В современных реалиях правовой системы Российской Федерации прокуратура является одним из органов, противодействующих нарушениям закона, исходящим от органов власти, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, органом, призванным восстановить нарушенные права заявителей. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве всегда важно, особенно для защиты социально незащищенных слоев населения. Важной гарантией является не формальное закрепление в нормативных актах возможности участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а то, как он реально действует в процессе производства, насколько активно и правильно выполняет возложенные на него обязанности.
Ключевые слова: участие прокурора, прокурор, судебная система, процесс, суд.
In the current realities of the legal system of the Russian Federation, the prosecutor's office is one of the bodies that counteract violations of the law coming from authorities, economic entities, legal entities and individuals, the body designed to restore the violated rights of applicants. The participation of the prosecutor in civil proceedings is always important, especially for the protection of socially vulnerable segments of the population. An important guarantee is not the formal consolidation in the normative acts of the possibility of participation of the prosecutor in civil proceedings, but how he really acts in the proceedings, how actively and properly performs the duties assigned to him.
Keyword: participation of the prosecutor, prosecutor, judicial system, process, court.
Рассматриваемый в настоящей статье вопрос является достаточно актуальным, так как в современных реалиях правовой системы Российской Федерации прокуратура в качестве органа, противодействующего нарушению закона, выступает перед органами власти, хозяйствующими субъектами, юридическими и физическими лицами, как орган, призванный восстановить нарушенные права заявителей.
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает участие прокурора в процессе. Указанный субъект относится к лицам, участвующим в деле [1, ст. 34]. Отнесение прокуроров к участникам процесса можно объяснить тем, что у них также имеется законная заинтересованность в исходе дела. Причем интерес этот не личный, а общественный.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами [2, ст. 35].
Участие прокурора в процессе допускается на любой стадии: при возбуждении дела, при исполнении решения. Эффективность реализации форм участия прокурора непосредственно влияет на состояние законности, а также на то, насколько надлежащим образом защищены права, свободы и законные интересы субъектов защиты. Осуществление прокурорских полномочий должно быть обусловлено, прежде всего, необходимостью защиты конкретного права, подлежащего защите [3, с. 128].
В современных реалиях правовой системы РФ прокуратура, как орган борьбы с нарушением закона, выступает перед органами власти, хозяйствующими субъектами, юридическими и физическими лицами, органом, призванным восстановить нарушенные права истцов
Обращение прокурора с иском (заявлением) часто является заключительным этапом контроля за исполнением федеральных законов министерствами и представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными органами, надзорными органами, должностными лицами, соблюдением закона издаются правовые акты, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с целью принятия мер по устранению выявленных нарушений [4, с. 233]. Поэтому нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что прокурор при осуществлении своей надзорной функции использует форму жалобы для возбуждения гражданского иска в суде, оставаясь при этом представителем государства.
Вступая в процесс, прокурор не теряет своего особого правового статуса. Как представитель государства, прокурор наделен всеми процессуальными правами и берет на себя все процессуальные обязанности истца только за некоторыми исключениями (заключать мировое соглашение, не обязан платить судебные издержки, отказ прокурора от иска не влечет прекращения производства по делу). Поэтому с точки зрения процессуального положения он может быть квалифицирован как истец в процессуальном смысле этого слова [5, с. 6].
Однако эта роль и позиция прокурора четко не определены в законе. Предположение о том, что прокурором в процессе исполняет только одну функцию, вдвойне неверно, поскольку прокурор по ГПК РФ сохраняет за собой право вступить в процесс и дать заключение. Прокурор всегда выполнял эту функцию в качестве представителя государства. Таким образом, правильнее в данном случае говорить о статусе прокурора как особого участника гражданского процесса, основными целями которого являются защита государственной собственности и интересов общества (даже если они выражаются в защите прав и свобод человека), охране общественного порядка [6, с. 112].
Действующее гражданско-процессуальное законодательство предоставляет прокурору право обращаться в суд в защиту интересов России, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В заявлении прокурора в защиту интересов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту законных интересов неопределенного круга лиц должно указываться, в сем конкретно заключаются интересы, какое право было нарушено, а также должна указываться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов [6, с. 134].
Следует отметить, что в официальных пояснениях Пленума Верховного Суда РФ не раскрываются понятия интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. В различных комментариях к ГПК РФ авторы высказывают свое мнение о том, что следует понимать под интересами России, субъектов РФ и муниципальных образований. По мнению Н. Меркина, охраняемый в суде общественный интерес, может быть непосредственным (закон субъекта РФ противоречит федеральному закону) и косвенным, когда прокурорский иск защищает интересы государственного предприятия, учреждения, а также акционерного общества, в котором значительная доля государственного имущества [7, с. 318]. При этом возникает вопрос о том, должен ли суд привлекать к делу прокурора, является ли ответчиком по делу Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. ГПК РФ не дает ответа на этот вопрос, хотя на практике он возникает
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что на настоящем этапе развития судебной системы участие прокурора не только допустимо, но и объективно необходимо. Вместе с тем по мере развития в Российской Федерации рыночных отношений, принципов демократического построения государственности и утверждения основополагающих принципов правового государства, в том числе путем введения специализированных судов, развития организационных основ судебной системы, полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве необходимо конкретизировать, отвечая потребностям общества.
Литература:
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 220. 20.11.2002.
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
- Лавриненков С. А., Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: вопросы классификации // Грамота. 2011. № 14: в 4-х ч. Ч. 3. С. 128.
- Новиков А. В., Слабкая Д. Н. Актуальные проблемы участия прокурора в гражданском процессе // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2014. № 4. С. 233.
- Филимонова И. В., Цутиева Х. М. Роль прокурора в защите публично-правовых интересов // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1. С. 6.
- Воронин О. В. О сущности современного прокурорского надзора // Уголовная юстиция. 2018. № 11. С. 112, 134.
- Шадже М. Г. Становление и развитие института участия прокурора в гражданском процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3 (163). С.318.