Так как радиочастотный спектр (РЧС) имеет ограниченный ресурс, доступ пользователей к нему строго регламентируется и находится на особом контроле.
Радиоконтроль за использованием радиоэлектронных средств, в Дальневосточном федеральном округе возложен на Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр» (далее ФГУП «РЧЦ ДФО») который является составляющей радиочастотной службы и осуществляет свои функции и задачи в соответствии с утвержденным Положением.
В статье рассмотрено современное состояние системы управления использования радиочастотного диапазона радиоэлектронных средств, проведена оценка использования радиочастотного спектра и на основе проведенного анализа выявлены проблемные вопросы радиоконтроля на территории федерального округа.
Ключевые слова: государственные унитарные предприятия, радиочастотный спектр, эффективность использования радиочастотного спектра, радиомониторинг.
Как отметил в своем выступлении В. Веерпалу, бурное развитие радиотехнологий требует постоянного совершенствования системы радиоконтроля, которая является важным инструментом в решении задач государственного управления использованием частотного диапазона [1, С.12–16.].
Основным элементом системы управления использования РЧС является система радиоконтроля, обеспечивающая оценку, измерение и контроль характеристик излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, источников промышленных излучений, обнаружение источников помех и незаконно работающих РЭС [2, С. 22].
Основным элементом системы управления использования радиочастотного спектра являются ситуационные центры, включающие в себя органы управления и техническую основу управления (автоматизированные системы управления, информационные ресурсы и базы данных, сеть связи и трансляции данных, технологические системы) [4].
Для воплощения в жизнь функции выработки и поддержки принятия решений ситуационный центр должен обеспечивать соответствие приведенным требованиям: — отображение частотных присвоений и учетной базы РЭС;
− отражение технического и качественного состояния, возможности радиоконтрольного оборудования;
− демонстрацию электромагнитной обстановки и помеховой ситуации на цифровых на электронных документах.
Для оперативной работы ситуационного центра необходимо функционирование обратной связи, которая подразумевает, что сотрудники на периферийных постах радиоконтроля обязаны своевременно, в кратчайшие сроки и в полном объеме предоставлять в отдел обеспечения функционирования ситуационного центра информацию, который владеет полностью всей обстановкой в зоне ответственности, и обеспечивает оперативное решения задач по перераспределению усилий или маневра силами и средствами для обеспечения локализации источника помех.
Проведенная оценка использования полос радиочастотного спектра выделенных для использования РЭС гражданского назначения на территории Дальневосточного федерального округа в 2019 году демонстрирует увеличение действующих радиоэлектронных средств (далее — РЭС) и высокочастотных устройств за рассматриваемый период, и составляет 163 673 РЭС что на 19 725 РЭС (+12 %) больше по сравнению с 2017 годом [3, С. 29].
Динамика изменения в период с 2017–2019 года действующих радиоэлектронных средств представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Количество РЭС, действующих на территории ДФО в 2017–2019 гг.
Наибольшего роста РЭС в отчетном периоде достигли в Приморье на 7698 (+16,5 %). Снижение количества функционирующих РЭС произошло в Магаданской ( - 2,1 %) и Амурской ( - 0,8 %) областях и Хабаровском крае ( - 1,1 %).
Среди операторов сотовой связи сохраняется рост общего количества РЭС, рисунок 2.
Рис. 2. Динамика изменения количества РЭС операторов сотовой связи
Наибольшее увеличение количества РЭС сотовой связи наблюдается у «МТС» (+2 %), уменьшилось у ПАО «Мегафон» (-1,5 %) и ООО «Т2 Мобайл» (-0,9 %) [3, С. 29].
В исследуемый период пользователям радиочастотного спектра выдано 12779 (+7,8 %) разрешений на использование заявленных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и 892 (+5,9 %) разрешений на использование радиочастот, график увеличения приведен на рисунке 3.
Рис. 3. Сведения о выданных разрешениях на использование радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств
Наибольшее количество радиоэлектронных средств в заключениях предназначено для использования в Республике Саха (Якутия) (3733), а наименьшее — в Камчатском крае (1146), динамика изменения показана на рисунке 4.
Рис. 4. Сведения о действующих разрешениях на использование радиочастот по регионам ДФО
Ежегодное увеличение РЭС требует непрерывного роста затрат, что приводит к превышению возможностей выделение финансовых средств, либо снижению качества показателей радиоконтроля. В конечном итоге удовлетворение стремительно растущих потребностей рынка в радиочастотном ресурсе будут решаться либо низким качеством, либо с запозданием с нарушением установленных сроков.
