В статье проводится сравнительный анализ эффективности и результативности выездных налоговых проверок, проведенных в 2019–2023 гг. в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО). Рассмотрена статистика количества выездных налоговых проверок и суммы доначисленных платежей, выявленных в результате данных проверок, и на основе этих данных сформулированы рекомендации по оптимизации налогового администрирования в Российской Федерации. Особое внимание уделяется необходимости усиления превентивных мер, развития риск-ориентированного подхода и повышению квалификации налоговых инспекторов.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговая проверка.
Контроль является неотъемлемой частью любой системы управления. В сфере государственного управления важную роль играет налоговый контроль, который направлен на обеспечение соблюдения налогового законодательства, а также на выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений. В ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль описывается как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками страховых взносов.
Налоговый контроль играет критически важную роль, так как:
- обеспечивает стабильность экономики и финансовой системы страны;
- гарантирует поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней;
- укрепляет налоговую дисциплину и финансовый правопорядок.
- привлекает к ответственности за налоговые правонарушения.
- предупреждает новые налоговые правонарушения.
Налоговые органы России организованы по иерархическому принципу, что обеспечивает эффективное управление и контроль на всех уровнях. Центральный аппарат ФНС России разрабатывает налоговую политику и осуществляет общее руководство. Региональные и районные подразделения отвечают за взаимодействие с налогоплательщиками и обеспечение соблюдения налогового законодательства на местах.
Налоговые проверки [1] являются одним из главных инструментов налоговых органов для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ определяет две формы таких проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ).
Выездная налоговая проверка (далее — ВНП) проводится налоговой инспекцией непосредственно у налогоплательщика на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа. ВНП считается одной из самых действенных инструментов налогового контроля, обеспечивая свыше 70 % всех доначислений в России, но при этом это одновременно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому ФНС России стремится сократить их количество, одновременно повышая результативность каждой проверки.
Основными показателями, которые позволяют сравнить контрольную работу налоговых органов субъектов Российской Федерации являются количество налоговых проверок, объем дополнительно начисленных платежей по налоговым проверкам (включая налоговые санкции и пени), количество налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения и т. д.
Сравнительный анализ показателей контрольной деятельности налоговых органов различных субъектов является важным инструментом для повышения эффективности налогового администрирования, обеспечения равномерного применения налогового законодательства и формирования благоприятного инвестиционного климата. Для понимания необходимости и эффективности такого контроля, рассмотрим статистику выездных налоговых проверок, проведенных в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, в 2019–2023 гг., согласно данным отчетов формы 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)».
Данные о количестве выездных налоговых проверок, проведенных в РФ и в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, за 2019–2023 гг., представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество выездных налоговых проверок, проведенных в РФ и ДФО за 2019–2023 гг., ед. [3]
Территория |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Российская Федерация |
9 332 |
6 143 |
8 121 |
10 195 |
5 404 |
ДФО |
471 |
308 |
306 |
331 |
199 |
Чукотский АО |
2 |
3 |
5 |
10 |
1 |
Магаданская область |
24 |
17 |
20 |
11 |
9 |
Республика Саха (Якутия) |
114 |
42 |
32 |
31 |
23 |
Камчатский край |
14 |
12 |
5 |
5 |
2 |
Хабаровский край |
38 |
71 |
67 |
90 |
51 |
Республика Бурятия |
42 |
17 |
32 |
9 |
6 |
Амурская область |
73 |
57 |
37 |
36 |
13 |
Сахалинская область |
25 |
11 |
18 |
9 |
17 |
Еврейская автономная область |
6 |
6 |
3 |
2 |
2 |
Забайкальский край |
75 |
41 |
31 |
33 |
18 |
Приморский край |
58 |
31 |
56 |
95 |
57 |
Источник: составлено автором на основании данных налоговой отчетности.
Как в целом по России, так и в ДФО наблюдается тенденция к снижению числа выездных налоговых проверок за рассматриваемый период, что ведет к сокращению административной нагрузки на бизнес и формированию комфортной среды для исполнения обязанностей по уплате налогов. Наиболее заметное падение произошло в 2020 году, связанное с пандемией COVID-19 и мерами поддержки бизнеса. В 2020 году был введён мораторий на проведение всех выездных проверок, включая налоговые и таможенные. Мораторий был установлен Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 409 [2]. Он распространялся на всех налогоплательщиков — физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц. Несмотря на некоторое повышение в 2021–2022 гг., количество проверок в 2023 году значительно меньше, чем в 2019 году. Прежде всего, основной причиной к уменьшению выездного налогового контроля послужила позиция Федеральной налоговой службы, направленная на открытый диалог с налогоплательщиками и на побуждение к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Налоговые органы снижают нагрузку на добросовестных налогоплательщиков за счет риск-ориентированного подхода к отбору кандидатов на выездные проверки, в деятельности которых усматриваются максимальные налоговые риски.
Количество проверок в ДФО составляет лишь небольшой процент от общего числа проверок по России (от 3 % до 5 %). Это может объясняться меньшей концентрацией предприятий в данном регионе. Внутри ДФО распределение проверок крайне неравномерно. Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская и Забайкальский край лидируют по количеству проверок, в то время как Чукотский АО, Еврейская автономная область и Камчатский край имеют минимальные показатели. Это может быть связано с экономической активностью регионов, размерами бизнеса, а также спецификой отраслевой структуры. В некоторых регионах ДФО, например, в Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Амурской области, наблюдается особенно резкое снижение количества проверок в последние годы. Снижение количества проверок связано с риск-ориентированным подходом в выборе налогоплательщиков в контрольной работе, при котором налоговые органы анализируют всю имеющуюся информацию и определяют на её основе зоны риска совершения налоговых правонарушений.
В целом, данные таблицы указывают на оптимизацию налогового контроля, выраженную в снижении количества выездных проверок, и переход к более риск-ориентированному подходу. Снижение количества выездных проверок должно сопровождаться развитием риск-ориентированного подхода. Необходимо совершенствовать методы оценки рисков, чтобы концентрировать ресурсы на проверках налогоплательщиков с наибольшей вероятностью нарушений. Это позволит повысить эффективность налогового контроля без увеличения количества выездных проверок.
Данные о долях ВНП, проведенных в РФ и ДФО за 2019–2023 гг., в результате которых были выявлены нарушения, причинами которых являлись ошибки в расчетах налогов и налогооблагаемой базы, неправомерное применение льгот, предоставление недостоверной отчетности и т. д., представлены в таблице 2.
Таблица 2
Доля выездных налоговых проверок, проведенных в РФ и ДФО за 2019–2023 гг., в результате которых были выявлены нарушения, % [3]
Территория |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Российская Федерация |
96,2 |
95,5 |
95,2 |
95,1 |
96,6 |
ДФО |
97,7 |
95,8 |
99,0 |
97,0 |
98,0 |
Чукотский АО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
60,0 |
100,0 |
Магаданская область |
100,0 |
94,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Республика Саха (Якутия) |
100,0 |
95,2 |
96,9 |
96,8 |
95,7 |
Камчатский край |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Хабаровский край |
97,4 |
91,5 |
98,5 |
97,8 |
96,1 |
Республика Бурятия |
88,1 |
94,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Амурская область |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Сахалинская область |
96,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Еврейская автономная область |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Забайкальский край |
97,3 |
97,6 |
100,0 |
97,0 |
94,4 |
Приморский край |
96,6 |
93,5 |
98,2 |
97,9 |
100,0 |
Источник: составлено автором на основании данных налоговой отчетности
В период с 2019 по 2023 годы наблюдается высокий процент выездных налоговых проверок, завершившихся выявлением нарушений, как в Российской Федерации в целом, так и в Дальневосточном федеральном округе. В подавляющем большинстве случаев выездные проверки выявляют нарушения налогового законодательства. По России этот показатель стабильно держится выше 95 %, а в ДФО даже превышает 97 % в большинстве лет. Это говорит о том, что выездные проверки, как правило, проводятся при наличии веских оснований и хорошо подготовлены.
В ДФО процент проверок с выявленными нарушениями зачастую выше, чем в среднем по России. Это может объясняться различными факторами, например, спецификой бизнеса в регионе, уровнем развития налогового администрирования или другими локальными особенностями. Особо выделяется 2021 год, когда в ДФО нарушения были выявлены практически во всех проверках (99 %). Почти во всех субъектах РФ, входящих в состав ДФО, процент выявленных нарушений крайне высок и стабилен (близок к 100 %). Это указывает на системный характер выявленных нарушений. В Чукотском АО наблюдаются значительные колебания, связанные с малым количеством проводимых проверок, что делает статистику менее репрезентативной. В Хабаровском крае наблюдается некоторое снижение эффективности в 2020 году.
В целом, данные свидетельствуют о высокой результативности выездных налоговых проверок. Высокий процент выявленных нарушений может говорить о необходимости дальнейшего развития превентивных мер и работы с налогоплательщиками по разъяснению налогового законодательства, чтобы снизить количество нарушений еще до проведения проверок. Также важно учитывать, что высокая эффективность проверок может быть связана с тем, что они проводятся в отношении налогоплательщиков, уже заподозренных в нарушениях.
В таблице 3 приведены суммы дополнительно начисленных платежей на одну выездную налоговую проверку, выявившую нарушения, в Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе (ДФО) за 2019–2023 гг.
Таблица 3
Дополнительно начислено платежей на 1 выездную проверку, проведенную на территории РФ за 2019–2023 гг., в результате которой были выявлены нарушения, тыс. руб. [3]
Территория |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Российская Федерация |
33 264,3 |
33 212,4 |
49 749,8 |
69 800,7 |
62 816,3 |
ДФО |
13 369,7 |
31 145,6 |
53 480,6 |
70 644,3 |
48 748,7 |
Чукотский АО |
17 095,0 |
3 523,7 |
15 648,4 |
673 893,8 |
354,0 |
Магаданская область |
17 758,0 |
8 837,6 |
13 967,3 |
25 930,4 |
12 562,0 |
Республика Саха (Якутия) |
11 440,4 |
14 434,2 |
22 809,9 |
37 557,7 |
110 211,1 |
Камчатский край |
3 099,8 |
22 739,2 |
8 837,8 |
373 273,2 |
123 149,0 |
Хабаровский край |
6 923,6 |
12 913,0 |
31 871,1 |
41 235,0 |
33 569,5 |
Республика Бурятия |
5 468,6 |
7 240,9 |
13 998,3 |
6 032,4 |
21 905,8 |
Амурская область |
9 161,8 |
9 394,0 |
23 997,5 |
29 536,8 |
25 408,5 |
Сахалинская область |
80 843,8 |
355 800,2 |
230 985,0 |
114 045,1 |
59 340,6 |
Еврейская автономная область |
11 363,2 |
28 540,0 |
72 402,7 |
34 479,5 |
32 609,5 |
Забайкальский край |
5 972,1 |
6 004,0 |
14 306,9 |
26 974,3 |
29 238,0 |
Приморский край |
13 756,4 |
81 720,1 |
124 326,2 |
93 014,0 |
53 402,4 |
Источник: составлено автором на основании данных налоговой отчетности
В целом по России наблюдается рост суммы доначислений на одну проверку. Особенно заметен рост в 2021 и 2022 годах, что может свидетельствовать о выявлении более крупных нарушений либо повышении эффективности проверок. Рост доначислений по итогам 2022 года объясняется не только ростом проверок, но и их эффективностью. У ФНС России в приоритете эффективность налоговых проверок, а не их рост. Кроме того, их увеличение по итогам 2022 года объясняется тем, что многие из проверок были отложены еще во время пандемии коронавируса. Кроме того, на фоне множества санкций и сложностей в экономике в 2022 году для государства важной задачей было обеспечение доходной части бюджета. В 2023 году сумма доначислений несколько снизилась, но остаётся существенно выше уровня 2019–2020 годов.
