Авторы: Сергеева Бэлла Владимировна, Марченко Олеся Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Сергеева Б. В., Марченко О. В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 809-812.



Обосновывается необходимость формирования гражданской позиции младших школьников, даётся анализ её сущности, содержания и структурной характеристики.

Ключевые слова: гражданская позиция, уровни формирования, цели и функции, структурные компоненты, основные задачи.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданской позиции является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

В науке созданы предпосылки для решения проблемы формирования гражданской позиции на качественно новом уровне. Различные варианты решения проблемы формирования гражданской позиции отражены в работах Г. Я. Гревцевой, Т. М. Толкачевой, О. Сироткина, Е. М. Харитининой и др.

Актуальность проблемы исследования заключается в противоречии между потребностью общества в формировании активной гражданской позиции и недостаточной разработанностью педагогических аспектов.

Формирование гражданской позиции младших школьников — это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребёнку чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, традициям, обычаям [1, с. 14].

Воспитание гражданской позиции не только социальная проблема, но и важная задача педагогической науки и практики, которая должна решаться с самого раннего детства. Особо оно актуально в младшем школьном возрасте. Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. Младших школьников отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда — возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. В жизнедеятельности младших школьников определяющее место принадлежит эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. По мнению психологов, эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личностный смысл [1, c. 16].

В ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

 приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской позиции и обеспечивать;

 создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

 формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

 формирование у обучающегося активной деятельной позиции.

Лабиринт Структура гражданской позиции включает следующие компоненты:

 когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),

 ценностно-смысловой (позитивное или негативное отношение к принадлежности),

 эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),

 деятельный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).

Основными задачами формирования гражданской позиции учащихся в процессе воспитания являются:

  1. Духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание учащихся — формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
  2. Историческое воспитание–знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества.
  3. Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося.
  4. Патриотическое воспитание направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
  5. Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской позиции личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния.

Понятие «гражданская позиция» многозначно:

  1. психологическое ощущение себя гражданином;
  2. способность и готовность выступать в роли гражданина;
  3. высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
  4. приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [2].

Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач деятельности образовательного учреждения. Решая проблему формирования гражданской позиции учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье определяется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В формировании гражданской позиции личности важное место занимает участие детей в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Согласно Е. М. Харитининой, процесс формирования гражданской позиции включает в себя формирование системы определенных представлений и понятий — когнитивный уровень; формирование позитивного эмоционального отношения — эффективный (эмоциональный) уровень; формирование деятельностного подхода (поведение, личностная позиция) — контактивный уровень [4, c. 23].

Формирование гражданской позиции младших школьников строится на конкретной исторической почве, активно используется краеведческий материал; знакомство с символикой Российского государства; национальными традициями, обрядами.

Воспитательная функция гражданской работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Лабиринт Эмоциональность младших школьников диктует необходимость давать знания об обществе, Родине и ее истории в яркой образной форме, опираться на эмоции и чувства детей. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить [3, c. 33].

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданском воспитании следует широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы — всё то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Таким образом, гражданская позиция — это интегративное качество личности, включающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданской позиции школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Литература:

1. Толкачева Т. М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания / Т. М. Толкачева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 14 с.

  1. Торохтий В. С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://iop.mgppu.ru/smi/Stati08.php.

3. Сироткин О. Гражданское воспитание — приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. — 2004. — № 5. — с. 32–34.

4. Харитинина Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. — 2002. — № 9. — с. 23–27.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданской позиции, формирования гражданской позиции, младших школьников, гражданской позиции младших, позиции младших школьников, формирование гражданской позиции, гражданской позиции учащихся, Формирование гражданской позиции, гражданской позиции личности, проблемы формирования гражданской, гражданской позиции школьников, становления гражданской позиции, активной гражданской позиции, Воспитание гражданской позиции, Структура гражданской позиции, реализация гражданской позиции, формировании гражданской позиции, формированием гражданской позиции, необходимость формирования гражданской, решения проблемы формирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос