Библиографическое описание:

Нестерова Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/ (дата обращения: 17.12.2017).

Статья посвящена формированию гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы. Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам становления патриотизма и духовно-нравственного потенциала учащихся в школе.


Учитель — непосредственный проводник знаний, умений, навыков направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитать ребёнка социально адаптированного и социально ориентированного. Именно поэтому роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна. Надо не только дать сумму необходимых знаний, но и научить рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей.

Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает подлинное духовное содержание. Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.

В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи является патриотизм. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества [2]. Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Для проведения исследования был избран 6 «А» класс МБОУ «СОШ № 34 с уиоп» г. Старый Оскол. Диагностика по методике Степанова П. В., Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой «Личностный рост школьников» позволила ближе узнать внутреннее состояние ребят, на какие ценности они ориентируются, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе сложились у них на данный момент.

Полученные данные обнаружили тревожную тенденцию: у подростков нет достаточного понимания собственной принадлежности к великой нации, к великому народу, нет собственного ощущения гражданами своего государства — 17 %. Диагностика показала, что значительное число обучающихся -25 %, не имеют четкого представления о патриотизме в обществе. Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и патриотизма у подростков в целом невысок. Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма на уроках обществоведческих дисциплин, что в современных условиях необходимо для компетентности и заинтересованности школьников.

Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством [1]. Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.

В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране. Следует отметить, что годы обучения в школе — это время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Обществоведческие дисциплины выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики история, обществознание и уроки православной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как духовность, гражданственность и патриотизм.

Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно-духовное явление, не сводимое только к учебной деятельности. Сущность процесса воспитания гражданской позиции личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии её реализации. С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены:

  • на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу);

  • на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства;

  • на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;

  • на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание;

  • на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России [3].

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа.

Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы.

  • Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий.

  • Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).

  • Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы.

Мониторинг уровня познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению отечественной истории в исследуемом классе показал следующее:


2011–2012 учебный год (%)

2012–2013 учебный год

Средний уровень

47

76

Высокий уровень

53

92


Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Школа — обязательная ступень в жизни каждого человека и любого поколения, его пути к совершенству.


Литература:

  1. Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с.

  2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html

  3. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» — http://www.referent.ru

  4. http://aisorgsu.ru



Основные термины (генерируются автоматически): условиях современной школы, патриотического воспитания, гражданской позиции личности, воспитание граждан Российской, «Патриотическое воспитание граждан, государственного патриотизма, граждан Российской Федерации», уроках обществоведческих дисциплин, проблема воспитания патриотизма, учащейся молодежи, вопросам становления патриотизма, Патриотическое воспитание, развитой личности, развитой личности учащихся, воспитания личности гражданина, характеристиками государственного патриотизма, роль патриотического воспитания, духовного развития личности, рамках государственного патриотизма, Формы патриотического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос