Административно-правовое регулирование оборота гражданского оружия в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 22.12.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Богушев, В. И. Административно-правовое регулирование оборота гражданского оружия в Российской Федерации / В. И. Богушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76939/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье формулируется определение административно-правового регулирования оборота гражданского оружия в РФ и основы его законодательной базы. Раскрываются некоторые вопросы о праве на приобретение гражданского оружия, а также ограничения такого права. Определено, каким органом исполнительной власти, осуществляется непосредственный контроль и надзор за оборотом гражданского оружия в РФ.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, оборот оружия, гражданин, закон, надзор.

The article formulates the definition of administrative and legal regulation of the turnover of civil weapons in the Russian Federation and the basis of its legislative framework. Some questions about the right to purchase civilian weapons, as well as restrictions on such a right, are revealed. It is determined which executive authority exercises direct control and supervision over the circulation of civilian weapons in the Russian Federation.

Keywords: administrative and legal regulation, arms turnover, citizen, law, supervision.

Вариантов к раскрытию механизма административно-правового регулирования в научной литературе существует немало.

А. П. Шергин определяет его как «системное образование юридических средств, закрепленных в нормах административного права, с помощью которых достигается упорядоченность общественных отношений в публичной сфере».

В целом, можно сказать, что категория «механизм административно-правового регулирования» определяется по-разному, при этом каждый автор, трактуя данное понятие, стремится включить в него все необходимые аспекты, присущие административно-правовому регулированию и, главным образом, связанные с воздействием на общественные отношения [1].

Исходя из вышеназванных теоретических положений, можно сформулировать определение административно-правового регулирования оборота оружия. Под ним стоит понимать часть государственного регулирования, включающего в себя административно-правовые средства, использующиеся с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ.

Рассматривая законодательство как неотъемлемый элемент административно-правового регулирования оборота оружия, стоит отметить, что в настоящее время Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» является основным законодательным актом, регламентирующим оборот оружия в Российской Федерации и устанавливающим административно-правовой режим в этой сфере.

Вышеупомянутый закон устанавливает круг субъектов, имеющих право приобретать оружие, условия, при которых это возможно, а также тех, кто призван обеспечивать контроль в этих отношениях.

Так, право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, а также граждане Российской Федерации, не достигшие указанного возраста, но прошедшие, либо проходящие военную службу, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания, либо специальные звания или классные чины юстиции.

Право на приобретение газового оружия самообороны, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста [2].

Допуск граждан к приобретению, хранению и ношению оружия самообороны в Российской Федерации осуществляется на основании: заявления гражданина; документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации; документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также об отсутствии в организме заявителя наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Уполномоченный орган самостоятельно проводит проверку наличия или отсутствия сведений об обстоятельствах, препятствующих выдаче лицензии на приобретение оружия, а также возможности обеспечения учета и сохранности оружия по месту жительства гражданина (наличие сейфа).

Соответственно право на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны не может быть предоставлено гражданам, имеющим неснятую судимость за преступление, совершенное умышленно либо с применением оружия; отбывающим наказание за совершенное преступление; лишенным по решению суда права на приобретение оружия; повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не имеющим постоянного места жительства.

Статья 13 Федерального закона «Об оружии» предусматривает возможность ношения газовых пистолетов, револьверов на основании лицензии на приобретение такого оружия с последующей его регистрацией в органах внутренних дел по месту жительства. Данная лицензия является одновременно разрешением на хранение и ношение оружия самообороны. Разрешение на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения сроком на пять лет выдается органом внутренних дел при его регистрации. Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны не предназначено для ношения [3].

При этом в части ношения оружия гражданами Российской Федерации действует и определенный перечень запретов.

Так, гражданам Российской Федерации запрещается носить оружие при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, носить огнестрельное оружие в состоянии опьянения.

Действует запрет и на ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях развлекательных комплексов; организаций, работающих в ночное время и осуществляющих выпуск алкогольной продукции; образовательных организаций, за исключением тех, чьи уставные цели и задачи предусматривают использование оружия, и др. Кроме того, запрещено ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия.

Помимо федерального закона «Об оружии» в регулировании оборота гражданского оружия значение имеют Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», а также акты военизированных ведомств [4].

Так, положения указанного Постановления в части организационной составляющей работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия детализированы в Приказе МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» [5]. Этим же Приказом утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Также в непосредственном регулировании оборота оружия на территории Российской Федерации принимает значение и утверждаемый Приказом МВД Административный регламент, который регламентирует в четкой форме последовательность действий и решений, необходимых для осуществления государственной функции по контролю за оборотом оружия, определяет сроки административных процедур должностных лиц, их права и обязанности при осуществлении государственного контроля за оборотом оружия, а также тех, в отношении которых он осуществляется.

В целом, анализируя законодательную базу в сфере административно-правового регулирования оборота оружия, можно заметить, что актам федеральных органов исполнительной власти здесь отводится определяющая роль. Подтверждением этому является сам Федеральный закон «Об оружии», большинство статей которого содержат отсылки к нормативным актам Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что фактически законодателем делегируются широкие нормотворческие полномочия Правительству Российской Федерации, а также определенный их перечень и МВД РФ. При этом и самим Правительством Российской Федерации закрепляется за министерством ряд вопросов по установлению порядков лицензирования, хранения оружия и т. д. Однако не исключается и возможность МВД РФ расширять эти рамки.

Важным аспектом в изучении поставленной проблемы является определение компетентного органа, осуществляющего административно-правовое регулирование оборота оружия.

Задачи по федеральному государственному контролю за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти — Росгвардию или его территориальные органы (Центры лицензионно-разрешительной работы, отделы лицензионно-разрешительной работы и др.).

Так, она призвана контролировать оборот различных видов оружия, боеприпасов и патронов к нему, соблюдение гражданами законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Также в административно-правовом регулировании оборота оружия участвуют и органы, уполномоченные выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, органы, призванные осуществлять государственный контроль за соблюдением обязательных требований к оружию. Все вышеназванные субъекты контроля за оборотом оружия должны осуществлять свою деятельность при согласованном взаимодействии между собой.

Таким образом, в Российской Федерации административно-правовое регулирование оборота оружия осуществляется на территории всей страны при действии специально уполномоченных органов власти, проведении лицензионных, контрольно-надзорных мероприятий, а также наличии ряда нормативных актов в рассматриваемой области отношений.

Литература:

  1. Шергин А. П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования / А. П. Шергин // Научный портал МВД России, 2015. — С. 63
  2. Ноздрачев А. Ф. Современное содержание понятия «административно правовой режим»/ А. Ф. Ноздрачев // Журнал российского права. — 2017. — № 2. — С. 98 -100
  3. Об оружии [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (в редакции от 08.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
  4. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (в редакции от 29.03.2019) // СПС «Консультант Плюс».
  5. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 [Электронный ресурс]: приказ МВД от 12.04.1999 № 288 (в редакции от 19.06.2018) // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административно-правовое регулирование оборота оружия, административно-правовое регулирование, гражданское оружие, оружие, служебное оружие, исполнительная власть, оборот, огнестрельное оружие, ограниченное поражение.


Задать вопрос