Статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации, включая инструменты, используемые для его осуществления. Проводится анализ статистики налоговых проверок за период с 2021 года по 2023 год. На основе этого анализа выявляются проблемы и недостатки существующей системы, а также предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговая проверка.
The article is devoted to the tax control system in the Russian Federation, including the tools used for its implementation. The analysis of tax audit statistics for the period from 2021 to 2023 is carried out. Based on this analysis, the problems and shortcomings of the existing system are identified, as well as possible solutions are proposed.
Keywords: tax control, tax authorities, tax audit.
Контроль является неотъемлемой частью любой системы управления. В сфере государственного управления важную роль играет налоговый контроль, который направлен на обеспечение соблюдения налогового законодательства, а также на выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений. В Налоговом кодексе РФ налоговый контроль описывается как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками страховых взносов.
Налоговый контроль играет критически важную роль, так как:
- обеспечивает стабильность экономики и финансовой системы страны;
- гарантирует поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней;
- укрепляет налоговую дисциплину и финансовый правопорядок.
- привлекает к ответственности за налоговые правонарушения.
- предупреждает новые налоговые правонарушения.
Налоговые органы России организованы по иерархическому принципу, что обеспечивает эффективное управление и контроль на всех уровнях. Центральный аппарат ФНС России разрабатывает налоговую политику и осуществляет общее руководство. Региональные и районные подразделения отвечают за взаимодействие с налогоплательщиками и обеспечение соблюдения налогового законодательства на местах.
Каждый уровень налоговых органов имеет свои четко определенные функции. Это позволяет специализироваться на конкретных задачах и повышать эффективность работы. ФНС России осуществляет не только контроль за соблюдением налогового законодательства, но и ряд других важных функций, включая валютный контроль и контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции [6].
Назначение руководителя ФНС России Правительством РФ обеспечивает централизованное руководство и координацию деятельности всех налоговых органов. Налоговые органы укомплектованы квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями и опытом в сфере налогообложения.Структура и состав налоговых органов России постоянно совершенствуются с целью повышения эффективности налогового администрирования и улучшения условий для налогоплательщиков.
Налоговые проверки являются одним из главных инструментов налоговых органов для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ определяет две формы таких проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) [1] и выездные (ст. 89 НК РФ) [1].
Для понимания необходимости и эффективности такого контроля, рассмотрим статистику налоговых проверок за 2021–2023 гг. согласно данным отчетов формы 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)».
Камеральные проверки являются наиболее распространенным типом налоговых проверок. Данные о количестве камеральных налоговых проверок в Хабаровском крае за 2021–2023 гг., а также информация о числе выявленных нарушений (несоблюдение сроков сдачи отчетности, неправильное оформление документов, ошибки в расчетах налогов и налогооблагаемой базы) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество камеральных проверок, проведенных в Хабаровском крае, в 2021–2023 гг. [7]
Наименование показателя |
Год |
Изменение 2021/2022 |
Изменение 2022/2023 | ||||
2021 |
2022 |
2023 |
абс. |
отн. |
абс. |
отн. | |
Камеральные проверки |
519 157 |
492 513 |
448 816 |
-26 644 |
-5,41 % |
-43 697 |
-9,74 % |
из них: выявившие нарушения |
17 015 |
18 432 |
14 100 |
1 417 |
7,69 % |
-4 332 |
-30,72 % |
Доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, % |
3,28 |
3,74 |
3,14 |
0,46 |
Х |
-0,60 |
Х |
Источник: составлено автором на основании отчета по форме № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» за 2021–2023 гг.
В 2022 и 2023 годах наблюдается снижение количества проведенных камеральных проверок налоговыми органами Хабаровского края на 5,41 % (-26 644 проверки) и на 9,74 % (-43 697 проверок), соответственно. При этом доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, в общем количестве камеральных проверок, проведенных налоговыми органами в Хабаровском крае в 2021–2023 годах, снизилась с 3,28 % до 3,14 % (-0,14 п.п.). Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой, на каждые 100 проверок лишь в 3 случаях выявляются нарушения.
Сокращение числа камеральных налоговых проверок в Хабаровском крае в 2021–2023 годах обусловлено несколькими факторами: введением моратория на проведение контрольных мероприятий в отношении бизнеса (хотя проверки полностью не прекратились), снижением административной нагрузки на бизнес (включая освобождение от проверок другими надзорными органами), реорганизацией налоговых инспекций (с созданием обособленных подразделений) и внедрением принципов «Разумного истребования» ФНС [8], направленных на минимизацию избыточных требований к налогоплательщикам [9]. Также значительно уменьшилось количество проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и валютного законодательства.
Несмотря на сокращение количества камеральных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм (включая налоговые санкции и пени) имеют тенденцию увеличения в 2022 году и снижения в 2023 году (табл. 2).
Таблица 2
Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных камеральных проверок в 2021–2023 гг., в млн руб. [7]
Наименование показателя |
Год |
Изменение 2021/2022 |
Изменение 2022/2023 | ||||
2021 |
2022 |
2023 |
абс. |
отн. |
абс. |
отн. | |
Всего дополнительно начислено платежей |
166,9 |
768,8 |
473,2 |
601,9 |
78,28 % |
-295,6 |
-62,47 % |
Из них налогов |
78,6 |
575,5 |
425,9 |
496,9 |
86,34 % |
-149,7 |
-35,15 % |
Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок, % |
47,08 |
74,86 |
89,99 |
27,78 |
Х |
15,13 |
Х |
Источник: составлено автором на основании отчета по форме № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» за 2021–2023 гг.
В 2021 году по итогам осуществленных камеральных проверок в Хабаровском крае было доначислено в бюджет свыше 166,9 млн руб., при этом 47,08 % от данной суммы составляли доначисления налогов. В 2022 году размер доначислений в бюджет вырос на 78,28 %, что составило более 601,8 млн руб. При этом размеры доначисленных налогов возросли на 86,34 %, что составило порядка 496,2 млн руб. В целом рост доначислений в 2022 году был обусловлен ростом общей эффективности проверок (это было связано с полной прозрачностью системы, так как теперь каждая транзакция видна налоговому органу, а также с переходом ФНС к риск-ориентированному подходу: в план проверок включались только те компании, у которых выявлялись схемы) [10], увеличением налоговой базы (по мере роста налоговых сборов в постковидный период закономерно увеличивался и размер недоимки) [11]. Самые главные основания для доначислений — работа с сомнительными контрагентами, дробление бизнеса, использование самозанятых и ИП для оптимизации зарплатных налогов или других целей [12].
В 2023 году по итогам осуществленных камеральных налоговых проверок дополнительные начисления в бюджет составили 473,2 млн руб., что на 62,47 % (-295,6 млн руб.) меньше, чем в 2022 году. При этом размер доначислений налогов сократился до 425,9 млн руб. (-35,15 % по сравнению с 2022 годом). Глава ФНС Даниил Егоров объясняет снижение доначислений автоматизацией проверок и использованием риск-анализа. Пресс-служба ФНС дополняет, что уменьшение доначислений по итогам камеральных проверок связано с их сокращением, поскольку акцент сместился на аналитическую работу и сотрудничество с налогоплательщиками для корректировки налоговых обязательств без проведения выездных проверок [13].
Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной камеральной проверки в Хабаровском крае в 2021 году составляла 471 руб., в 2022 году — 749 руб., в 2023–900 руб. Таким образом, средняя величина доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм за три года увеличилась на 429 руб. (+47,68 %) [14].
В Хабаровском крае зарегистрировано большое количество налогоплательщиков, что делает невозможным выездную проверку каждого. Камеральные проверки позволяют определить необходимость выездных. Таблица 3 содержит данные о количестве выездных налоговых проверок в Хабаровском крае за 2021–2023 гг., числе выявленных нарушений налогового и валютного законодательства, правил расчетов наличными и использования контрольно-кассовых машин, а также динамику этих показателей.
Таблица 3
Количество выездных проверок, проведенных в Хабаровском крае, в 2021–2023 гг. [7]
Наименование показателя |
Год |
Изменение 2021/2022 |
Изменение 2022/2023 | ||||
2021 |
2022 |
2023 |
абс. |
отн. |
абс. |
отн. | |
Выездные проверки организаций и физических лиц |
66 |
90 |
51 |
24 |
26,67 % |
-39 |
-76,47 % |
из них: выявившие нарушения |
65 |
88 |
49 |
23 |
26,14 % |
-39 |
-79,59 % |
Доля выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, % |
98,48 |
97,78 |
96,08 |
-0,70 |
Х |
-1,70 |
Х |
Источник: составлено автором на основании отчета по форме № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» за 2021–2023 гг.
По итогам 2021 года более 98 % выездных налоговых проверок завершалось с выявлением нарушений. В 2022 году наблюдался рост количества выездных налоговых проверок, осуществленных в Хабаровском крае, на 26,67 % (+24 проверки) из-за прекращения послаблений для бизнеса, которые были введены в период пандемии COVID-19. Количество проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, возросло на 26,14 %, что составило 23 проверки. При этом их доля снизилась на 0,7 п. п. и составила 97,8 % от общего количества проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок.
В Хабаровском крае в 2023 году сократилось число выездных налоговых проверок. Это объясняется общей государственной тенденцией к снижению административного давления на налогоплательщиков со стороны ФНС. Сокращение произошло благодаря риск-ориентированному подходу и побуждению налогоплательщиков к добровольному отказу от схем уклонения от налогообложения [15].
Также сокращение числа выездных налоговых проверок в последние годы объясняется политикой ФНС, направленной на стимулирование добровольного исполнения налоговых обязательств через открытый диалог с налогоплательщиками. Больше внимания уделяется комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков для выявления подозрительных операций и отклонений от отраслевых показателей. Из-за высокой стоимости и низкой эффективности для бизнеса выездные налоговые проверки стали редкостью. Увеличение финансирования каждой налоговой проверки способствовало сокращению числа выездных проверок.
Несмотря на снижение эффективности осуществления выездных налоговых проверок в Хабаровском крае за анализируемый промежуток времени, их результативность по-прежнему остается на очень высоком уровне. В среднем лишь две налоговые проверки из ста завершаются без дополнительных начислений в виде налогов и применения штрафных санкций.
Наряду со снижением количества осуществленных выездных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм также имеют тенденцию снижения (табл. 4).
Таблица 4
Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных выездных проверок в 2021–2023 гг., в млн руб. [7]
Наименование показателя |
Год |
Изменение 2021/2022 |
Изменение 2022/2023 | ||||
2021 |
2022 |
2023 |
абс. |
отн. |
абс. |
отн. | |
Всего дополнительно начислено платежей |
1 453,0 |
3 628,7 |
1 644,9 |
2 176 |
59,96 % |
-1 984 |
-120,60 % |
Из них налогов |
914,4 |
2 497,7 |
1 617,5 |
1 583 |
63,39 % |
-880 |
-54,42 % |
Доля налогов в доначислениях по результатам выездных проверок, % |
62,93 |
68,83 |
98,33 |
5,90 |
Х |
29,5 |
Х |
Источник: составлено автором на основании отчета по форме № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» за 2021–2023 гг.
В 2021 году по итогам проведенных выездных проверок в Хабаровском крае было доначислено в бюджет свыше 1,45 млрд руб., при этом 62,93 % от данной суммы составляли доначисления налогов. В 2022 году размер доначислений в бюджет вырос на 59,96 %, что составило более 2,1 млрд руб. При этом размеры доначисленных налогов возросли на 63,39 %, что составило порядка 1,6 млрд руб. [11] Рост дополнительно начисленных платежей в ходе выездных проверок в 2022 году произошёл за счёт увеличения их количества.
Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной выездной проверки в Хабаровском крае в 2021 году составляла 629 руб., в 2022 году — 688 руб., в 2023–983 руб. Таким образом, средняя величина доначисленных с одной выездной налоговой проверки сумм за три года увеличилась на 354 руб. (+36,0 %) [14].
Анализ деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в сфере налогового контроля демонстрирует как успехи в применении новых технологий и методов, так и необходимость дальнейшего совершенствования. Полученные данные позволяют выделить ключевые направления для повышения эффективности налогового контроля в регионе и оптимизации работы налоговых органов. В следующей части будут рассмотрены конкретные рекомендации по совершенствованию налогового контроля в Хабаровском крае, направленные на усиление профилактической работы, улучшение взаимодействия с налогоплательщиками и оптимизацию расходования ресурсов 14].
Анализ статистики выявляет ряд недостатков в механизме налогового контроля [16]:
- Внедрение инновационных методов контроля, таких как налоговый мониторинг, требует повышения квалификации налоговых инспекторов. Сложность проверяемых сделок и операций делает необходимой подготовку специалистов, способных предоставлять налогоплательщикам квалифицированные и мотивированные заключения;
- Налоговый контроль часто сосредоточен исключительно на выявлении нарушений и наказании виновных. Такой фискальный подход уводит на второй план стимулирование и регулирование налоговой деятельности, которые могли бы способствовать экономическому росту предприятий и решению социальных проблем. Кроме того, фискальная направленность может приводить к злоупотреблениям и несправедливому наложению штрафов.
- В системе налогового контроля отсутствует четкая и стандартизированная процедура проведения проверок. Это приводит к субъективности и непоследовательности в оценке деятельности налогоплательщиков, что в свою очередь порождает недоверие к налоговым органам и увеличение количества налоговых споров. Отсутствие единой системы критериев для определения правонарушений усугубляет эту проблему.
- Низкая налоговая культура граждан является серьезным препятствием для эффективного функционирования налоговой системы. Недостаточное понимание роли налогов и принципов работы налоговой системы приводит к недоверию и нежеланию соблюдать налоговое законодательство. Повышение налоговой культуры должно стать приоритетной задачей, так как это прямым образом влияет на экономическое развитие страны.
Улучшение каждого из выявленных элементов системы налогового контроля позволит повысить ее эффективность в целом. Рассмотрим возможные рекомендации по решению обозначенных проблем [17] :
- цифровизация налогового администрирования — дальнейшее развитие электронных сервисов, использование больших данных и искусственного интеллекта позволит повысить эффективность налогового контроля и снизить административную нагрузку на налогоплательщиков;
- совершенствование налогового законодательства — упрощение и стабилизация налогового законодательства сделают его более понятным и доступным для налогоплательщиков;
- борьба с теневой экономикой — комплексные меры по снижению объема теневой экономики позволят увеличить налоговые поступления и создать равные условия для бизнеса;
- развитие международного сотрудничества — обмен информацией и совместные действия с налоговыми органами других стран помогут бороться с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег;
- повышение уровня налоговой культуры — образовательные программы и информационные кампании способствуют повышению налоговой грамотности населения и формированию ответственного отношения к уплате налогов.
Несмотря на определенный прогресс, система налогового контроля в России всё ещё нуждается в совершенствовании. Решение существующих проблем, таких как недостаточная квалификация кадров, фискальная направленность, отсутствие стандартизации и низкая налоговая культура, является ключевым фактором для создания эффективной и справедливой налоговой системы. Комплексный подход к решению этих проблем с учетом российской специфики позволит обеспечить стабильное пополнение государственного бюджета при соблюдении прав и интересов налогоплательщиков, а также способствовать ускорению экономического развития страны.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74449814/ca02e6ed6dbc88322fa399901f87b351/
- Закон РФ от 21.03.1991 N 943–1 (ред. от 28.12.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/6dc61cb21a85f249366e340cf793ab8b6cc0cf11/
- Боброва А. В., Верченова А. В. // Проблемы собираемости налогов в современных экономических условиях // Управление в современных системах. 2019. № 3(23). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sobiraemosti-nalogov-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah/viewer
- Отчет по форме № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10
- Михайлова, Е. А. Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации / Е. А. Михайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 108–111. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83952/
- Официальный сайт ФНС России — Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля URL: https://www.nalog.gov.ru/rn27/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
- Официальный сайт ФНС России — Разумное истребование — новые принципы налоговых органов URL: https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/activities_fts/13168972/
- Официальный сайт ФНС России — Количество камеральных налоговых проверок сократилось в Хабаровском крае URL: https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/activities_fts/10038328/
- Информационный портал «РБК» — ФНС в 2022 году доначислила рекордную сумму налогов URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2023/6426bae09a794746f4f7cc97
- Официальный сайт Ассоциации менеджеров России «AMR.ru» — Налоговая прибавка URL: https://amr.ru/press/members/nalogovye-donachisleniya-biznesu-vyrosli-v-2–2-raza/
- Информационный портал «ДВХАБ» — Бизнесмены пожаловались на резкий рост доначислений по налогам URL: https://www.dvnovosti.ru/khab/2022/09/30/146581/
- Российское издание «Право.ru» — Сумма налоговых доначислений бизнесу снизилась на 30 % в 2023-м URL: https://pravo.ru/news/252383/
- Кудреватых Н. В. // Оценка результатов налогового контроля в РФ // Н. В. Кудреватых — Текст: непосредственный // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 6 — с. 253 URL: https://s.vaael.ru/pdf/2020/6–2/1191.pdf.
- Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае — Число налоговых проверок снизилось в Хабаровском крае URL: https://ombudsmanbiz27.ru/index.php/press-tsentr/novosti/arkhiv/2023/4900-chislo-nalogovyh-proverok-snizilos-v-habarovskom-krae
- Берг, Н. А. Налоговый контроль как инструмент выявления и предупреждения налоговых правонарушений / Н. А. Берг, С. И. Черкасов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 155–159. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77134/
- Третьякова, Т. Н. Налоговая система Российской Федерации: понятие, преимущества и недостатки / Т. Н. Третьякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 268–269. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/501/110131/