Проблема совершенствования государственного контроля за оборотом гражданского оружия и его нормативного регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Сартакова Я. С., Русанова С. Ю. Проблема совершенствования государственного контроля за оборотом гражданского оружия и его нормативного регулирования // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/archive/236/54894/ (дата обращения: 22.10.2019).



Статья посвящена проблеме совершенствования государственного контроля за оборотом гражданского оружия и его нормативного регулирования. В настоящее время в нашей стране, как и во многих зарубежных государствах, возрастает озабоченность общества проблемами незаконного использования оружия в преступных целях и вполне обоснованно выдвигаются требования по принятию в связи с этим соответствующих мер реагирования, усилению государственного контроля за оборотом оружия.

Ключевые слова: контроль за оборотом оружия, государственный контроль, нормативное регулирование оборота оружия.

The article is devoted to the problem of improving the state control over the circulation of civil weapons and its normative regulation. At present, in our country, as in many foreign countries, there is a growing public concern about the problems of illegal use of weapons for criminal purposes and it is reasonable to put forward demands for the adoption of appropriate measures in this regard, to strengthen state control over the circulation of weapons.

Keywords: gun control, state control, regulation of arms trafficking.

На протяжении многих лет МВД России было основным органом, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия.

Образование 5 марта 2016 г. Федеральной службы войск национальной гвардии и включение в ее структуру органов управления и подразделений Министерства внутренних дел РФ, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия привело к изменению состава органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный контроль за оборотом оружия.

В связи с созданием в стране Росгвардии, часть полномочий, ранее выполнявшихся органами внутренних дел, в том числе в сфере оборота оружия, перешла к этому органу.

Реализация государственных, правовых и социально-экономических реформ в стране предполагает укрепление правопорядка во всех сферах российского общества. Эти изменения тесно связаны с обеспечением безопасности личности, общества и государства.

Незаконный оборот огнестрельного оружия в Российской Федерации приобрел глобальный характер в последние десятилетия и оказал серьезное влияние на социальную и психологическую атмосферу в обществе, сказавшись на экономике, политике и правопорядке.

Существует несколько причин значительных изменений, произошедших в последнее время в области незаконного оборота оружия.

Во-первых, появились юридические лица, образованные для решения специальных уставных задач (службы безопасности предприятий, частные сыскные и охранные агентства и т. д.) В арсенале таких организаций могут быть различные виды оружия.

Во-вторых, нелегальное поступление оружия из мест вооруженных конфликтов и стран ближнего зарубежья благодаря «прозрачности» границ дал толчок возникновению неизвестного ранее бизнеса — незаконной торговли оружием.

В-третьих, в результате нынешней криминогенной ситуации в стране значительное количество граждан приобрели огнестрельное оружие (прежде всего нарезное), чему способствовало и появление в свободной продаже более совершенного оружия.

Но расширение круга субъектов, имеющих право на приобретение оружия, влечет за собой ряд негативных последствий. Таким образом, доля преступных деяний, совершенных с применением огнестрельного оружия, а также административных правонарушений в сфере незаконного оборота оружия в общем количестве преступлений продолжает увеличиваться.

В настоящее время действует Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150 «Об оружии» и еще более 20 актов, касающихся оборота оружия. Они не во всем совершенны, их нормы часто противоречат друг другу, в них есть и пробелы, которые до сих пор не устранены.

Одним из основных субъектов контроля за оборотом оружия, помимо сотрудников лицензионно-разрешительной работы, до формирования Федеральной службы войск национальной гвардии были участковые уполномоченные полиции. Важной отличительной особенностью их служебной деятельности являлась профилактическая направленность этой деятельности. Приоритет в их профилактической деятельности отдается участковыми полицейскими, прежде всего, потенциально опасным проявлениям в жилом секторе, таким как злоупотребления алкоголем, домашнее насилие, рецидивная преступность, а также связанное с обращением объектов системы лицензирования, главным образом — оружие находящееся во владении граждан.

Следует также отметить, что участковые уполномоченные полиции — субъекты как общего, так и специального административного надзора, в частности — надзора, объектами которого являются граждане — владельцы гражданского оружия.

Среди административно-правовых средств контроля за соблюдением законодательства в области оборота оружия, меры административной ответственности за нарушения порядка оборота оружия, предусмотренные рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занимают значительное место. В связи с этим в отношении владельцев гражданского оружия стоит упомянуть о правонарушении, чаще всего выявляемые участковыми уполномоченными полиции по месту их жительства, предусмотренные КоАП РФ.

Полиция не вправе принимать решения о наказании за любое из вышеуказанных административных правонарушений, она уполномочена только составлять протоколы об административных правонарушениях, а затем в установленном порядке направлять материалы об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью. Во-первых, это создает определенные препятствия для своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, что особенно актуально для малонаселенных и сельских районов, а во-вторых, не позволяет в полной мере реализовать правоохранительный потенциал службы участковых.

