суды обращают внимание не только на «фактически сложившийся порядок пользования придомовым земельным участком» и отсутствие споров между соседями по фактическим границам, но и на сформированность земельного участка — установление его границ в установленном законом порядке [7].
Всё многообразие нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения, независимо от уровня такого регулирования, должны соответствовать правовой аксиоме, закрепленной в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой все иные федеральные законы, а также правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству и не противоречить ему.
По итогам исследования законодательства о приватизации земельных участков актуальным является введение понятий фактического землепользования и фактического землепользования, позволяющего исключить двусмысленность их трактовки.
Литература:
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022): от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1994 г. (ред. от 16.12.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.
- Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СПС «КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33764/
- Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.12.2011 N 423-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС «КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122977/
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/
- ОпределениеПервогокассационногосудаобщейюрисдикцииот 03.03.2021 г. № 88–6222/2021