Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Романская, А. В. Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи / А. В. Романская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76668/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотезу о недостаточной проработанности нормативно-правовой базы в сфере гражданского воспитания школьников. Система гражданского воспитания школьной молодежи исследуется в качестве необходимого аспекта образовательного процесса.

Ключевые слова: гражданская позиция, молодежная политика, молодежь, школьное воспитание, образование, гражданственность.

Keywords: civil position, youth policy, youth, school education, education, citizenship.

В XXI веке в России возникла очевидная необходимость создания системы гражданского воспитания школьной молодежи. Однако, данный процесс невозможен без наличия соответствующей законодательно-нормативной базы. Особенность сформированного в настоящее время правового поля в области формирования системы гражданского воспитания состоит в следующем. Во-первых, нет четкого и однозначного определения понятий гражданское воспитание и гражданская позиция. Во-вторых, результаты системы гражданского воспитания представлены в документах различного уровня весьма размыто и обобщенно. Способы проверки достигнутых результатов не определены. В-третьих, не определена структура возможных направлений деятельности (за исключением патриотизма и волонтерства), а также не уточнен состав участников и их возможные формы и методы взаимодействия. В-четвертых, в законодательных и нормативных документах, посвященных воспитанию гражданской позиции молодежи, не описаны особенности формирования системы гражданского воспитания молодежи в процессе обучения в школе, а какое-либо обобщение или анализ подобного опыта пока очень редки в педагогической литературе.

Объектом анализа выступили нормативно-правовые документы, регулирующие сферу гражданского воспитания. Нами была сформулирована гипотеза о недостаточной проработанности нормативно-правовой базы в сфере создания системы гражданского воспитания школьной молодежи, что в свою очередь, снижает эффективность системной работы в школе по формированию гражданской позиции. Далее определены параметры анализа, отвечающие на вопросы:

1) разграничивает ли правовая норма систему гражданского воспитания школьников и систему гражданского воспитания молодежи;

2) актуализирует ли правовая норма интеграцию воспитания и образования;

3) определены ли на законодательном уровне состав участников процесса формирования гражданской позиции и порядок взаимодействия между субъектами.

Таким образом, систему гражданского воспитания школьников возможно построить только на основе работающего законодательства. Сегодня назрел вопрос о соответствии правовых норм задачам системы гражданского воспитания, ведь «воспитание, развивающее образ мышления, привычки, навыки, понимание, необходимо для сохранения и процветания существующего политического устройства общества» [8]. Обратимся к рассмотрению законодательной и нормативно-методической базы формирования гражданской позиции школьников на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Ключевые гражданские ценности и ориентации декларируются в основном законе страны, на который опираются все остальные акты [1]. Для удобства сравнения приведем следующую таблицу, отвечающую на вопросы, поставленные выше.

Таблица 1

Сравнительные характеристики законодательной и нормативно-методической базы для формирования гражданской позиции молодежи

Нормативно-правовые

акты

Параметры анализа

Разграничение системы гражданского воспитания школьников и молодежи

Актуализация

вопроса интеграции воспитания и образования

Закрепление

перечня субъектов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3].

Не разграничивает.

Актуализирует в следующем: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в ОО, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим ФЗ» [3].

Обозначено в статье 10. Структура системы образования [3].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2].

Разграничения нет.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением.

Субъекты системы воспитания (семья, общество, государство, образовательные, научные, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообщества).

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [4].

Разграничения нет.

Воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом ОУ, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях [4].

Субъекты, задействованные в процессе формирования гражданской позиции молодежи: участвует непосредственно сама молодежь, семья, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020–2025 годы «Петербургские перспективы» [6].

Правовая норма разграничивает по возрастному цензу.

Концепция ориентирует на реализацию идеи государственно-общественного управления образованием как механизма развития открытой воспитательной системы, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию, работающим на интересы личности

ребенка, семьи, общества и государства [6].

Да. Концепция определяет способы активизации и согласования усилий субъектов воспитания разного уровня, обновление воспитательного процесса

на основе личностного, системного, и полисубъектного подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции и эффективного современного опыта.

Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» [5].

Разграничения нет. Патриотическое воспитание — целенаправленная деятельность органов власти, организаций и граждан, связанная с реализацией мероприятий, направленных на формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей [5].

Правовая норма не актуализирует вопрос интеграции воспитания и образования.

Состав субъектов четко не обозначен.

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ

Программа развития ГБОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016–2021 годы [7].

Некоторые разграничения присутствуют (по методам).

Актуализация в следующем: «В современных социально-экономических, культурных условиях для создания положительной мотивации обучающихся на образование, ориентации их на духовно-нравственные ценности, важны все составляющие процессов обучения и воспитания — цели-результаты, содержание, формы и методы, технологии и рефлексия собственного продвижения в образовании» [7].

В программе обозначены такие участники, как: обучающиеся и педагоги; родители; ОУ; государство.

Выделенные параметры позволили провести сравнительный анализ нормативно-правовых документов и сделать следующие выводы по трем параметрам, подтвердив гипотезу.

По первому параметру научного сравнения оказалось, что большинство нормативно-правовых актов, которые мы исследовали, не разграничивают возрастные категории молодежи, хотя воспитание младших школьников и школьников старших классов, студенческой молодежи и работающей — должно, как минимум, вестись по различным методическим принципам и рекомендациям. Более того, документы либо не указывают возраст, либо указывают разрозненные цифры, нарушая единство правового поля.

По второму параметру, мы смогли выяснить, что большая часть рассмотренных документов все-же опирается на концепцию интеграции образовательного процесса и воспитательного, однако абсолютное единство в этом вопросе отсутствует. Общероссийских критериев успешности интеграции систем воспитания и образования также не существует.

По третьему параметру, выяснилось, что абсолютное большинство правовых документов включают в свой текст перечень субъектов образования и воспитания, однако не указывают, идентичен ли этот перечень списку субъектов системы гражданского школьного воспитания.

Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии единства в методологическом и правовом поле создания системы гражданского воспитания школьников, гипотеза подтвердилась частично. Зарубежные исследователи считают, что гражданское воспитание невозможно представить без правового развития «через информацию и просвещение, развитие сознания, опыт преодоления противоречий и способность к критике, к творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [8]. Подводя итог исследованию, стоит также отметить, что на данный момент, перечисленные направления не закреплены в методическом, нормативном или правовом поле, регулирующем сферу воспитания российских школьников.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 сентября 2020 года) // [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» // [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=561547#0
  5. Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 14 апреля 2017 года), URL: http://docs.cntd.ru/document/456009810 (дата обращения 04.10.2020).
  6. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020–2025 годы «Петербургские перспективы», URL: http://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5752/document2.pdf (дата обращения 04.10.2020).
  7. Программа развития ГБОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016–2021 годы https://drive.google.com/file/d/0Bx7DetPXwFDFUXVpUEQ2b2xDRU0/view (дата обращения 05.10.2020).
  8. Banks, J. A. Diversity and citizenship education global perspectives. Ed. J. A. Banks. — San Francisco: Jossey-Bass, 2004. — 485 p.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское воспитание, гражданская позиция, гражданское воспитание школьников, правовая норма, школьная молодежь, гражданская позиция молодежи, интеграция воспитания, образование, Российская Федерация, нормативно-правовая база.


Задать вопрос