В результате этого спектр услуг на предприятии из-за недостаточного финансирования придётся сократить, как следствие ухудшится финансовое положение, произойдет торможение внедрения инновационных радиотехнологий из-за недостаточности свободных средств, и соответственно снизится поступление дополнительных средств в бюджет.
Тем не менее в анализируемый период несмотря на различные рода трудности спланированные мероприятия радиоконтроля филиалом ФГУП «РЧЦ ДФО» выполнялись своевременно в полном объёме с требуемым качеством.
Итоги выполнения плановых и внеплановых мероприятий радиоконтроля приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Итоги выполнения плановых показателей радиоконтроля
Спланированные и утвержденные мероприятия по ведению радиоконтроля выполнен на 2019 году выполнены в полном объеме, основные результаты работы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты ведения радиоконтроля в период 2017–2019 гг.
Параметры |
2017 год |
2019 год |
Динамика |
Общее количество РЭС, подвергавшихся контролю |
37300 |
38621 |
+3,4 % |
Выявлено нарушений правил использования радиочастотного спектра |
3123 |
3410 |
+ 8,4 % |
Выявленные нарушения правил использования радиочастотного спектра представлены на рисунке 6, в том числе:
Зафиксировано резкое снижение нарушений связанными с использованием РЭС на радиочастотах без наличия на это разрешений с 2165 РЭС (2017 год) до 1867 РЭС (2019 год) что составляет 3,9 %;
Количество незарегистрированных радиоэлектронных средств в территориальных органах (далее — ТО) Роскомнадзора увеличилось с 192 РЭС в 2017 году до 375 РЭС в 2019 году (+48 %);
Не соответствовали параметрам излучения установленных норм и требований в разрешительных документах 52 РЭС (+7,69 %, 2017 год — 48).
Основной причиной, способствующей увеличению количества выявленных нарушений в 2018 году, стало стремительное развитие радиорелейных линий связи, которые широко использовались для обеспечения сотовой связи и в предоставлении беспроводного доступа к сети Интернет.
Рис. 6. Нарушения использования радиоэлектронных средств
Из выявленных 1867 РЭС, имеющих статус как неразрешённые для использования, в основной массе, а это 87,8 % от общего количества или 1638 РЭС, принадлежат основным операторам сотовой связи. Максимальное количество допущенных нарушений, приходится на ПАО «Вымпелком» — 596 и «МТС» (рисунок 7).
Рис. 7. Динамика использования неразрешенных средств сотовой связи
Одной из основных причин увеличения источников помех связанных с нарушением правил использования радиочастотного диапазона объясняется самовольной установкой и эксплуатацией радиооборудования широкополосного доступа, генераторов шума, несанкционированное использование блокираторов сотовой связи и ретрансляторов.
Значительное увеличение в 2018 году качественных показателей результатов радиоконтроля и принятых мер по устранению нарушений обусловлено применением средств автоматизации выполнения технологических процессов радиоконтроля и наличием адаптированного и функционального информационного пространства. Организация информационного взаимодействия в единой информационной системе (ЕИС) Роскомнадзора и автоматизированной системы радиоконтроля (АСРК-РФ) позволила:
− сократить время реагирования на нарушения правил использования радиочастотного спектра;
− объективно и оперативно оценивать состояние функционирования и использования радиочастотного спектра;
− значительно сократить трудозатраты при выполнении основных трудоемких технологических процессов радиоконтроля.
В анализируемый промежуток времени в филиалы ФГУП «РЧЦ» поступило 211 заявок (жалоб) на помехи радиоприёму что на 45,5 % процентов превышают показатели 2017 года (115заявок). Из них выполнено 206, в 116 случаев воздействие помех не подтверждаются рисунок 8.
Рис. 8. Реализация заявок на помехи радиоприёму
Особый приоритет предоставлялся устранению помех силам и средствам обеспечения безопасности, таким службам как ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и противопожарная, службе обеспечения воздушного движения, органам внутренних дел и др.
Локализация несанкционированных излучений служит в основном целям предотвращения радиопомех, но также и обеспечивает поступление доходов в бюджет от наложенных штрафных санкций, однако, штрафы налагаются только на санкционированных пользователей частот.
Расположение и области применения радиоэлектронных средств многообразны.
Места размещения радиоэлектронных средств в труднодоступных местах требуют больших затрат для проведения процедур радиоконтроля, как правило количество размещаемых РЭС в этих местах оказывается небольшим [4].
В результате затраты на выполнение процедур технического радиоконтроля могут оказаться значительно превышающими доход от штрафов, возможных в случае обнаружения нарушений.
Таким образом
- В рассматриваемый период количество зарегистрированных радиоэлектронных средств увеличилось на 12 %. При этом возросло количество абонентских станций сети технологического назначения (+1,5 %), РЭС сети связи стандарта LTE (+33,1 %), базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-2000/UMTS (+12,3 %). Среди операторов сотовой связи рост количества РЭС сотовой связи наблюдается у ПАО «МТС» (+2 %), уменьшилось у ООО «Т2 Мобайл» (-0,9 %) и ПАО «Мегафон» (-1,5 %).
- Запланированные мероприятия по радиоконтролю филиалом ФГУП «РЧЦ ДФО» выполнены в полном объёме. Помеховая обстановка на территории Дальневосточного федерального округа стабильная и управляемая, устранение выявленных отклонений производилось в оперативном порядке в сроки не превышающие требования руководящих документов.
- Взаимодействие между филиалами ФГУП «РЧЦ» и ТО Роскомнадзора направлено на выявление и устранение нарушений порядка и правил использования радиочастотного спектра и осуществляется на основании положений Регламента взаимодействия.
- Повысилась результативность мероприятий радиоконтроля, в два-три раза увеличилась оперативность информационного и технологического взаимодействия территориальных органов, сократились временные отрезки оформления отчетных документов (актов и протоколов).
- Реализация мероприятий по техническому оснащению системы радиоконтроля в 2019 годах позволила существенно расширить её возможности.
Анализ развития систем радиоконтроля, состояния загруженности радиочастот, сложившихся электромагнитной, радиоэлектронной и помеховой обстановок в территориальных районах ДФО, позволил выделить следующие основные проблемы радиоконтроля:
− отсутствие единых интегрированных территориально распределенных автоматизированных систем радиоконтроля и высокотехнологичных центров управления радиоконтролем;
− невысокие уровни полноты контроля с точки зрения охвата диапазонов радиочастот;
− низкий уровень развития и технической оснащенности подсистемы радиоконтроля излучений РЭС спутниковых служб радиосвязи;
− постоянное усложнение радиоэлектронной обстановки, вызванное ростом плотности частотных назначений и распределения РЭС и как следствие отсутствие возможности получения полного и адекватного представления о реальном состоянии объекта контроля;
− отставание возможностей системы радиоконтроля в части контроля параметров состояния объекта контроля по перечню параметров, способных адекватно представлять реальное состояние объекта контроля;
− наличие значительного количества нелегитимно действующих РЭС, и изменение параметров излучений легитимно действующих, приводящая к выходу значений параметров РЭС, ВЧУ, ИИП, ИРИ в области не нормовых значений;
− низкий уровень унификации и автоматизации процессов планирования деятельности и отчетности сил и средств радиоконтроля;
Нерешенность указанных проблем составляет основную причину снижения уровня эффективности действующей системы радиоконтроля, и обусловливает необходимость ее развития [4, С. 33].
В целях совершенствования системы радиоконтроля филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО возможно только с внедрением инновационных технологий в деятельность по следующим направлениям:
− применение радиомониторинга, планируемого на основе риск-ориентированного подхода, обеспечивающего снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия и уменьшить затраты на выявление признаков нарушений;
− введение нормативов качества функционирования системы радиоконтроля для направления её деятельности на сбор коммуникационных данных о состоянии РЭО и предотвращение ущерба от нарушений правил использования РЧС;
− оптимизация структуры системы радиоконтроля;
− включение системы сбора дополнительной информации о состоянии РЭО из внешних источников, санкционирующей приобрести новостной материал об объектах РК, для контроля которых нецелесообразно использовать собственные силы и средства, или существенно сократить расходы на проведение мероприятий радиоконтроля [4].
− анализ в автоматизированном режиме и реагирование на возникающие угрозы;
− получение результатов от мобильных средств радиоконтроля в реальном масштабе времени с выводом информации для анализа;
− совершенствование системы подготовки исходных данных для проведения мероприятий мониторинга с построением маршрута на базе геоинформационных данных и моделированием параметров РЭО в контрольных точках для оперативного принятия решения.
Литература:
1. Веерпалу, В. Э. Концепция развития системы радиоконтроля до 2020 года/ В. Э. Веерпалу // T-COMM — Телекоммуникации и транспорт. — 2012. -№ 6. — С.12–16.
- Направления и тенденции развития новейших радиотехнологий на период до 2025 года/Возможные пути обеспечения радиотехнологий частотным ресурсом. М.: АПНРС-НРА, 2015. -22с.
- Справка- отчет о деятельности филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО за 2017–2019 гг. -Хабаровск.: 2019. — С.29.
4. О Концепции развития системы контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2025 года: решение Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи РФ от 4 июля 2017 г. № 17–42–06. М.:2017. -33с.