Еще сложнее обстоит дело с административными и юрисдикционными полномочиями полиции в целом и участковых полицейских, в частности, в связи с выявленным сотрудниками полиции нарушением установленных сроков регистрации оружия, приобретенного по лицензиям Федерального Органа исполнительной власти, а также установленные сроки продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или условий регистрации оружия при смене гражданином постоянного места жительства. Сотрудники полиции не имеют права не только рассматривать материалы по таким правонарушениям, но и не имеют права составлять по ним протокол об административном правонарушении. Однако на практике это, пожалуй, самое распространенное административное правонарушение в области незаконного оборота оружия, которое выявляют участковые полицейские при проверке владельцев гражданского оружия.

Таким образом, требуется определенная гармонизация законодательства регламентирующего деятельность полиции по контролю соблюдения законодательства в области оборота оружия, в т. ч. регламентирующего административно-юрисдикционные полномочия полиции в рассматриваемой сфере обеспечения общественной безопасности. Наделение полиции полномочиями рассматривать в пределах своей компетенции материалы об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся оборота оружия, позволит в полной мере использовать правоохранительный потенциал участковой полицейской службы и будет способствовать повышению эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а значит — способствовать более эффективной защите прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности.

В России спрос на огнестрельное оружие достаточно высок — люди хотят заниматься спортивной стрельбой, охотиться и иметь под рукой средства самообороны.

Однако после трагедии в Керчи Президент России Владимир Путин поручил Росгвардии ужесточить контроль за оборотом оружия в России. Это затронет сразу несколько аспектов.

Сейчас в стране достаточно продуманное законодательство, регулирующее сферу оборота и применения оружия — даже предварительные результаты расследования инцидента в Керчи показали, что все правила и требования по выдаче стрелку лицензии были соблюдены. Поэтому можно сделать вывод, что стоит проверять не требования законов, а качество их исполнения, а также отношение людей к оружию в целом.

Росгвардии придется изучить международный опыт, чтобы улучшить контроль за оборотом оружия. Это проблема многих стран мира: в США, где оружие может быть законно куплено в большинстве штатов, признаются, что не в состоянии отследить все оружие, которое «ходит» по стране. Тогда как оружейное лобби этой страны очень мощное, способное влиять даже на избрание президентов — и оно не знает, как максимально усилить контроль в сфере контроля оборота оружия и незамедлительно пресекать нарушения общественного порядка. Именно поэтому инцидентов со стрельбой очень много, и купить пистолет у уличных преступников несложно.

В России достаточно нерешенных проблем в этой сфере — по крайней мере, в том, что достаточно «белых пятен» в сфере обращения с травматическим оружием. Здесь необходимо оценить степень опасности и скорректировать требования к обороту и применению данного вида огнестрельного оружия. Также много вопросов касается степени регулирования интернета, где можно найти массу инструкций по сборке взрывных устройств из подручных средств.

Отдельный вопрос — отношение к оружию. В СССР юношей учили уважать его еще со школы. В школе подростки научились разбирать и чистить автомат Калашникова, а в армии — стрелять. Мужчины всегда инстинктивно тянутся к оружию, это заложено в их природе. Но с раннего возраста с помощью учителей, инструкторов и встреч с ветеранами нужно говорить, что оружие должно использоваться в целях защиты, а не нападения. Это психологические аксиомы, которые стоит закладывать со школьной скамьи.

По предварительным данным, Росгвардия предлагает обязать владельцев огнестрельного оружия сообщать о своем прибытии с оружием в другой город в течение трех дней. Предполагается, что такой контроль «в мобильном режиме» обеспечит надлежащий контроль за оборотом оружия в местах его временного хранения.

В 1990-е годы Россия была наводнена огромным количеством огнестрельного оружия различного типа — от кустарного до украденного у воинских частей. Последствия этого в России все еще чувствуются сегодня. В сфере контроля за оборотом стоит использовать современные информационные технологии, которые позволят создать единую базу данных о перемещении каждой единицы огнестрельного оружия в стране.

Кому продавался или выдавался конкретный образец, где и когда его ремонтировали, при каких обстоятельствах он попадал в поле зрения силовиков, использовался или был утилизирован — современные информационно-программные системы позволяют учесть все это даже в масштабах России. Но для создания такой базы необходима масштабная работа, а для ее точного функционирования — не менее сложная скрупулезная работа. В этом случае значительно облегчится работа правоохранительных органов, в том числе в сфере предупреждения преступности.

Такая база будет очень востребована для расследования совершенных правонарушений. Централизованная база с отслеживанием того, на какое оружие кто и в каком объеме закупает боеприпасы, является серьезной информацией, предоставляющей возможности для анализа.

Керченская трагедия поставила вопрос о том, какие меры необходимо принять для предотвращения подобных трагедий. Одним из направлений этой работы является усиление контроля за оборотом оружия и боеприпасов.

Следует отметить, что после стрельбы в Керчи российские законодатели активизировали работу по повышению возрастного ценза на продажу оружия. Точнее, уже подготовлен законопроект, автором которого является депутат Госдумы Николай Земцов. Он предложил разрешать продажу оружия людям старше 21 года. Сейчас минимальный возрастной ценз — 18 лет для гладкоствольного и 21 год для нарезного оружия. В то же время исключение будет сделано для военнослужащих, сотрудников государственных военизированных организаций, а также для лиц, имеющих воинские и специальные звания.

Законопроект касается гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также газового, спортивного, охотничьего, сигнального, холодного клинкового и огнестрельного гладкоствольного оружия. В то же время оружие, входящее в состав национальных костюмов народов России или казачью форму, также будет разрешено покупать только гражданам старше 21 года.

Эти предложения связаны с тем, что большинство граждан России, достигших совершеннолетия и получивших право на приобретение оружия, являются студентами учебных заведений, а, следовательно, они могут стать источником повышенной опасности для своих сверстников.

Взросление человека не связано с его физическим возрастом. И в 18 лет он остается еще ребенком, у молодых людей ещё играют гормоны, психика нестабильна. Даже несмотря на физическую силу, внутреннее взросление и ответственность приходят через некоторое время и это может приводить к тяжёлым трагическим последствиям. Поэтому 21 год — это минимальный порог.

По мнению председателя Общественного совета при МВД адвоката Анатолия Кучерены, такие изменения уже назрели: «Раньше мы смотрели репортажи из Соединённых Штатов и не понимали, как можно прийти в класс и расстрелять своих сверстников, но в последнее время похожие трагедии всё чаще случаются у нас. Мы помним ситуацию в подмосковной Ивантеевке, сейчас такая же история произошла в Керчи. Поэтому настало время задуматься, почему ранее не свойственные нашему обществу проблемы пришли и к нам, а также о том, что нужно сделать, чтобы дети не искали выхода из трудных ситуаций с помощью оружия».

Кроме того, Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции намерен добиваться принятия законопроекта, который наделит Росгвардию полномочиями по проверке подлинности медицинских справок, предусмотренных для получения лицензии на оружие. Эта мера станет препятствием для доступа психически больных граждан к оружию. К сожалению, сейчас действительно существует практика покупки справок. В связи с этим внесены изменения в закон «Об оружии», чтобы такие документы можно было получить только в муниципальных или государственных учреждениях здравоохранения, чтобы частные организации не имели к этому доступа. Хотя понятно, что это не решает полностью проблему.

В связи с этим предлагается предоставить право Министерству внутренних дел, а затем Росгвардии, при выдаче лицензии, запросить в медицинских учреждениях информацию о заболеваниях, препятствующих получению оружия. До сих пор Министерство Здравоохранения отвергало подобные инициативы, ссылаясь на врачебную тайну. Однако отмечается, что правоохранительным органам не нужен перечень заболеваний, которыми страдают люди. Необходимо, чтобы у них были правовые основания для обращения в медицинское учреждение, чтобы оно подтвердило подлинность справки о том, может ли гражданин иметь оружие.

Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование взаимодействия субъектов правоохранительной системы, осуществляющих контроль за оборотом оружия.

Необходимо не только вносить изменения в существующее законодательство, но и проводить комплексные мероприятия по обеспечению сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ в местах их изготовления и хранения. На уровне субъектов Российской Федерации должны быть образованы межведомственные координационные советы представителей органов внутренних дел, воинских формирований Минобороны, органов прокуратуры и др.

Необходимо также решить вопрос о создании единой межведомственной информационной системы по учету похищенного, утраченного и разыскиваемого оружия, легитимности получения медицинских документов для получения разрешения на оружие частных лиц, установить порядок постановки на учет подобной информации и доступа к ней заинтересованных органов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. М, Изд-во «Юрайт», 145 с., 2008 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., Издательская группа «Инфра М — Норма», 234 с., 2009 г.
  3. Европейская Конвенция Совета Европы «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами».
  4. Федеральный закон РФ «Об оружии», № 150, ред. от 29.06.2004 г.
  5. Андреечев Ю., Борьба с незаконным оборотом оружия в Москве. Российская юстиция. № 11, Ноябрь. — М., Юридическая литература, 2006 г.
  6. Башилов В. В. Борьба с организованным формами преступного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М., 2007 г.
  7. Бут М. Росгвардия усилит контроль за оборотом оружия в «мобильном режиме»// ФБА Экономика сегодня Максим Бут М — 25.10.2018
  8. Герасимов С. И. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению. // О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению. — М., 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, оружие, Российская Федерация, Россия, государственный контроль, гражданское оружие, оборот, незаконный оборот оружия, область оборота оружия, соблюдение законодательства.


Похожие статьи

Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия

Статья посвящена исследованию различных аспектов, влияющих на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Ключевые слова: незаконный оборот оружия, оружие, УК РФ, преступление, Российская Федерация, вещество.

Проблемы лицензирования гражданского оружия в Российской...

В современных условиях экономического, социального и геополитического развития общества значительно обострилась проблема правового регулирования оборота оружия. Существует два мнения относительно данной проблемы: о необходимости свободного приобретения оружия...

Вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным...

Необходимость уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом оружия не требует

В судебной практике под групповым незаконным оборотом оружия часто понимаются такие

Согласно материалам дела А. совершил незаконное хранение огнестрельного оружия...

Уголовная ответственность за небрежное хранение...

Ключевые слова: небрежное хранение, уголовная ответственность, преступные лица, снаряжение, пороховой заряд, незаконный оборот оружия. В ст. 244 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия.

Определение понятий оружия, боеприпасов и военной техники...

Кроме этого, порядок сбережения оружия, боеприпасов и военной техники наибольшим образом сопряжен с исполнением обязанностей военной службы — имеет выраженный воинский характер, в то время как оборот иного имущества в Вооруженных Силах РФ, других войсках и...

Уголовная ответственность за небрежное хранение...

Небрежное хранение огнестрельного оружия или боевых припасов (ст. 264 УК Украины [1]

Изучение исторического опыта и проведение сравнительного анализа законодательств

Статья 1242 предусматривала ответственность за незаконное хранение оружия или пороха в...

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Целесообразно исходить, что оценка применения огнестрельного оружия в таких случаях должна основываться на правилах крайней

Ключевые слова: небрежное хранение, уголовная ответственность, преступные лица, снаряжение, пороховой заряд, незаконный оборот оружия.

Состояние, динамика, причины и условия преступности, связанной...

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения...

Оборотоспособность вещей при производстве по уголовным делам

Ключевые слова:оборотоспособность, изъятые из оборота объекты, ограниченные в оборотоспособности, незаконный оборот, запрещенные к обороту. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) при регулировании вопросов, связанных с...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

Незаконный оборот заготовленной древесины влияет на экономическую безопасность страны так, как наносит значительный вред экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран — потребителей российского круглого леса.

Похожие статьи

Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия

Статья посвящена исследованию различных аспектов, влияющих на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Ключевые слова: незаконный оборот оружия, оружие, УК РФ, преступление, Российская Федерация, вещество.

Проблемы лицензирования гражданского оружия в Российской...

В современных условиях экономического, социального и геополитического развития общества значительно обострилась проблема правового регулирования оборота оружия. Существует два мнения относительно данной проблемы: о необходимости свободного приобретения оружия...

Вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным...

Необходимость уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом оружия не требует

В судебной практике под групповым незаконным оборотом оружия часто понимаются такие

Согласно материалам дела А. совершил незаконное хранение огнестрельного оружия...

Уголовная ответственность за небрежное хранение...

Ключевые слова: небрежное хранение, уголовная ответственность, преступные лица, снаряжение, пороховой заряд, незаконный оборот оружия. В ст. 244 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия.

Определение понятий оружия, боеприпасов и военной техники...

Кроме этого, порядок сбережения оружия, боеприпасов и военной техники наибольшим образом сопряжен с исполнением обязанностей военной службы — имеет выраженный воинский характер, в то время как оборот иного имущества в Вооруженных Силах РФ, других войсках и...

Уголовная ответственность за небрежное хранение...

Небрежное хранение огнестрельного оружия или боевых припасов (ст. 264 УК Украины [1]

Изучение исторического опыта и проведение сравнительного анализа законодательств

Статья 1242 предусматривала ответственность за незаконное хранение оружия или пороха в...

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Целесообразно исходить, что оценка применения огнестрельного оружия в таких случаях должна основываться на правилах крайней

Ключевые слова: небрежное хранение, уголовная ответственность, преступные лица, снаряжение, пороховой заряд, незаконный оборот оружия.

Состояние, динамика, причины и условия преступности, связанной...

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения...

Оборотоспособность вещей при производстве по уголовным делам

Ключевые слова:оборотоспособность, изъятые из оборота объекты, ограниченные в оборотоспособности, незаконный оборот, запрещенные к обороту. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) при регулировании вопросов, связанных с...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

Незаконный оборот заготовленной древесины влияет на экономическую безопасность страны так, как наносит значительный вред экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран — потребителей российского круглого леса.

Задать вопрос