В ДФО сумма доначислений на одну проверку, как правило, превышает среднюю по России. Это может указывать на более серьезные нарушения в данном округе или на особенности налогового администрирования. В некоторых регионах ДФО, например, в Чукотском АО, Камчатском крае и Сахалинской области, наблюдаются сильные колебания сумм доначислений. Это связано с малым количеством проверок и, как следствие, высокой чувствительностью показателя к отдельным случаям выявления крупных нарушений. Например, аномально высокое значение в Чукотском АО в 2022 году объясняется единичным случаем крупного нарушения. Аналогично, высокие значения в Сахалинской области в 2020–2022 годах связаны с небольшим количеством проверок и выявлением крупных нарушений в отдельных случаях. В Республике Саха (Якутия) наблюдается тенденция к росту доначислений, особенно заметная в 2023 году. В остальных регионах ДФО, таких как Хабаровский край, Амурская область, Забайкальский край, динамика доначислений более стабильна и в целом соответствует общероссийской тенденции.
Анализируя данные трех таблиц, можно выделить следующие проблемы:
- В ДФО, как и в РФ в целом, наблюдается снижение количества выездных проверок, особенно в 2023 году. При этом доля проверок, в результате которых выявлены нарушения, остается крайне высокой (более 95 %). Это может свидетельствовать о том, что снижение количества проверок не связано с улучшением налоговой дисциплины, а, возможно, обусловлено ограниченностью ресурсов налоговых органов или изменением их приоритетов. Также вероятно, что налоговые органы стали более избирательно подходить к проверкам, фокусируясь на налогоплательщиках с высоким риском нарушений. Однако, высокая доля нарушений даже при уменьшении числа проверок указывает на сохраняющуюся проблему с налоговой дисциплиной.
- Значительный разброс сумм доначислений на одну проверку по регионам ДФО и резкие колебания этих сумм по годам свидетельствуют о неравномерности контрольной работы. Это может быть связано как с объективными факторами (разный масштаб бизнеса в регионах, специфика отраслевой структуры), так и с субъективными (неодинаковый подход к проведению проверок, разный уровень квалификации налоговых инспекторов). Аномально высокие доначисления в отдельных регионах и годах связаны с единичными крупными проверками, что искажает статистику и не отражает реальной ситуации с налоговой дисциплиной.
- Сочетание малого количества проверок с низкими доначислениями в некоторых регионах ДФО (например, Чукотский АО, Республика Бурятия в отдельные годы) может говорить о недостаточной эффективности контрольной работы. Возможно, в этих регионах не хватает ресурсов или недостаточно развиты методы анализа рисков.
Для решения выявленных проблем предлагаются следующие рекомендации:
- Необходимо усилить работу по выявлению налогоплательщиков с высоким риском нарушений, используя современные методы анализа данных и информационные технологии. Это позволит проводить проверки более целенаправленно и эффективно использовать ресурсы налоговых органов. Важно разработать четкие и прозрачные критерии отбора налогоплательщиков для проверок.
- Следует провести анализ эффективности проверок в разных регионах ДФО и перераспределить ресурсы с учетом выявленных рисков и потенциальных доначислений. Необходимо обеспечить достаточное количество квалифицированных налоговых инспекторов во всех регионах.
- Помимо проверок, необходимо активно развивать превентивные меры, направленные на повышение налоговой дисциплины: разъяснительная работа с налогоплательщиками, упрощение налогового законодательства и отчетности, развитие электронных сервисов ФНС.
Таким образом, налоговый контроль, и, в частности, выездные налоговые проверки, остаются важным инструментом обеспечения соблюдения налогового законодательства и пополнения бюджета. Стремление ФНС к сокращению количества проверок при одновременном повышении их результативности требует совершенствования методов анализа данных, развития риск-ориентированного подхода и повышения квалификации налоговых инспекторов. Анализ статистики выездных налоговых проверок в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, позволяет выявить тенденции и особенности контрольной работы в данном федеральном округе, что создает основу для разработки адресных мер по оптимизации налогового администрирования и улучшению инвестиционного климата. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на более детальное изучение причин выявленных нарушений и разработку эффективных превентивных мер.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024, с изм. от 21.01.2025) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 409 URL: https://base.garant.ru/73849374/
- Официальный сайт ФНС России — Отчет формы 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/